Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Молодцы! Вы как настоящие композиторы нашли точные интонации и смогли выразить характер персонажей.



 

-Ребята, мы продолжаем раскрывать тайны музыки, которые делают её выразительной. Продолжаем размышлять о том, почему музыка заставляет нас радоваться или грустить, удивляться или восхищаться.

 

Прежде чем определить тему сегодняшнего урока , я предлагаю вам послушать обычный случай из жизни обычного школьника, может быть и из вашей жизни тоже.

 

Представьте себе, что вы приходите домой, бросаете портфель в один угол, одежду – в другой. Начинаете играть с игрушками, бросаете и их. Неожиданно приходит с работы мама. Она останавливается в дверях и, глядя на всё это безобразие, говорит: “Так, мне это нравится!” [1].

(По щелчку появляется изображение мамы и её слова “Мне это нравится!”). Однако вам, несмотря на слова мамы, сразу становится понятно, что всё это ей совсем не нравится. Как же вы догадались, что маме не нравится созданный вами беспорядок?

Дети. У нее голос строгий.

Учитель.Да, весь секрет строгого голоса мамы – в интонации.

Слово “интонация” в переводе с латинского языка означает “громко произношу” . Слово называет что-либо, интонация заставляет почувствовать это. Иногда одни и те же слова, произнесённые с разной интонацией, полностью меняют смысл сказанного.

 

А сейчас попробуйте сами с разной интонацией произнести предложение “Солнышко встало”. Сначала вы просто сообщаете нам об этом.

Дети. (Произносят предложение, понижая интонацию в конце.)

Учитель. Хорошо. А теперь произнесите это предложение с вопросительной интонацией.

Дети. (Произносят предложение, повышая интонацию в конце.)

Учитель. Молодцы. С какой интонацией нам ещё надо произнести это предложение?

Дети. С восклицательной.

Учитель. Да, с восхищением!

Дети. (Произносят предложение, делая ударение на слове “солнышко”.)

- Мы сейчас с вами что делаем?

+Разговариваем.

- То есть вы слышите разговорную речь, которая пронизана различными интонациями. И на письме эти интонации обозначаются различными знаками – точкой, восклицательным или вопросительным знаками, запятыми.

-Например, в одной из сказок принцесса издала указ, в котором забыла поставить запятую, которая решала жизнь человека – казнить нельзя помиловать.

- Определите тему сегодняшнего урока.

- Как интонация разговорной речи может быть связана с музыкой?

-Тема нашего урока – «Музыкальная интонация».

- Как вы это понимаете?

-Зная тему, что вы сегодня хотите узнать на уроке?

- Музыкальная интонация вырастает из речевой. Её можно петь.

- (Интонация (от латин. «интоно» — «громко произношу») — в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Ее называют душой музыки, основой музыкального мышления и общения.

Слово «интонация» иногда понимается в более узком значении. Говорят, например, о чистой или фальшивой интонации. Здесь имеются в виду тончайшие оттенки высоты, возникающие в процессе исполнения.);

В музыке интонации бывают изобразительные (то есть изображают людей, животных, явления природы) и выразительные (то есть выражают чувства, мысли, настроение). 

-Давайте послушаем музыкальные примеры.

Слушание Д.Кабалевского «Три подружки»

Слушание музыки. Анализ.

- Может ли музыка нарисовать портрет?

- Сколько персонажей изобразила музыка?

-Сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение А.Барто, а название этого стихотворения вы назовете сами.

Слушание аудиозаписи стихотворения.

-Как бы вы его назвали?

-Кто главный герой?

-Советский композитор С.С.Прокофьев сочинил музыку для этого стихотворения и вот что у него получилось.

Слушание С.Прокофьева «Болтунья».

- Какой была музыкальная интонация? (суетливая, болтливая, озорная, забавная, игривая и т.д.)

- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?

- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

Выявление музыкальных интонаций через образ «Графа Вишенки» из детского спектакля «Чиполлино»

Песня Графа Вишенки :

                                         Вновь без сладкого на ужин,

Никому я здесь не нужен!

Не согрет и не обласкан,

Так ужасно одинок…

- Определите, какая, по-вашему, здесь будет музыкальная интонация?

- Сравним ваши предположения с музыкальным произведением.

 

 

Слушание. Анализ.

- Какой была музыкальная интонация? (жалобная, печальная, горестная, плачевная, тоскливая и т.д.)

- Похожа музыкальная интонация на ваше музыкальное описание?

- Какую связь можно выявить между музыкой, литературой и ИЗО?

- Молодцы! Вы как настоящие композиторы нашли точные интонации и смогли выразить характер персонажей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.