|
|||
История 7 класс 03.11.21. Застрожникова Т.В.). Усвоение новых знаний.Стр 1 из 2Следующая ⇒ История 7 класс 03.11.21 (Застрожникова Т.В.) Тема урока:§7 «Великие гуманисты Европы». Опорные понятия:гуманизм, эпоха Возрождения (Ренессанса), утопизм Новые понятия: коллективная собственность, частная собственность Ход урока. -На предыдущих уроках истории мы говорили о том, что в конце XV – начале XVI века в странах Европы большие изменения произошли в экономике, политике, социальной сфере. Из уроков обществознания вы знаете, что все сферы общественной жизни взаимосвязаны и изменения в одной сфере ведут к изменениям в других сферах. Как вы думаете о какой сфере мы будем говорить сегодня? (Духовной сфере) Вспомните, что относится к этой сфере? (Образование, религия, наука, искусство) Из истории Средних веков вспомните какое место отводилось человеку в философских учениях? (Послушный исполнитель воли Бога) Вспомним, что в Позднее Средневековье в Италии возникла новая культура. Как она называлась? (Возрождение) Сегодня на уроке мы проследим, что появилось нового в отношении философов в эпоху Возрождения к человеку. -Эпоха Возрождения делится на периоды. Давайте вспомним, какие ( Раннее Возрождение, Высокое Возрождение и Позднее Возрождение) Вслед за Ранним Возрождением ( начало XIV – середина XV века) наступает период Высокого Возрождения ( конец XV – начало XVI века), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета. Самое главное в эпохе Возрождения – изменения отношения к человеку. На этом уроке мы проследим, что появилось нового в этом направлении. Усвоение новых знаний. Запишем в тетрадь черты (особенности), присущие человеку, по мнению философов эпохи Возрождения. Записи в тетради: Философы эпохи Возрождения о человеке: 1. человек находится в центре мира 2.человек сам формирует себе, благодаря воле и желанию 3. человек может стать кем угодно 4. гений (способности) человека почти равен Богу -Давайте попробуем сделать вывод об изменении философии эпохи Возрождения по сравнению со средневековой христианской мыслью. Возможный вывод: в центре внимания средневековой философии был Бог и вопросы религии, философия эпохи Возрождения обращается к человеку, ставя его в центр мира и т.п. -Попробуйте сформулировать название философского учения, представителями которого были философы, чьи высказывания только что проанализированы. “Гуманизм” -Сегодня мы познакомимся с взглядами великих гуманистов Европы. Будем работать по следующему плану: 1. Гуманизм и его основные черты. 2. Томас Мор 3. Эразм Роттердамский 4.Франсуа Рабле
В тетрадях записываем определение термина : гуманизм (от латинского «humanus» – человеческий) – система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности; течение общественной мысли в эпоху Возрождения. Признаки гуманизма: 1. Вера в безграничные возможности человека. 2. Человек подобен Богу. 3. Человек имеет естественное право преследовать собственные интересы (индивидуализм). 4. Право человека наслаждаться земной жизнью. 5. Человек – хозяин своей судьбы. 6.Возвращение к античным (древнегреческим и древнеримским) канонам. Изучая учебный материал урока, мы должны ответить на вопрос: Какие новые ценности формируют гуманисты?
1) В Англии идеи гуманистов оказали сильное влияние на Томаса Мора. Это мудрый политик и будущий министр короля, учился в Оксфорде, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой. В начале XVI века Мор написал и опубликовал « Золотую книгу, столь полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове утопия», поразившую воображение читателей. Книга состоит из двух частей. В первой части описывается современная автору Англия. Он рассказывает о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английских крестьян, несправедливых законов против бедняков. Источником всех несчастий он видит в частной собственности. Вторая часть книги повествует о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне – земледельцы и ремесленники – простым трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на земле: с роскошными садами, возделываемыми землями. “Плюсы” жизни на острове – достаток во всем, всего 6 часов работы, равенство; “минусы” - существование рабов, строгие законы и т.п. Томасу Мору могло не нравиться разделение общества на богатых и бедных, существование людей, которые не занимаются никаким общественно полезным трудом и т.п. На идеальной Утопии есть рабы – это отражение особенностей мышления 16 в. В современном языке “утопия” понимается шире, чем просто название острова из книги Томаса Мора. Утопия – “место, которого нет”, что-то несбыточное. Давайте поразмышляем : какой может быть утопия в современном мире? Записи в тетради: Томас Мор (1478 – 1535) – англичанин, самое известное произведение – «Утопия». Описывал идеальное с его точки зрения общество, в котором царили идеалы равенства и справедливости. Утопия – произведение (учение), описывающее справедливое, но несбыточное общество будущего. 2) На основе текста учебника (§7 п.2) о творчестве Эразма Роттердамского, докажим, что он – гуманист. (переводил и комментировал античных авторов; критиковал пороки современного общества, подвергал осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого, т.е. способствовал утверждению новых гуманистических идеалов) Записи в тетради: Эразм Роттердамский (1469 - 1536) - голландский гуманист, самое известное произведение - "Похвала глупости". Критиковал церковные злоупотребления, издал новые греческий и латинский варианты "Нового Завета", вызвавшие множество споров. 3) -Франсуа Рабле –французский писатель, современник Т. Мора». Самое известное его произведение « Гаргантюа и Пантагрюэль» - о мудрых королях – великанах, которые встречаются в народных легендах и сказках Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах — обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации. (Сл.8) Запись в тетради: Франсуа Рабле (около 1483-1494 – 1553) – француз, самое известное произведение - «Гаргантюа и Пантагрюэль». В наше время произведение наиболее известно как образец сатиры и юмора, но в свое время оно повлияло на гуманизм.
Ответим на вопрос: Что объединяет цитаты из Рабле и Роттердамского? О каких недостатках (пороках) общества писали оба автора, что высмеивали? Вариант ответа: И Эразм Роттердамский и Рабле высмеивают отрицательные стороны жизни общества и государства – глупость, плохих правителей. Обществу и государству нужна мудрость и достойные правители и т.п. -Давайте попробуем сделать вывод - что объединяет произведения Томаса Мора, Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле. Вариант вывода: Т.Мор, Э.Роттердамский и Ф,Рабле – представители эпохи Возрождения и философии гуманизма, поэтому в центре их внимания – человек и проблемы жизни общества. - Познакомившись с идеями философов, ответим на проблемный вопрос урока: -Какие новые ценности формируют гуманисты? Вариант ответ: продолжается процесс обмирщвления сознания человека, высоко стала цениться образованность, люди начали задумываться о своем месте во Вселенной
Закрепление нового материала . Какие идеи философов и писателей эпохи Возрождения сохраняют актуальность для современного общества? Вариант ответа: в современном мире человек находится в центре внимания, всё зависит от его потребностей и желаний; человек может практически всё; но в обществе остались те же недостатки, над которыми смеялись Рабле и Роттердамский, а люди всё также мечтают об идеальном устройстве жизни
Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 7. 2. Подготовить сообщение о жизни и взглядах одного из гуманистов Нового времени (письменно) или подготовить презентацию о деятелях культуры Возрождения. Застрожникова Т.В. 0713249254
|
|||
|