Структура урока
Структура урока
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| УУД
|
| Этап мотивации (самоопределение к деятельности)
Цель:
Ø мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;
Ø определить содержательные рамки урока
| Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. (Прикрепляет к доске табличку с надписью «Тайга»)
Вторая часть “ребуса”:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.(Прикрепляет к доске табличку с надписью «Васютка»)
- Включает видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».
Подумайте, на какой вопрос мы должны с вами ответить? Сформулируйте тему урока.
2.Организует беседу, основанную на личном жизненном опыте учащихся. Ребята, как вы думаете, насколько жизненно важен ответ на вопрос, который мы с вами должны сегодня найти?
Приводит статистические данные. Прошлым летом, по официальным сообщениям, 9 амурчан потерялись в лесу. Все найдены. 18 февраля 2015 года в отделение погранзаставы посёлка Толбузино поступила информация о том, что потерялись дети. Трое ребят в возрасте от 9 до 11 лет днём ушли в лес и к вечеру не вернулись. Благодаря слаженным оперативным действиям пограничников отделения и членов добровольной народной дружины детей нашли. Выйти на потерявшихся удалось благодаря детским следам на дороге, которые уходили по распадку в сторону реки Амур. Пограничный наряд со служебной собакой пошёл по этим следам. В десятом часу вечера в лесу, в четырёх километрах от реки Амур, поисковики заметили огонь. Это дети грелись у костра. Ребята рассказали, что пошли в лес посмотреть на зайцев. Когда поняли, что заблудились, разожгли костёр, чтобы обозначить место нахождения. Путешественников доставили домой, сообщает пресс-служба Пограничного управления ФСБ России по Амурской области.
- Просит выдвинуть предположение об актуальности поставленного вопроса.
У.: Сегодня мы продолжаем разговор о главном герое рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». «… велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, всё будешь находить что-нибудь новое, интересное». Вместе с Васюткой мы оказались в тайге.
| Смотрят видеофрагмент «Как Васютка выжил в тайге».
Слушают вопросы учителя и отвечают на них.
Выдвигают предположения о теме урока.
Формулируют тему урока и основной проблемный вопрос «Почему Васютка выжил в тайге? Что ему помогло?»
Говорят о том, что люди довольно часто теряются в лесу.
Учащиеся должны сделать вывод о том, что каждый должен знать, что нужно делать, если ты заблудился. Тем более, если ты кадет класса МЧС.
| Л1
Р1
К3
П1
|
| Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности
Цель:
Ø актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
Ø актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
Ø зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия
| Активизирует знания учащихся. Организует работу по проверке знания текста.
Беседа по опорным картинкам.
С помощью опорных картинок вспомним основные события, выпавшие на долю Васютки.
- кедровая шишка.( Чем снабжал рыбаков, за ними и ходил в тайгу)
- глухарь ( из-за него заблудился)
- хлеб ( почему мама заставила взять в тайгу хлеба?)
- затеси (понял, что заблудился, когда не смог отыскать затеси)
-костёр ( развел костер. Приготовил пищу, обогрелся)
- Озеро, рыба ( почему, увидев в озере рыбу, Васютка удивился?)
-5 ( сколько дней блуждал в тайге?)
|
Учащиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы теста по содержанию рассказа «Васюткино озеро».
| Л2
Р3
К1
П2
|
| Этап постановки учебной задачи (проблемы)
Цель:
Ø выявить места и причины затруднения;
Ø организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.
| Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели урока.
У.: Молодцы. Вы прекрасно справились с заданием.
А теперь нам предстоит поработать в группах, чтобы ответить на главный вопрос нашего урока.
1 группа «Психологи»: работают над ответом на вопрос : «Что чувствовал Васютка, оказавшись один в тайге»
2 группа «Топографы»: проследить путь Васютки по тайге. Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как он выбрался.
3 группа «Знатоки текста»: вам надо подготовить связный рассказ на тему «Какие знания помогли Васютке выжить в тайге».
4 группа «Географы»: отец Васютки говорил: «Тайга-наша кормилица», но ему же принадлежат слова « Тайга хлипких не любит». Какой же изображает писатель тайгу?
5 группа «Спасатели»: готовят памятку- презентацию: «Что делать, если ты заблудился в лесу», «Советы идущему в лес», «Как вести себя в лесу», «Как развести костер».
| Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.
| Р1
К1
П1
|
| Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.
Цель:
Ø постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
| Учитель организует групповую деятельность учащихся.
| Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации. Работают в группах.
| Л3
Р2, Р4
К4
П1, П2
|
| Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель:
Ø включение нового способа действий в систему знаний;
Ø повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
| Организует деятельность учащихся по защите проектов.
Учитель организует беседу по вопросам после выступления каждой группы.
1 группа:
Как преодолел страх Васютка? Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
2 группа: Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
3 группа: (Посмотрим, какие личные качества помогли Васютке выжить)
- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить?
4 группа: какие подсказки дает природа мальчику? Какие ловушки устраивает? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?
- Можно ли сказать, что герой в тайге был абсолютно один? Чему тайга научила Васютку?
Прикрепите на доску свой ответ на поставленный вопрос.
Вывод:
Васютка выжил в неприветливой тайге. Что же ему помогло?
5 группа: Васютка «с детства впитал таёжные законы». А что делать нам, городским жителям, если мы заблудимся в лесу?
| Защищают проекты.
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют вывод по проблеме урока.
| Р3
К2, К3
П3
|
| Этап рефлексии учебной деятельности
Цель:
Ø оценить результаты собственной деятельности.
| Организовывает фронтальную беседу. Что хотел донести Астафьев до читателя? Какова идея рассказа? Природа – мудрый наставник, друг, учитель, она помогает выбраться из тайги, однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. Значение имени Васютка).
У нас в разных местах расположены цитаты. Какая цитата, на ваш взгляд, наиболее точно передает идею произведения?
Предлагает сдать оценочные листы и выбрать домашнее задание. (записать на доске)
У.: Подведем итоги урока. Подумаем над вопросами:
- Что я узнал на уроке?
- Где мне это пригодится?
Прием «Ладошка».
Домашнее задание. Инструктаж по его выполнению:
1 уровень: сообщение по плану «Как Васютка выжил в тайге»
2 уровень: «Письмо Васютке»
3 уровень: один день из «Дневника Васютки»
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.
| Л2
Р5
К3
П3
|
|