Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Исторический аспект.



Исторический аспект.

В Европе довольно долгое время духовное воспитание фактически сводилось к изучению канонов православия и заучиванию текстов священных писаний. Поэтому особенно важными являются взгляды Я.А. Коменского на развитие в ребенке как физических, так и духовных сил. Обращаясь к идее Цицерона о том, что нашим духовным силам врождены семена добродетелей, и если этим семенам дать развиться, то сама природа приведет нас к счастливой жизни, Коменский выводит формулу нравственного воспитания, которая состоит в «изучении мудрости, которая делает нас возвышенными, мужественными и великодушными», т.е. «нравственными» и «благочестивыми», и предлагает шестнадцать правил «искусства развивать нравственность», которые основаны на жизненном опыте, почтенном обращении к старшим и изучении священного писания.

Религиозность как основа воспитания соответствовала требованиям эпохи и поэтому была отвергнута представителями более позднего периода – гуманистами. Для И.Г. Песталоцци целью нравственного воспитания являлось развитие у детей деятельной любви к людям, достижение единства с собой и согласия со всей окружающей природой – с помощью любви, признательности и доверия, очарования красоты, чувства гармонии и душевного покоя.

Наряду с вопросами нравственности, мыслители Ренессанса большое внимание уделяли вопросам морали, т.к. человек снова стал мыслиться как самостоятельная творческая сила, способная к самосовершенствованию. Согласно теории Гегеля, под нравственностью прежде всего следует понимать обычаи, нравы, в которых «индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения», т.е. это нечто, предшествующее собственно морали, поскольку обычаи сохраняют значение и в современном обществе, более простые формы регуляции, чем мораль. В то же время конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом, выходят за рамки морали. В связи с этим мораль рассматривается Гегелем как форма сознания, регулирующая поведение посредством фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев общественного мнения.

Нравственность, как область практических поступков, обычаев, нравов, рассматривается в трудах философов как сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения и самоорганизации благодаря сознательности, переходящей в склонность и спонтанное побуждение к добрым поступкам.

В нравственной философии русского Просвещения 18 в. (А.П. Куницын, А.Ф. Бестужев, И.И. Новиков и др.) нравственность рассматривается как естественное проявление человеческой природы, а природа, в свою очередь, является образцом всего доброго и прекрасного.

Основываясь на этих взглядах, К.Д. Ушинский определил главной целью воспитания воспитание нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами, и доказал, что система воспитания, построенная с учетом интересов самого народа, способна развить и укрепить в детях ценнейшие моральные качества – патриотизм, национальную гордость и любовь к труду.

Советский период для отечественного образования оказался тяжелым испытанием. На фоне идеологических концепций формирования «будущих строителей коммунизма» выделяется теория нравственного воспитания В.А. Сухомлинского, предлагающая строить процесс нравственного развития на простых правилах человеческого общежития, на воспитании в процессе физической, трудовой, умственной, эстетической деятельности, формировать стремление к самовоспитанию.

В послевоенные годы педагогические воззрения разделились: одни ученые остались сторонниками традиционного подхода к воспитанию как одностороннему процессу с внешне заданными нормативами (Ю.К. Бабанский, Т.А. Ильина, Т.Н. Мальковская, Н.Е. Щуркова и др.). И.С. Марьенко, И.П. Подласый, И.Ф. Харламов и др. современные гуманисты сущность процесса нравственного воспитания видят в наиболее полном развитии способности человека к духовному и физическому саморазвитию, самовоспитанию и самореализации.

Анализ теоретического состояния вопросов духовного и нравственного воспитания в трудах современных педагогов приводит к выводу, что проблема нравственного воспитания неразрешима без обращения к проблеме духовности: суть воспитания заключается в формировании нравственных, моральных, этических, культурных, правовых и др. норм личности, принятых определенным человеческим сообществом. При этом нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра, порядочности, справедливости, должного, а соблюдение моральных норм и правил базируется на сознательности и санкционируется формами духовного воздействия [Русакова Т. Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 80–87. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770290.htm. ].

 

Список литературы:

1. Духовность, художественное творчество, нравственность. Материалы «круглого стола». Выступали Л.П. Буева, В.Н.Шердаков и др.//Вопросы философии. – 1996. - №2. – С.3-41.

2. Зинченко, В. П. Размышления о душе и ее воспитании (Час Души) / В.П. Зинченко //Вопр. философии. – 2002. – №2. С. 119-136.

3. Русакова Т.Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия: монография. – Изд.: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH Co. KG, 2010.– 186с.

4. Лихачёв Б.Т. Школа и церковь: новые отношения //Педагогика. – 1991. - №6. – С.33-36.

5. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Антоло-гия пед. мысли в России первой половины XIX в. – М., 1987. – С. 42-48.

6. Финагина О. В., Архипова О. В., Ильина Ю. Б. Отечественные традиции ду-ховно-нравственного воспитания (историко-теоретический аспект) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4276–4280. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55120.htm.

7. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. /Под ред. А.И.Пискунова. – М., 1971.

Литература из рабочей программы:

Основная учебная литература

 

1. Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования. Этикет : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 134 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08486-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434382

2. Курочкина, И. Н. Методика обучения и воспитания младших школьников. Этикет : учебное пособие для прикладного бакалавриата / И. Н. Курочкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 176 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08491-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/434381

 

Дополнительная учебная литература

 

1. Диагностика духовного опыта младшего школьника: методические рекомендации / Е.А. Лупандина, Т.Г. Русакова .— 2018 .— 40 с. : ил. http://lib.rucont.ru/efd/652135/info

2 Большаков, В.И. Динамика культурно-цивилизационного процесса : учебное пособие / В.И. Большаков. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2016. - 441 с. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=442966

3. Лебедев, В. Ю. История религий : учебник для академического бакалавриата / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко ; под редакцией В. Ю. Лебедева, А. М. Прилуцкого. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 456 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01033-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/432883

4. Религиоведение : учебник для академического бакалавриата / М. М. Шахнович [и др.] ; под редакцией М. М. Шахнович. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06458-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/445031

5. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09429-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/441770 .

6 Этика : учебник для академического бакалавриата / А. А. Гусейнов [и др.] ; под общей редакцией А. А. Гусейнова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 460 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01075-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/431774



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.