Доминанта
Доминанта
По составу с трезвучием V ступени сходны трезвучия VII и III ступеней.
Они отчасти тоже могут представлять доминантовую функцию.
---------------------------------------------------------------------------------------
ТрезвучиеVI ступени является одновременно и слабой тоникой, и слабой субдоминантой. VI53 – аккорд посредник, «медианта».
ТрезвучиеIII ступени является одновременно и слабой тоникой, и слабой доминантой. III53 – аккорд посредник, «медианта».
VI53 – на терцию ниже I ступени, «нижняя медианта».
III53– на терцию выше I ступени, «верхняя медианта».
Терцовая функциональная последовательность аккордов.
Неизменная логика следования функций и аккордов в классической гармонии:
от меньшего напряжения к большему или разрешение в тонику.
От Тоники (I) к слабой Субдоминанте (VI), затем более сильные субдоминанты (IV, II6, II7), переход к слабой доминанте (VII6, VII7), более напряженная доминанта (V, V7), и, наконец, разрешение в тонику (I).
В любой момент этого круга можно перейти в тонику, «обнулить напряжение».
Любое звено круга может быть пропущено — возможен переход сразу к более напряженному аккорду.
|
До-мажор (натуральный)
|
T S D T
------------------------------------------------------
С F G C
С Am F G G7 C
С Am F Dm/F G7 C F C
C Dm/F Ho7/F G7 Am F G G7 C
|
Ля минор (гармонический)
В миноре аккорды доминантовой функции (V, VII, III) нуждаются в повышенной VII ступени – вводный тон тональности, указывающий на тонику I ступень — «гармонический минор».
В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени:
V – мажорное трезвучие
VII – уменьшенное трезвучие
III – увеличенное трезвучие
Ля-минор
V VII III
E G#dim С+5
|
T S D T
-------------------------------------------------------------------------------------------
Am Dm E Am
Am F Dm E E7 Am
Am F Dm Hdim/D E С+5/Е Am Dm Am
Am Hdim/D G#o7/D E7 F Dm E7 Am
|
Натуральный минор
Натуральный минор более редок в классической гармонии.
Из-за низкой VII ступени нет вводного полутона к тонике. Нет острого тяготения доминанты в тонику.
Аккорды доминантовой группы в натуральном миноре оказываются слабее субдоминантовых аккордов.
Хорошо звучит следующее последование:
t d s t
В сочетании с аккордами гармонического минора:
t d s D t
t s d D t
|
Ля-минор (натуральный)
|
||: Am G F E :||
Am С Dm Am
Am Em F Dm E
Am G Dm E Am
Am Dm С E Am
|
В мажоре возможно понижение VI ступени – «гармонический мажор». В результате меняются все аккорды субдоминантовой группы.
Красочные аккорды гармонического мажора вносят оттенок минорности, меланхоличности или «восточной неги».
Используются наравне с субдоминантовыми аккордами натурального мажора.
В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени:
IV – минорное трезвучие
II – уменьшенное трезвучие
VI – увеличенное трезвучие
До-мажор
IV II VI
Fm Ddim Aь+5
|
Популярные варианты аккордов:
II53 – используется чаще на басу IV ступени, так подчеркивается его субдоминантовая роль.
Т.е. в басу терцовый тон — аккорд берется в виде секстаккорда, II6.
II7 – яркая субдоминанта.
VII53 – обычно уменьшенное трезвучие, для смягчения используется чаще на басу II ступени. Т.е. в басу терцовый тон – аккорд берется в виде секстаккорда, VII6.
VII7 – яркий аккорд, отчасти субдоминанта, отчасти доминанта.
V7 – яркий аккорд доминанты.
III53 – используется чаще на басу V ступени, так подчеркивается его доминантовая роль.
Т.е. в басу терцовый тон — аккорд берется в виде секстаккорда, III6.
После доминанты можно взять «псевдотонику» - VI53. Эффект неожиданной подмены тоники, называется «прерванный оборот».
|
|