Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс Тематический час . Ход урока



9 класс      Тематический час 

ТЕМА: ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

        «Закон одинаков для всех!»

Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях.

· Способствовать развитию интереса учащихся к правовым знаниям;

· Способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине.

Ход урока

I. Организационный момент:

Учитель:

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье?

(ответы учащихся)

II. Основная часть:

Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель:

- В руках у меня две нити -

(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

- С чем можно сравнить эти нити?

(ответы учащихся - с жизнью)

- Сейчас мы сможем найти конец нити, что это может означать, как вы думаете?

(ответы учащихся - наша жизнь протекает легко и гладко.)

- Что будет означать, если нить запутана?

(ответы учащихся - трудно найти концы)

-А если применить к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся”

- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

- Мы продолжаем сегодня знакомиться с законами, определяющими нашу жизнь. Давайте еще раз вспомним и повторим, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

2. История появления Закона:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились главные вопросы:

-Что люди могут делать и чего не могут?

-Что они обязаны делать и чего не обязаны?

-На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» - всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

-Как вы думаете, почему страна стала процветать, счастливы стали её жители, они почувствовали себя в безопасности?

(ответы учащихся - жители стали жить по законам)

Учитель :

- Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

Людям удалось решить Главные Вопросы, появился Закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека».

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной Закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Практическая часть:

Задание 1

Учитель:

- В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права…

(ответы учащихся)

- Поговорим о наших обязанностях…

(ответы учащихся)

-Выберите права и обязанности:

(ответы учащихся)

Права:

-Жить и воспитываться в семье;

-Получить паспорт гражданина РФ;

-Работать в свободное от учебы время;

-Право на охрану здоровья.

Обязанности:

-Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

-Получить основное образование (9 классов);

-Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения;

-Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

Ответственность:

-Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы;

-Возмещение причиненного вреда;

-Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

-За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

Задание 2

Учитель :

-Давайте рассмотрим понятие «нарушение»:

- Вам дано три понятия: «Проступок», «Правонарушение», «Преступление»

-Необходимо к этим понятиям найти определения.

-Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

-Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

-Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

-Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1.

Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(ответы учащихся-проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(ответы учащихся - Устав школы в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

(ответы учащихся - проступком)

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(ответы учащихся - ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.