|
|||
Режиссура занятия ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Режиссура занятия В уроке тренинге обязательно должны быть предлагаемые обстоятельства и наличие ролей: - предлагаемые обстоятельства – создают действие; - наличие ролей – рождает конфликт. Тренинг может стать боле эффективным «инструментом» в руках педагога, если приобретает целенаправленность и строиться с учетом индивидуальных условий, в которых он применяется. Исходя из этого можно классифицировать тренинги (Н.Ф. Щербина): ü Тренинг – школа – освоение основ артистической техники. Этот вид тренинга должен проводиться длительное время. ü Тренинг-диагноз – его функция диагностическая. С помощью специально подобранных упражнений педагог сможет составить представление о личном и профессиональном потенциале, обучающихся, следовательно более дифференцировано построить учебную и творческую работу. Игровая форма тренинга поможет скрыть исследовательскую позицию педагога. ü Тренинг-разминка – настраивает на работу, разогреть свой психофизический аппарат и подготовить его к творчеству. Комплекс упражнений рассчитывается на 15-20 минут. ü Тренинг тематический – один из наиболее сложных и продуктивных тренингов. Цель – овладение «природой чувств» данного спектакля. Режиссер выбирает или придумывает упражнения на тему будущего спектакля. Он «подкалывает» к уже знакомым упражнениям предлагаемые обстоятельства пьесы и роли. ü Тренинг-эксперимент – требует определенной предварительной подготовки и художественной программы. Направлен на развитие специальных способностей актера. Для плодотворной работы в самодеятельном творческом коллективе необходимо лишь понимание системы в одной простой формуле «я действую в предлагаемых обстоятельствах». Наиболее наглядно это просматривается в «методе физических действий». «Метод» можно развернуть в нескольких ключевых принципах: ü Действие - как язык театрального искусства. ü Внимание, воображение, свобода и действие – важнейшие и взаимообусловленные элементы «системы». ü Действие всегда целенаправленно и результативно. ü Действие – единый психофизический процесс, следовательно, действие – путь к творчеству. ü Действие может совершаться только здесь, сейчас, впервые. ü Овладение логикой действий героя – путь к перевоплощению. ü Личностный характер действия – также путь к перевоплощению. ü Творчество артистов возможно только предлагаемых обстоятельствах и только в сфере воображения.
Не один из этих принципов не может быть опущен или проигнорирован в процессе педагогической и режиссерской работы. Упражнения, которые предполагает методика работы с детьми, должны быть просты, доступны, наглядны, и в то же время, иметь далекую перспективу. Они являются как бы миниатюрной моделью всего метода физических действий. Эти упражнения тренируют в актере качества, необходимые при работе по этому методу (умение выстраивать непрерывную линию действий, умение менять логику поведения в зависимости от изменения предлагаемых обстоятельств, умение подлинно сиюминутно действовать не сцене и т.д.).
Способность к творчеству на сцене требует самого тщательного развития, ее надо растить бережно и скрупулезно. Ученик должен учить себя сам – открывать для себя секреты свободного существования на сцене и в жизни. Тогда каждый их них будет понят на всю жизнь. Такой путь более труден и для учеников и для педагогов.
Согласно традиционной системе обучения педагоги и ученики разъединены – занимаются разными делами: одни учат, другие учатся. Знания, легко достающиеся, быстро забываются. И напротив, активная позиция учеников превращает для них процесс обучения в личностно значимую деятельность. Актер в школе Станиславского должен расти сам; педагог же стимулирует его рост, создает максимально благоприятные условия для этого роста. В методе физических действий личность актера приобретает первостепенное значение. Процесс обучения является процессом развития личности ученика, все более полным раскрытием его индивидуальности, стимулированием его самостоятельного творчества. Поэтому необходим опосредованный подход в обучении. Надо не навязывать ученику готовый результат, а опосредованно подводить его к тому, чтобы он нашел верный результат сам. Для этого необходимо выстраивать учебный процесс по принципу «от простого к сложному». Этот принцип ведет к постепенному все более глубокому овладению искусством театра.
Любое задание, предложенное ученикам должно быть выполнено ими только после некоторого труда. Задания и упражнения принесут ничтожную пользу, если степень трудности будет ниже психофизических возможностей данного возраста. Занятия необходимо выстраивать так, чтобы задача постепенно усложнялась (по принципу совершаемое действие в «если бы…»). Первые задания должны быть простыми, но все же представлять некоторую трудность. Словесные объяснения руководителя должны быть понятны и доходчивы. Доступность задания и объяснений – залог успеха.
Легкие задания не увлекают, в результате снижается эмоциональный тонус, итоги работы будут неудовлетворительны. Если задания будут слишком трудными, участники испытывают неудачи, постепенно теряют веру в свои силы, и могут вовсе покинуть коллектив. Поэтому любое занятие в творческом коллективе необходимо планировать и проводить по принципу «от простого к сложному» учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого участника коллектива.
|
|||
|