|
|||
класс Тематический час . Ход урокаСтр 1 из 2Следующая ⇒ 9 класс Тематический час ТЕМА: ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ «Закон одинаков для всех!» Цель:- упорядочить знания ребят о правонарушениях. · Способствовать развитию интереса учащихся к правовым знаниям; · Способствовать воспитанию гражданственности и любви к Родине. Ход урока I. Организационный момент: Учитель: – Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (ответы учащихся) II. Основная часть: Объявление темы и постановка цели занятия: Учитель: - В руках у меня две нити - (нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная) - С чем можно сравнить эти нити? (ответы учащихся - с жизнью) - Сейчас мы сможем найти конец нити, что это может означать, как вы думаете? (ответы учащихся - наша жизнь протекает легко и гладко.) - Что будет означать, если нить запутана? (ответы учащихся - трудно найти концы) -А если применить к нашей жизни? - Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся” - Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям. - Мы продолжаем сегодня знакомиться с законами, определяющими нашу жизнь. Давайте еще раз вспомним и повторим, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность. 2. История появления Закона: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы: -Что люди могут делать и чего не могут? -Что они обязаны делать и чего не обязаны? -На что они имеют право и на что не имеют? Появилось два государства: «Можно» и «Нельзя». Они жили по разным законам. В государстве «Можно» - всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно. В государстве «Нельзя» жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство «Можно». Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось! В городах и сёлах бывшего государства «Нельзя» стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство «Можно» пришло в упадок. И тогда правители государства «Можно» под нажимом людей попросили помощи у государства «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию». В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы. -Как вы думаете, почему страна стала процветать, счастливы стали её жители, они почувствовали себя в безопасности? (ответы учащихся - жители стали жить по законам) Учитель : - Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость! Людям удалось решить Главные Вопросы, появился Закон и на свет появилась «Всеобщая декларация прав человека». ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. - Есть ли у нас в государстве ЗАКОН? В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной Закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (демонстрация книги.) Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс». Практическая часть: Задание 1 Учитель: - В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (ответы учащихся) - Поговорим о наших обязанностях… (ответы учащихся) -Выберите права и обязанности: (ответы учащихся) Права: -Жить и воспитываться в семье; -Получить паспорт гражданина РФ; -Работать в свободное от учебы время; -Право на охрану здоровья. Обязанности: -Слушаться родителей и лиц, их заменяющих. -Получить основное образование (9 классов); -Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения; -Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах; Ответственность: -Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы; -Возмещение причиненного вреда; -Уголовная ответственность за отдельные виды преступления. -За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения. За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит: «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность». Задание 2 Учитель : -Давайте рассмотрим понятие «нарушение»: - Вам дано три понятия: «Проступок», «Правонарушение», «Преступление» -Необходимо к этим понятиям найти определения. -Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение. -Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста. -Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. -Рассмотрим несколько ситуаций: Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление? (ответы учащихся-проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил) - Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе? (ответы учащихся - Устав школы в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы. - Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы? (ответы учащихся - проступком) - Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое? (ответы учащихся - ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей) - Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
|
|||
|