Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Доминанта



Доминанта

По составу с трезвучием V ступени сходны трезвучия VII и III ступеней.

Они отчасти тоже могут представлять доминантовую функцию.

---------------------------------------------------------------------------------------

ТрезвучиеVI ступени является одновременно и слабой тоникой, и слабой субдоминантой. VI53 – аккорд посредник, «медианта».

 

ТрезвучиеIII ступени является одновременно и слабой тоникой, и слабой доминантой. III53 – аккорд посредник, «медианта».

 

VI53 – на терцию ниже I ступени, «нижняя медианта».

III53– на терцию выше I ступени, «верхняя медианта».

Терцовая функциональная последовательность аккордов.   Неизменная логика следования функций и аккордов в классической гармонии: от меньшего напряжения к большему или разрешение в тонику.   От Тоники (I) к слабой Субдоминанте (VI), затем более сильные субдоминанты (IV, II6, II7), переход к слабой доминанте (VII6, VII7), более напряженная доминанта (V, V7), и, наконец, разрешение в тонику (I).   В любой момент этого круга можно перейти в тонику, «обнулить напряжение».   Любое звено круга может быть пропущено — возможен переход сразу к более напряженному аккорду.  

 

До-мажор (натуральный)   T       S          D            T ------------------------------------------------------   С       F          G       C   С Am  F           G G7    C   С Am  F Dm/F     G7         C F C   C  Dm/F Ho7/F  G7    Am  F G G7 C    

 

 

  Ля минор (гармонический)   В миноре аккорды доминантовой функции (V, VII, III) нуждаются в повышенной VII ступени – вводный тон тональности, указывающий на тонику I ступень — «гармонический минор».   В гармоническом миноре из-за повышения VII ступени: V – мажорное трезвучие VII – уменьшенное трезвучие III – увеличенное трезвучие   Ля-минор       V          VII          III       E        G#dim          С+5   
  T                   S                     D                T -------------------------------------------------------------------------------------------   Am               Dm                    E                Am   Am     F   Dm                    E   E7    Am   Am     F   Dm   Hdim/D E  С+5/Е Am Dm Am   Am            Hdim/D  G#o7/D E7               F   Dm E7 Am  

 

Натуральный минор   Натуральный минор более редок в классической гармонии. Из-за низкой VII ступени нет вводного полутона к тонике. Нет острого тяготения доминанты в тонику.   Аккорды доминантовой группы в натуральном миноре оказываются слабее субдоминантовых аккордов.   Хорошо звучит следующее последование: t d s t   В сочетании с аккордами гармонического минора:   t d s D t               t  s d D  t  

 

Ля-минор (натуральный)         ||: Am G F E :||     Am     С  Dm Am   Am   Em F    Dm  E   Am    G      Dm E Am   Am Dm С  E Am

 

 

  В мажоре возможно понижение VI ступени – «гармонический мажор». В результате меняются все аккорды субдоминантовой группы. Красочные аккорды гармонического мажора вносят оттенок минорности, меланхоличности или «восточной неги». Используются наравне с субдоминантовыми аккордами натурального мажора. В гармоническом мажоре из-за понижения VI ступени: IV – минорное трезвучие II – уменьшенное трезвучие VI – увеличенное трезвучие        До-мажор              IV           II            VI   Fm           Ddim            Aь+5       

 

  Популярные варианты аккордов: II53 – используется чаще на басу IV ступени, так подчеркивается его субдоминантовая роль. Т.е. в басу терцовый тон — аккорд берется в виде секстаккорда, II6.   II7 – яркая субдоминанта.   VII53 – обычно уменьшенное трезвучие, для смягчения используется чаще на басу II ступени. Т.е. в басу терцовый тон – аккорд берется в виде секстаккорда, VII6.   VII7 – яркий аккорд, отчасти субдоминанта, отчасти доминанта.   V7 – яркий аккорд доминанты.   III53 – используется чаще на басу V ступени, так подчеркивается его доминантовая роль. Т.е. в басу терцовый тон — аккорд берется в виде секстаккорда, III6.   После доминанты можно взять «псевдотонику» - VI53. Эффект неожиданной подмены тоники, называется «прерванный оборот».    

 

 

             

       

 

      

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.