Общие данные | |||||
| |||||
Объем часов | макс. по РУП |
| |||
| |||||
Разработчик | Жукова Надежда Александровна | ||||
[фамилия, имя, отчество] | [квалификационная категория] | ||||
| |||||
| ||||
№ | Понятие, утверждение | Определение | ||
Тема 1.3Западноевропейское музыкальное барокко XVII – первой половины XVIII веков | ||||
Вопрос 1. Эстетические идеи, принципы и установки. | ||||
1. | Барокко | (ит. “barocco” - причудливый) «Барокко» понимается и как историческая эпоха, и как художественный стиль. В наиболее известном значении Барокко - исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в середине XVI-XVII столетиий, а затем частично во Франции, а также в Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. В XVIII в. термин приобретает значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное. Временные рамки музыкального барокко охватывают 1600-1750 годы. Основные черты эпохи: 1. Антиномичность (специфическая двойственность сознания и миропонимания), которая находит проявление во всех сферах жизни и видах искусства; Гармонию неустойчивую, исполненную тревоги, теоретики барокко говорят о «созвучии несозвучного», о Concordia discordans. 2. Усиление религиозной тематики, особенно тем, связанных с мученичеством, чудесами, видениями; 3. Повышенная эмоциональность; 4. Большое значение иррациональных эффектов, элементов; 5. Театральность - яркая контрастность, эмоциональность образов; 6. Динамизм (“мир барокко - мир, в котором нет покоя” Бунин); 7. Тяготение к обобщающим и связывающим формам: а) целостностные системы философии; б) поиск единства в противоречиях жизни; в) в архитектуре: овал в линии здания; архитектурные ансамбли; г) скульптура подчинена общему декоративному оформлению; д) в живописи - отказ от прямолинейной перспективы, подчеркивание “бесконечности” пространства; е) в музыке - создание циклических форм (соната, концерт), многочастных произведений (опера). 8. Сложность и избыточность, излишество (в частности, композиционных решений в архитектуре, музыке). 9.В категории пространства: а) пышность и прихотливость форм; б) сочетание крайностей; в) двойственное отношение к художественному пространству (рациональность и иррациональность; г) вертикальные ориентиры («верх» - «низ»); Идеи: ● этика христианства нашла выражение в идеях жертвенности, искупления, бессмертия души. - от теоцентризма шла идея небесной капеллы, Бога как органиста, вселенской гармонии макрокосмоса, отражающегося в микрокосмосе — гармонии, музыке, инструментах земных музыкантов. ● от гуманизма и гомоцентризма шла космология нового, светского типа - человек был наделен свободой воли и сильными чувствами; делалась попытка всемирного обозрения (в опере): дейст-вовали боги, цари, кентавры, злодеи, происходили землетрясения, кораблекрушения. ● тенденцией, противостоящей этой свободе и текучести барокко, была идея «порядка», выра-зившаяся в создании равномерной темперации, в направленности всех гармоний к одной цели — Т (Рамо), в гармонической триаде Т, D, S, достигшей совершенства у И.С. Баха, в числовых пропорциях музыкальных форм (в немецкой традиции). ● Идея обособления музыки от слова. Под оболочкой словесной эмблематики произошло становление автономной, «абсолютной» музыки, инструментальных жанров. ● Идея синтеза искусств и повышенная ассоциативность. Вся эпоха барокко разделяла мысль: искусства нельзя разграничивать, художники стремились к их синтезу. Мыслители барокко соглашались, что «поэзия есть говорящая живопись, живопись – немая поэзия». Язык соответствий, доведенный до цветозвуковых представлений, разработал в музыкальной теории А. Кирхер. Представители музыкального барокко: Г.Перселл К.Монтеверди Д.Фрекскобальди Г.Шютц Ж.-Б.Люлли Д.Букстехуде И.Пахельбель А.Корелли Т.Альбинони А.Вивальди И.С.Бах | ||
2. | Музыкальная символика | Символика чисел, слов, музыкально-риторическх фигур. Символ многозначен, двуедин, он обращается и к логике, и к подсознанию, объединяет духовное и чувственное. Общий дух эпохи барокко отличался многозначностью восприятия мира, ассоциативностью мышления, установлением далеких связей между образами и явлениями. Задача художника эпохи барокко состояла в воссоздании заново окружающей действительности, раскрытии скрытого в ней смысла. Музыкально - риторические фигуры получили индивидуальное применение у каждого композитора. Наиболее изученной является система музыкальных символов И.С.Баха. | ||
3. | Музыкальная символика И.С.Баха | Система символов Баха опирается на такие основы как музыкальная риторика и протестантский хорал. На основании изучения кантатно-ораториального творчества Баха, выявления аналогий и мотивных связей этих произведений с его клавирными и инструментальными сочинениями, использования в них хоральных цитат и музыкально-риторических фигур, Б.Л. Яворский (1877-1942),русский музыковед, исследователь творчества И.С.Баха, разработал систему музыкальных символов. | ||
|
||||
|