Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполните тест



 

ТЕМА: Основные грамматические синтаксические нормы СРЛЯ. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

МОТИВАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли правильно и выразительно, в соответствии с содержанием. Поэтому понятие «языковая (литературная) норма» - ключевое в учении о правильности речи. Известно, что русский язык – язык нормированный, т.е. подчиняющийся определённым нормам и правилам.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. учебная: познакомить с нормами грамматической сочетаемости слов; формировать знания учащихся о предмете изучения культуры речи, грамматической норме, выработать умения находить и различать грамматические ошибки.

  1.  развивающая: развивать словарный запас и умение связно и грамотно излагать свои мысли, развивать коммуникативные качества речи; умения контролировать и корректировать собственную речь;
  2. воспитательная: формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры.

Интеграционные связи:

 

Дисциплины Знать
Межпредметная интеграция  
Иностранный язык Заимствования из разных языков
Русский язык  Лексика
Внутрипредметная интеграция  
 Культура речи Правильное значение слов

 

Список литературы:

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е.Крючкова, Л.А. Чешко. – М.: Просвещение, 2006

2. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2003.

3. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

4. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2007

5. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2006.-68С.

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ:

1. Строя деепричастный оборот, надо помнить, что основное действие, выраженное глаголом, и добавочное, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом: Читая книгу, студент обычно делал записи.

Алгоритм выполнения задания:

1. Ищу субъект в именительном падеже (кто?) Читая книгу, (кто?) студент обычно делал записи.

2. Ищу основное действие субъекта: Читая книгу, студент обычно делал записи.

3. Ищу добавочное действие (как делал?) субъекта: Читая книгу, студент обычно делал записи.

ЕСЛИ СУБЪЕКТА НЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. В определённо-личном или неопределённо-личном предложении подставляю субъект в именительном падеже (кто?)

Глядя в окно, люблю наблюдать за птицами. Кто? (Я)

2. В безличном предложении ищу формулу: (можно, нужно, необходимо, следует, нельзя…) + инфинитив

Готовясь к экзаменам, следует внимательно изучить материал.

Чтобы переделать неправильно употребленное предложение, нужно посмотреть, один ли субъект выполняет оба действия: основное и добавочное.

Например:

Сидя у окна, в комнату влетел воробей.

Кто сидел?

Кто влетел?

Надо переделать так, чтобы 1 субъект (лицо) выполняло действие.

Сидя у окна, я увидел влетевшего в окно воробья.

ЗАДАНИЕ:

Выполните тест



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.