Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Философия как метод и методология познания



 

1.Предмет философии Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов. Философия – форма деятельности человека направленная на осмысление основных проблем его бытия. Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.Общую структуру предмета философии, философского знания составляют след основные разделы: 1)Онтология- сердцевина (онто - бытие, логос-учение) фил. дисциплина изучает проблемы бытия 2)Гносеология (гносео – знать, познавать) о познании, методы познания. 3)логика- учение о законах и принципах мышления 4)Этика – учение о нравственности, морали 5)Эстетика- учение о красоте, прекрасном, о законах и принципах красоты. Сфера чел. переживаний. 6)Соц.философия- изучает общество, его структуру, закономерности развития. 7)Философ.антропология- учение о человечестве (существование человекаа как личности) 8) философия науки – учение о науке; 9) философия техники; 10) аксиология – учение о ценностях; 2.Функции философии. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности Критическая функция –задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии-заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.   3.Античная философия Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и политические условия, сложившиеся в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно связана со всеми сторонами античной культуры. Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля. В истории античной философии выделяют следующие периоды: 1)период натуралистической или "философии физиса" - ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI - V вв. до н.э.); 2)период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.); 3)период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции; 4)период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновения христианства (IV в. до н.э. - I в н.э.) - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм; 5)античные школы христианского периода (I - начало VI вв. н.э.) - неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагоризм, неоплатонизм. Наиболее яркими представителями античной философии явл-ся: Анаксимандр ,Гераклит Эфесский,Эмпедокл из Агригента, Демокрит, Пифагор Самосский,Сократ ,Платон, Аристотель и др.  

4.Средневековая философия.
Основной характеристикой средневековой философии является взаимосвязь религии и философии. Средневековая философия была христианской по своим интенциям (целям) и развивалась преимущественно клириками (церковнослужителями). Христианская картина мира, новые представления о Боге, человеке и причинности оказали определяющее влияние на средневековую мысль и задали ее основную тематику. Это не значит, что в средние века мышление было догматически унифицированным (единообразным). Наличие различных философских направлений, спор между ними, обсуждение их тезисов церковными авторитетами свидетельствуют, что мышление двигалось путями, культурно заданными христианством и независимыми от церкви.

В зависимости от задач, стоящих перед философской мыслью, а также основных вопросов и ответов на них, средневековую философию делят на два больших этапа: патристика (около II -VIII в.) и схоластика (VIII -XV вв.).
Патристика - имела главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

1-й период - апологетика: оформление и прояснение христианского мировоззрения, теоретическа защита от его многочисленных врагов.

2-й период - классическая: формирование мировоззренческого и теолого-догматического стандарта средневековой мысли.
Самым значительным и влиятельным представителем христианской философии эпохи патристики был Августин Аврелий (354-430 н. э.)
Схоластика - "школьная философия". Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение.Исторически схоластика разделяется на 3 периода:
1.ранняя - XI-XII вв. (неоплатонизм),
2.классическая - XII-XIII вв. ("христианский аристотелизм"),

3.поздняя - 13-14 вв. (против томизма).
Наиболее известный мыслители: Ансельм, архиепископ Кентерберийский, Фома Аквинский, Уильям Окками др.

 

5. Философия эпохи возрождения. Философия Возрождения - это совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.Наиболее общая отличительная черта философии возрождения - утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта. Отсюда присущий ей светский и гуманистический характер и большой удельный вес в ней космологических и натур философических концепций. Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм. Гуманизм выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут - таков пафос гуманистической этики Возрождения. Выдающиеся люди этого периода - цельные, универсальные, масштабные натуры. Они ставили перед собой грандиозные задачи, - опираясь на опыт, объяснить жизнь природы, общества и человека. Наиболее известные из них: Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Леонардо да Винчи, Альберт Дюрер, Николо Макиавелли, Вильям Шекспир, Николай Коперник и т.д.    

6. Философия Нового времени.
Наступившая после Средневековья и эпохи Ренессанса эпоха Нового времени, реагируя на потребности реальности, начало формировать иное отношение к природе и человеку.

