|
|||
Уровни научного познания.23.Уровни научного познания. Существенные различия обыденного и научного познания не исключают их тесную связь. Наука возникает из обыденного знания, на его основе. Вместе с тем было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука — не простое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания, не только по объекту, целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности. Если в обыденном и других видах познания эта деятельность рассматривается как единство двух ее сторон: чувственной (сенситивной) и рациональной, то в научном познании принято выделять два уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по объекту, видам знания методам познания. На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. И хотя и формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь — непосредственно и опосредованно, с помощью приборов — получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможной. Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование которых с определенной степенью вероятности выводится из имеющейся теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми. Различия по видам знания заключаются в следующем. На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории. Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетический и др. методы); с их помощью формируются законы науки, теории. Отношение эмпирического и теоретического уровней познания не совпадает с отношением «чувственное — рациональное». Это разные отношения, разные подходы к познанию. Эмпирическое познание включает в себя не только деятельность органов чувств, использование приборов, описание результатов познания на специальном языке науки, активную деятельность мышления. Теоретическое познание — это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.
29. Социальное бытие как деятельность людей. Социум в его бытии – это человечество, системно самоорганизованное на основе стихийной жизнедеятельности и отношений. Каков человек, его возможности деятельности в деятельностных системах и общностях, составляющих социум, такова и сущность бытия, жизни в универсуме социума. Выходит, что в философской теоретической реконструкции социальной онтологии существуют и предпосылки философской антропологии и теории социальной деятельности. Люди – технологические существа, в своей жизнедеятельности осваивающие и преумножающие технологии жизни, вступающие в экономические связи, производящие знаково-смысловые объекты, системы и факторы. Прежде всего философская онтология социума должна исходить из современного, философски наиболее верного решения проблемы сущности бытия, субстанции мира из общей онтологии. Как показано и обосновано в названных работах автора, таким современным и верным решением проблемы сущности бытия, природы субстанции мира является триадно-паритетное решение этой проблемы. В триадно-пари-тетном решении субстанция – единство трех равнозначных, паритетных составных ее начал: материального, духовного и инертного (пространства). Сущность бытия, субстанции – это диалектическое, конфликтно-компромиссное единство сущностей мировых начал субстанции. Оправданием в пользу выбора такого решения служит единственно здравое соображение: если наука и философия открыли в мире три исходных начала бытия (материю, дух, инерционный континуум пространства), то моделировать сущность бытия следует всеми тремя началами, а не одним, тенденциозно игнорируя или преуменьшая значение других, в чем нет научного смысла.
|
|||
|