|
|||
Анри Руссо «Нападение в джунглях» (1891) - поэтическая дуэльСтр 1 из 2Следующая ⇒ Анри Руссо «Нападение в джунглях» (1891) - поэтическая дуэль Стих №1
Dura lex, sed lex! - Суров закон, но это закон! (Латынь) Блискавица, как армада Тигрица в джунглях таилась. Опасность лавой застыла.
***
Cтихотворение состоит из 3-х строф (всего 12 строк).
1-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: армада — темноты — прохлада — кусты. Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск Рифмовка: ABAB — перекрёстная
2-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: таилась — грот — стремилась — уйдёт. Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск Рифмовка: ABAB — перекрёстная
3-я cтрофа — 4 строки, четверостишие. Рифмы: застыла — завершён — получила — подтверждён. Клаузулы: женск — мужск — женск — мужск Рифмовка: ABAB — перекрёстная
***
Блискавица как армада
***
Бли-ска/-ВИ-ца,/ как ар/-МА-да — пиррихий/ хорей/ пиррихий/ хорей прон-ЗА/-ла холс/-ТЫ тем/-но-ТЫ — ямб/ пиррихий/ хорей/ ямб ли-ЛАСЬ/ из НЕ/-ба прох/-ЛА-да, - ямб/ ямб/ пиррихий/ хорей
Стихотворение написано нечеткой стопой. Происходят прыжки с хорея на ямб. Первоначально мы решили, что автор использует редкий хория́мб — понятие из теории стихосложения: в силлаботоническом стихосложении — сверхсхемное ударение, когда в стихотворении, написанном ямбом (обычно четырёхстопным), в одной стопе словесное ударение падает на первый слог, а в следующей стопе — на второй слог. В ямбе хориямб обычно создаётся с помощью односложного слова. Собственно, сам термин «хориямб», составленный из названий обоих метров, указывает на это. Схема такой стопы выглядит следующим образом: ! _ _ ! («!» – «сильный», долгий ударный слог, «_» – краткий, «слабый» безударный слог). В классическом русском стихосложении такой стопе не нашлось места. Рассуждая в силлабо-тоническом ключе о хориямбе, имеют в виду его имитацию, представленную соседствующими стопами хорея и ямба. Схема этого сочетания выглядит так: ! _ | _ !. Внезапный хориямб, кажется, нарушает привычное течение стихов, но вместе с этим приковывает внимание к определённым образам благодаря неожиданному изменению ритма.
Однако, проанализировав ритмический рисунок, нам пришлось отказаться от этой мысли. Ритмический рисунок не укладывается в схему ! _ | _ !.
Схема первого катрена выглядит следующим образом.
_ _ / ! _ / _ _ / ! _ _ ! / _ _ / ! _ / _ ! _ ! / _ ! / _ _ / ! _ _ ! / _ _ / ! _ / _ !
***
В произведении использованы различные выразительные средства лексики:
- инверсия: склонялись стихией кусты (Инверсия - это перестановка обычного (нейтрального) порядка слов в предложении с целью подчеркивания смысловой значимости, поэтической выразительности отдельных слов или придания всей фразе особой интонации, стилистической окраски, торжественности и возвышенности )
- метафора: Блискавица, как армада Опасность лавой застыла. (Метафора - оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. Метафора формирует образное представление о мире, делает образ более ярким и наглядным)
- эпитет: убийственный грот (Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.)
- сравнение: Блискавица, как армада (Сравнение - сопоставление двух явлений, пояснение одного через другое.)
***
Стихотворение написано с ритмическим сбоем и отсутствием чёткой стихотворной стопы. Благодаря использованию фигур речи автору удалось создать яркие, эмоциональные образы, сочетающиеся с главной идеей картины Анри Руссо.
Итог:
|
|||
|