Лицо эпохи постепенно начинает определять наука. XYI и XYII века – это время смены общественно-экономических формаций – на смену феодальной идет новая, основанная на наемном труде рабочего – капиталистическая.

Основные направления философского мышления определяют Френсис Бэкон, Рене Декарт, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Беркли, Давид Юм, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и некоторые другие.

Величайшей заслугой философского мышления Нового времени была разработка общей методологии познания, в процессе решения которой образовалось два основных направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Родоначальником эмпиризма стал Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах; чувства и опыт - источники знания, а разум – лишь систематизатор данных, полученных путем опыта. Сторонниками сенсуализма были Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Все они считали, что опытным знаниям соответствует индуктивный метод познания, в основе которого находится наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент.

В отличие от эмпиризма рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) основным источником знания считает мысли и понятия, присущие человеку от рождения или в виде задатков.

Философия Нового времени поставила в центре своей системы ценностей мыслящего субъекта. Такой шаг не мог не привести к существенному пересмотру воззрений на роль личности, общества, государства, религии.

Для передовых философов XYII века стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. В отличие от своих античных или средневековых коллег мыслители Нового времени стремились защитить права каждого человека.

8.Постнеклассическая (постмодернистская) философия.

С 70-х годов ХХ века неклассическая наука, сложившаяся на рубеже Х1Х-ХХ веков , сменяется постнеклассической наукой. Рождается новый тип знания, принципиально отличный от того, который принято называть классической наукой, или наукой Нового времени. Он характеризуется повышением субъективности, гуманистичности, самокритичности, пересмотром таких его классических характеристик, как объективность и истинность.

Постнеклассический тип соотносит знания об объекте не только со средствами, но и с целевыми установками познающего субъекта.

Постнеклассическая наука исследует не только сложные, сложно организованные системы, но и сверхсложные системы, открытые и способные к самоорганизации.В результате изучения различных сложно организованных систем, способных к самоорганизации, складывается новое – нелинейное – мышление, новая "картина мира". Ее основные характеристики – неравновесность, неустойчивость, необратимость. Вместе с понятиями флуктуации, бифуркации и когерентности они образуют, по сути, новую базовую модель мира и познания, дают науке новый язык.

Предмет теории самоорганизации (синергетики )– сложные системы в условиях неустойчивого равновесия и их самоорганизация вблизи точек бифуркации, где малое воздействие оказывается значительным и непредсказуемым по своим последствиям для поведения системы в целом. Объект – не существующее, а возникающее.

Согласно синергетике, в мире нет тех универсальных законов, которые делали возможным его познание в классическом смысле.

Синергетика дает своего рода "естественнонаучную" легитимацию идеям постмодернизма. Их резонанс способствует утверждению нового мировоззрения, новой методологии познания, ускоряя распад классических стадиально-линейных моделей истории, выработке новых подходов к ней как принципиально открытому, вариабельному, альтернативному процессу, необходимо предполагающему "выбор"

 

11. Бытие как философская категория.
Бытие
– философская категория, которая фиксирует существование и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом).

Оно представлено в нескольких формах:

1.Бытие вещей и процессов. (В свою очередь также может быть представлено в двух формах)

1.1.Бытие вещей и состояний природы, кот.большинство людей воспринимают как объективную реальность, которая существовала до них и от них не зависит.

1.2.Идеалистическая позиция. Бытие второй природы, цивилизации.

2.Бытие человека.

2.1.бытие человека в мире вещей (человек рассматривается как часть природы, как вещь);

2.2.специфическое человеческое бытие (человек не как тело, а как индивидуум).

3.Бытие духовного, идеального.

3.1.Индивидуальное духовное (сознание индивида). Структура бессознательного: рефлексы, подсознание, интуиция.

3.2.объективно-существующее духовное - то, что материализовано в культуре.

4.Бытие социальное.

4.1.бытие человека;

4.2.бытие человека в обществе.

Раздел философского знания, аккумулирующий в себе учение о бы­тии, называется онтологией.

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, т. к. ее основная функция в том, чтобы, прежде всего, указывать на то, что нечто есть, которое может существовать в любой форме (материальной или идеальной).

