Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.



Тема 1. Основные концептуальные положения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». Становление духовно-нравственной культуры многонационального российского государства.

 

Задание. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

1. Что включает в себя предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

2. Дать определение понятиям: духовно-нравственная культура, мультикультурность, плюрализм, мультирелигиозность, нравственность, духовность.

3. Назовите фамилии ученых (и их утверждения), которые разрабатывали идеи нравственности и духовности.

4. Прочитайте Приложение к Лекции 1 ответьте на вопросы: 1 – стр. 5, 2 – стр. 6, 3 – стр. 7.

5. Ознакомьтесь со словарем терминов и определений.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно – ОРКСЭ) вводится в рамках культурологического подхода. Ключевое слово в названии предмета «культура», а не «религия» и не «вероучение». Предмет носит развивающий и просветительский характер. В нем рассматриваются мировоззренческие вопросы. Он позволяет школьникам не только понять то, что у разных людей есть все основания иметь разные мировоззренческие позиции, но и познакомить с ними.

У нас государство и школа светские. Светскость есть признание в качестве ценности и фактическое наличие в общественных отношениях свободы вероисповедания, совести, убеждений и мысли. Это означает, что знания о религиях должны преподаваться в светской школе в соответствии с общеобразовательными критериями, в не конфессиональном варианте, а как развивающее знание.

Духовно-нравственное образование предполагает знакомство школьников с ценностями и этическими нормами, «присвоение» ими этого знания. Очевидно, что наряду с научными знаниями, информацией о законах развития человеческой цивилизации, об устройстве общества, культуре невозможно не знакомить учащихся с основами религиозной культуры в целом и традиционными для нашей страны религиями.

На плечи учителей ложится огромная ответственность за то, чтобы предмет не расколол российское общество, а помог решить важнейшие задачи социализации школьников, их идентификации, духовно-нравственного воспитания. Основной целью вводимого нового предмета является формирование у младших школьников «…мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений» [Данилюк А.А. Основы религиозных культур и светской этики: Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. М.: Просвещение. – 2010].

Духовно-нравственная культура – это не просто новый предмет, но непрерывное воспитание мировосприятия, мировоззрения, воспитание чувств. Духовный компонент, нравственные коллизии присутствуют во всех видах знаний, во всех предметах школьного курса: нужно только акцентировать этот их воспитательный потенциал. Очевидно, что для решения задач духовно-нравственного воспитания школьников необходимым станет разработка и внедрение новых предметов. В контексте вышесказанного предлагается рассматривать вводимый в школьную практику новый предмет.

Гуманистическая направленность образования основывается на праве ребёнка получать всю полноту знаний о нашем мире, о мировой культуре и о религиях мира как важной составляющей этой культуры. Не стоит забывать и о том, что в наши дни большинство людей планеты верит в духовную сверхсущность как источник жизни. Мы живем в стремительно меняющемся мире, и охранительная функция религий в нем достаточно велика. Духовная культура общества обогатилась в последние годы таким феноменом, как мультикультурность и плюрализм.

В школе учащиеся могут приобрести опыт тех взаимоотношений и взаимосвязей, которые реально существуют за ее пределами. Новый предмет должен и может сыграть в этом важную роль. Особое значение он приобретает и в решении других задач социализации и воспитания школьников. Религиозные культурные традиции необходимо изучать из уважения к ним и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов, которые возникают, когда люди не имеют духовных ориентиров и убеждений друг друга и не знают связанных с ними традиций.

Чтобы понять, почему они в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми люди руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, следует иметь представление о том, что для него свято, как он может понять те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Необходимо умение избегать столкновений, не поступаясь своей совестью и не предавая личных, национальных, государственных и семейных традиций, интересов, идеалов и святынь.

Сегодня в жизни некогда монолитно-культурных анклавов происходят значительные изменения. Наша страна, претерпевая крупномасштабные миграции людей, в этом смысле не является исключением. Эти процессы приводят к размыванию привычных форм культурной самоидентификации. В таких условиях воспитание осмысленного уважения к своей и иной духовной, в том числе религиозной культуре, – необходимый ответ на такие вызовы как мультирелигиозность и поликультурность современной жизни.

Сегодня речь идет о шести модулях в новом предмете. В основе преподавания декларирован культурологический язык подачи материала, а также право выбора родителями модулей, связанных с православием и другими традиционными религиями России (ислам, иудаизм, буддизм), светской этикой или мировыми религиями. Таким образом, вроде бы учтены интересы и права и атеистов, светских гуманистов и представителей неправославных исповеданий. Следует, однако, сразу отметить, что на самом деле присутствует понимание того, что «поле культуры», в рамках которого предлагается преподавать этот курс, культурологическая методология создают неоспоримые преимущества именно православному христианству, ведь культурообразующая роль православия в судьбе России не сопоставима ни с одним другим конфессиональным влиянием. Авторы различных пособий по-разному стараются решать проблему учета такого дисбаланса.

Список модулей:

«Основы православной культуры»

«Основы исламской культуры»

«Основы буддийской культуры»

«Основы иудейской культуры»

«Основы мировых религиозных культур»

«Основы светской этики»

Возникают вопросы и по поводу слова «духовно-нравственное». С нравственным воспитанием наши учителя уже знакомы. А что привносит слово «духовность»? В философии «духовность» понималась как стремление к абсолюту нравственных истин. Это стремление и опыт порождают высшие способности: разумность, дар речи, волю, совесть, свободу, интуицию, высокие эстетические чувства, творческую активность, открытость в самопознании и в самоопределении, жажду совершенства, способность к любви и служению. Духовность – это также и умение устанавливать свободные, продуманные и ответственные отношения с другими людьми, способность брать на себя ответственность за свои поступки и за поступки других, и за все живое на земле. С этой точки зрения и практика советской школы, и атеистическое мировоззрение вполне духовны. С религиозной точки зрения мера духовности человеческой жизни определяется очень конкретным отношением – связью человека с Богом. В той степени, в которой человек сознательно выстраивает свою жизнь в соответствии с библейскими заповедями, можно говорить о духовности его существования.

Таким образом, понятие духовности включает в себя и гуманистические идеалы, и религиозные представления, то есть является связующим звеном двух миропониманий. Стремление к духовности не приводит к противопоставлению, но рождает взаимопонимание, что также является важнейшей задачей нашего сегодняшнего образования и воспитания (Т.Д. Шапошникова).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.