Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уровни научного познания.



23.Уровни научного познания.

Существенные различия обыденного и научного познания не исключают их тесную связь. Наука возникает из обыденного знания, на его основе. Вместе с тем было бы ошибочным игнорировать их качественные различия. Наука — не простое развитие обыденного знания, а явление особого рода, существенно отличающееся от обыденного и других видов познания, не только по объекту, целям и средствам, но и по уровням познавательной деятельности. Если в обыденном и других видах познания эта деятельность рассматривается как единство двух ее сторон: чувственной (сенситивной) и рациональной, то в научном познании принято выделять два уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются по объекту, видам знания методам познания.

На эмпирическом уровне объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Полученный эмпирический материал обобщается и систематизируется. И хотя и формировании эмпирического объекта существенную роль играет чувственное познание, опираясь на которое исследователь — непосредственно и опосредованно, с помощью приборов — получает эмпирический материал, существенная роль принадлежит рациональной, мыслительной деятельности, без которой обработка и систематизация эмпирических данных была бы невозможной.

Теоретический объект представляет собой мысленную реконструкцию эмпирического объекта. Это абстракция, логическая модель реального объекта, выраженная, как правило, на специальном языке науки: научными терминами, знаками искусственного языка. Теоретическими объектами могут быть предполагаемые свойства и связи, которые еще не обнаружены, но существование которых с определенной степенью вероятности выводится из имеющейся теории. Такие объекты называются ненаблюдаемыми.

Различия по видам знания заключаются в следующем.

На эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты и сформулированные на их основе эмпирические законы. Содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.

Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам, которые делятся на эмпирические (наблюдение, описание, сравнение, измерение, эксперимент), с помощью которых осуществляется накопление, фиксация, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая и индуктивная обработка, и теоретические (аналогия и моделирование, формализация, идеализация, аксиоматический, гипотетический и др. методы); с их помощью формируются законы науки, теории.

Отношение эмпирического и теоретического уровней познания не совпадает с отношением «чувственное — рациональное». Это разные отношения, разные подходы к познанию. Эмпирическое познание включает в себя не только деятельность органов чувств, использование приборов, описание результатов познания на специальном языке науки, активную деятельность мышления. Теоретическое познание — это не всякая рациональная деятельность, а научно-теоретическая деятельность, подчиненная выдвижению и решению научных проблем, познанию законов, формированию теорий. Это деятельность, опирающаяся на сознательное использование научных методов познания.

 

29. Социальное бытие как деятельность людей.
Сущность бытия мира, субстанции мира, их диалектика развития пронизывают сущность бытия социума как части мира, динамику его развития, хотя последние имеют значительную специфику. Определение сущности бытия мира, как и сущности бытия социума предполагает определение их субстрата и начал, их главных признаков, форм, структур, основных динамик и смыслов. Это проблема бытия субстанции и ее начал (материального, духовного, инертного пространства вечности), хаоса, воли и системности, причинной силы, смысла и рефлексии, знака, значения и ценностного логоса, хроноса хаоса, восхождения и инертной вечности, бытия страсти, разума и воли мира, жизни, смерти и инобытия, связи тотального и индивидуального с всеобщим универсумом. Поэтому существуют общие онтологические предпосылки в философской теоретической реконструкции бытия, становления, строения, жизни и эволюции социума (в реконструкции его социальной онтологии).

Социум в его бытии – это человечество, системно самоорганизованное на основе стихийной жизнедеятельности и отношений. Каков человек, его возможности деятельности в деятельностных системах и общностях, составляющих социум, такова и сущность бытия, жизни в универсуме социума. Выходит, что в философской теоретической реконструкции социальной онтологии существуют и предпосылки философской антропологии и теории социальной деятельности. Люди – технологические существа, в своей жизнедеятельности осваивающие и преумножающие технологии жизни, вступающие в экономические связи, производящие знаково-смысловые объекты, системы и факторы.

Прежде всего философская онтология социума должна исходить из современного, философски наиболее верного решения проблемы сущности бытия, субстанции мира из общей онтологии. Как показано и обосновано в названных работах автора, таким современным и верным решением проблемы сущности бытия, природы субстанции мира является триадно-паритетное решение этой проблемы. В триадно-пари-тетном решении субстанция – единство трех равнозначных, паритетных составных ее начал: материального, духовного и инертного (пространства). Сущность бытия, субстанции – это диалектическое, конфликтно-компромиссное единство сущностей мировых начал субстанции. Оправданием в пользу выбора такого решения служит единственно здравое соображение: если наука и философия открыли в мире три исходных начала бытия (материю, дух, инерционный континуум пространства), то моделировать сущность бытия следует всеми тремя началами, а не одним, тенденциозно игнорируя или преуменьшая значение других, в чем нет научного смысла.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.