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное. К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытиепредставляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия принимает объективированную форму в виде понятий, формул, текстаи т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального)и бытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

12.Пространственно-временные характеристики бытия.
Важнейшими формами бытия являются пространство, время. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее.Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать реляционной. Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. Психологическое время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций; в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени.
Так или иначе, но психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им.

 

9.Особенности отечественной философии
Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России. В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии. течественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.

1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.

2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.

3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

4.С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).

7. Неклассичская философия. Под некласич.филос. принято понимать множество различных учений 19-20 вв., которые объединял отказ от принципов классической философии. Отход от принципов классической философии начинается с философских учений Шопенгауэра, Маркса,Конта,Ницше, Кьеркегора. Неклассическая фил. Характер-ся плюрализмом,т.е. входящие в нее философ-ие учение кардинально различаются между собой. Особенности неклассич. фил. Покажем посредством сопоставления ее с классической филос-ей: 1)Пересмотр предмета фил-ии. Фил-ия в классиче-ой фил-ии считалась «царицей наук». В неклас-ой фил-ии такое понимание предмета философии было признано неверным. 2)Критика рационализма. Класич-ая фил-ия исходила из того,что мир устроен разумно, и след-но ,с помощью разума ,рацион-х методологий его можно познать.В неклассич-ой фил-ии классич-ий рационализм критикуется . 3)Антропологический поворот.Если в класс.фил. основное внимание уделялось проблемам онтологии и гносеологии,то в неклассич-ой фил-ии на первое место выходит человек. 4)К классич. Фил человек рассматривался прежде всего как носитель сознания. В неклассич.фил. этот подход признается упрощенным и даже неверным. 5)В неклассич.фил. происходит локализация отдельных филос-х проблем,кот-ые оформляются в самост-ые направления. 6)В проблемно-структурном отношении фил-ии классиче-го типа характеризовались четким разделением таких проблемных областей,как онтология.ю гносеология,соц-ая фил-ия ит.д. В неклассич-ой фил. Объектом анализа выступают проблемы ,находящиеся на стыке. 7) В отличии от класс.фил. в некласс.фил. наблюдается нестрогое использование понятий и утверждаются новые жанры,такие как эссеистика, философская лит-ра..
10.Основные этапы развития отечественной философии В отечественной философии обычно выделяют следующие периоды: I период – Зарождение философской мысли на Руси. (XI-XVII в.в.) IIпериод – Русская ренессанская философия (XVIII – начало XIXв.в.)IIIпериод–Русская философия XIX – начало XXв.IV период – Философия в советский период истории (1917 – 1991г.г.). 1) Зарождение философской мысли на Руси.  В рамках первого периода русской философии сформировались три важнейших идейных потока отечественной философской мысли – историософский, религиозный и нравственный. Итак, через Византию впервые в Древнюю Русь начали проникать философские идеи и отдельные произведения античных, византийских и западноевропейских средневековых мыслителей. Наряду с этим передовые русские мыслители в IX-XVII вв. пытались постигнуть судьбы Родины, своимипроизведениями они стремились содействовать сознанию централизованного русского государства.Этот период явился прологом к дальнейшему развитию русской философии.2)Русская Ренессанская философия. Русское Просвещение создало самобытную национальную философию, которая по сущности своих идей, по своей духовности стояла на уровне общемировой философии. Оно породило феномен светской духовной культуры, сформировало гуманистические ценности, зародило интерес к трудам мыслителей прошлого и настоящего. Отход от церкви не означал для ученого разрыва с верой, с традицией, с культурой народа. Новый виток творческой жизни был не изолированным, а осуществлялся с опорой на предыдущие достижения. 3)Русская философия 19 - начала 20 века. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных исканий исторического пути развития России.В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию марксизма- ленинизма4)Философская мысль в советский период. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.),в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открываютдля себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.

