|
||
Вопрос 3. Творчество И.С.Баха (1685-1750) как наивысшее обобщение эпохи барокко ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Вопрос 3. Творчество И.С.Баха (1685-1750) как наивысшее обобщение эпохи барокко | ||
16. | Иоганн Себастьян Бах – Характеристика творчества | И-С. Бах – уникальное явление мировой музыки. Его творчество обобщает достижения почти двухвековой исторической эпохи от Жоскена Депре и Палестрины до Монтеверди и Букстехуде. Бах завершает эпоху Высокого западноевропейского барокко. Творчество И.С.Баха - образец глубокого художественного содержания музыки, что проявляется буквально в каждом сочинении – будь то Высокая Месса или небольшая клавирная прелюдия. Стилеобразующие элементы (веками разрабатывающийся полифонический склад письма, кантиленно-декламационная мелодика Ренессанса, мотивная техника, тонально-гармоническое мышление, принцип концертирования) в системном единстве предстали у Баха. Бах – великий полифонист, он выявляет колоссальные художественно-выразительные возможности полифонии, чему способствовал и мелодический дар. Среди инструментальных полифонических жанров главенствующее положение в музыке Баха занимает фуга (прежде всего для органа и клавира). |
17. | ||
18. | Хорошо темперированный клавир И.С.Баха | Цикл из 48 прелюдий и фуг в двух томах (1722, 1742 – Кетен, Лейпциг), одно из известнейших сочинений Баха. Цикл обладает широким спектром различных достоинств и уже почти три столетия остается непревзойденным по своей значимости. Хорошо темперированный клавир – это своеобразный «памятник» культуры в истории музыки, ее полифонических жанров и музыкально-педагогического развития, пример идеального художественного «слышания» выразительных возможностей не только 24-х ладотональностей, но и их философско-эстетического и религиозного «прочтения», не удававшегося с тех пор еще никому из композиторов. «Хорошо темперированный клавир» представляет поистине энциклопедический сборник, раскрывающий различные приёмы и методы сочинения полифонических произведений. До сих пор это сочинение считается своеобразной энциклопедией баховских образов. Концепция баховского ХТК вдохновлена образами и идеями Священного писания – явления, составляющего неотъемлемую часть жизни, исток творчества многих поколений западноевропейских художников. А обращение к библейским сюжетам и цитирование хоральных мелодий в камерно-инструментальной музыке даже сложилось к моменту написания Бахом «Хорошо темперированного клавира» (1722 год) в Германии в определенную историческую традицию. Цели создания ХТК: 1) Педагогические (расширение образного кругозора ученика; знакомство с контрапунктиче-ской техникой; развитие навыков игры). 2) Решение проблемы акустической темперации (чтобы все 24 тональности звучали одинаково хорошо). Во времена Баха клавир еще был несовершенен, тональности с большим количеством знаков не употреблялись. Сам Бах мог настроить инструмент идеально точно, поэтому цикл рассчитан на «хорошо темперированный», то есть настроенный на одинаковые полутоны клавир. 3) Художественные. Выявление образно-смыслового значения каждой из 24-х ладотональностей. ХТК – памятник всем существующим тональностям и «Библия» Баховских образов. Композиция: В каждом томе Хорошо темперированного клавира (ХТК) 12 мажорных и 12 минорных прелюдий и фуг. Каждый малый цикл (прелюдия и фуга) располагается по полутонам вверх (в хроматическом порядке). Сопоставляются одноименный мажор и минор. Содержание: Б.Л.Яворский установил в ХТК несколько сюжетно смысловых пластов, связанных с основными вехами евангельского повествования и предложил несколько внутренних периодов - групп сюжетно смысловых пластов. I Ветхий Завет. II Рождество. Детство Христа. III Юность. Деяния Христа. IV Страстная неделя . V Торжественный пасхальный цикл. VI Догматический цикл . |
19. | Тема креста | Один из главнейших символов музыки И.С.Баха. Символ страстей,страданий, распятия, искупления. Четырехзвучный мотив из двух хроматических интонаций - мотивов вздоха). |
20. | Символ постижения воли Господней | Принятие Христом предуготовленного жребия; стойкость веры; уверенность, надежда; квартовая интонация с секундовым завершением; восходящий тетрахорд; квартовые ходы |
21. | Протестантский хорал | Духовное песнопение немецких христиан, появившееся на замену католическим в XV в. Составляет основу протестантских богослужений. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|