13. Философские концепции движения и развития.
Движение представляет собой важнейший атрибут, способ существования бытия. Оно включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы и отношения.
Различают следующие формы процессов:
· Механическое
· Физическое
· Химическое
· Биологическое
· Социальное
Впоследствии они были сведены к 3 основным группам:
· Формы движения в неорганической природе (пространственное перемещение, движение элементарных частиц и т.п.)
· Формы движения в органической природе (обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции и т.п.)
· Формы движения в обществе (социальные отношения, социальная деятельность и т.п.)
Развитие представляет собой особую разновидность изменения движения. Основными его признаками являются:
· Качественные характеристики изменений
· Их необратимость
· Их направленность
Существует несколько философских моделей развития:
· Креационизм (исходит из идеи сотворения мира, живой и неживой природы в едином творческом акте – основной представитель К. Линней)
· Эмерджентизм (объясняет возникновение новой формы бытия качественным скачком, внезапными изменениями)
· Эволюционизм (эволюция идет от однородности к разнородности – Г. Спенсер)
· Диалектико-материалистическая модель (развитие происходит по спирали, скачкообразно, под воздействием внутренних импульсов)

15. Общественное сознание
В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию.
Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.
Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
-политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

-правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

-мораль — система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

-религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах

14.Сознание: сущность, структура, генезис Сознание - одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день. В идеализме сознание, идеальное истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая. Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности. Для философии главным является вопрос об отношении сознания к бытию. Будучи отображением материального бытия, сознание выступает в различных относительно самостоятельных формах. Возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе ее эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ отражения как такой формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание. Это материальное взаимодействие предполагает формирование соответствующих телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - НС и мозга. Определяющим фактором в развитии этих телесных органов отражения и сознания является характер взаимоотношений носителей соответствующих форм отражения с окружающей средой. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция самого по себе мозга, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром. Эту специфику марксистко-ленинская философия усматривает в практически-преобразовательной деятельности людей, организованных в определенные сообщества. Сознание выступает как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способам общения, которые возникают и развиваются на основе практическо-преобразовательной деятельности. Оно не только отражает, но и творит мир. Сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью управления этими взаимоотношениями
   
16.Сознание и бессознательное. Человеческое сознание можно определить, во-первых, как способность человека овладевать индивидуальными умениями и навыками человеческой активности, проявляющими себя в общении, учебе, игре, труде и творчестве; во-вторых, как совокупность интеллектуальных способностей человека, главными из которых являются способности, знания, суждения, воля и понимание; в-третьих, как творческое начало человеческого разума, содержащее программу развития индивида и меняющее ее в зависимости от накопленного опыта; и, наконец, в-четвертых, как субстанцию, связывающую человека со всей Вселенной, мировым информационным полем, всемирным разумом в единую мыслящую систему. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное — это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере, в данный момент, контролю со стороны сознания.Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т. п. Проблема бессознательного - это проблема наличия скрытых детерминант сознания. Прояснить природу бессознательного и тем самым освободить людей от его диктата, расширить поле их свободы - такую смысложизненную трактовку этой проблемы давали многие мыслители, прежде всего 3. Фрейд.Он считал, что скрытыми детерминантами сознания являются неосознаваемые переживания конкретных индивидов. В упрощенной форме суть его учения можно выразить следующим образом. В человеке живет великая сила - бессознательное, или «Оно». Этой силой управляет либидо - психическая энергия сексуальных влечений. Кроме «Оно» в структуре духовного опыта человека присутствуют общественные нормы и правила, т.е. «Сверх-Я», или культура. Она выполняет репрессивные функции: ограничивает свободу человеческих инстинктов. «Я» человека находится под давлением «Оно» и «Сверх-Я» и в результате оказывается заложником сил, не подчиняющихся сознанию «Я». Задача человека - найти состояние динамического равновесия между этими бессознательными силами. В противном случае неизбежен трагизм человеческого существования. 17.Проблемы познаваемости мира. Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности? Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. - относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому. Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики. Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его обще значимость. Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин. Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом. В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существовании объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности. В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми.

18.Виды познания и знания.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии(теории познания).

Различают следующие виды познания:

-обыденное познание – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни);

-художественное познание – процесс создания и восприятия художественных образов – произведений искусства)

-игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий;

-религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил;

-философское познание – создание общих концепций существования мира и человека;

-научное познание– исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.
Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:

- знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

- знание как познавательно-значимая информация;

- знание как отношение человека к действительности.
Виды знаний:

-Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)
-Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
-Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
-Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

-Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится н



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.