|
|||
Схоластика Фомы Аквинского ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Схоластика Фомы Аквинского Несколько отличную от своего предшественника философскую систему предложил Фома Аквинский. Основные принципы схоластики он сформулировал в таких книгах как «Сумма теологии» и «сумма против язычников». Для справки. В средневековье слово «сумма» означало «собрание, совокупность аргументов». Таким образом, книги Аквината представляют собой собрание его мыслей по проблемам язычества и развития теологии. Последнюю он считал ключевой для средневековья наукой и часто говорил, что философия - это служанка богословия. Аквинат считал, что при познании мира человек должен полагаться на разум, а уже потом - на веру: люди не могут поверить в то, что не могут понять. Кроме того, он не исключал, что у человека должна существовать свободная воля; Фома не видел в ней источник греха, но лишь одно из проявлений Бога как творца мира и человека. Обосновывая бытие Бога, Аквинский использовал античную логику и разработал серию доказательств. Из них он особо выделил пять, именно они являются ядром его философии: 1) Доказательство причины - у всех событий в мире есть причина, главная причина всего - Бог; 2) Доказательство цели - у развития мира и человека есть цель, главный источник целей - Бог; 3) Доказательство движения - всё в мире находится в движении, его источник - Бог; 4) Доказательство степени качества - человек способен различать всё происходящее вокруг него по степени качества (плохое - хорошее, прекрасное - безобразное и т.д.), а эта способность является даром Бога. 5) Доказательство случайности и необходимости - даже случайное происходит по необходимости, источник необходимости - Бог. Фома Аквинский был активным сторонником использования в философии метафизики и замены ею диалектики. Поскольку диалектика была прежде всего учением о противоречиях в развитии мира, то Аквинат считал, что с её помощью можно опровергнуть любой догмат католической веры. Метафизика же, напротив, представляет собой направление в философии, основанное на идее о том, что все процесс развития мира лишён каких-либо внутренних противоречий и протекает линейно. Схоластику он понимал как тип философии, основанный на необходимости пояснения и логического доказательства основных догматов католической веры и бытия бога как такового. Для справки. В философии средних веков активно использовалось теоретическое наследие античной логики. В частности, монах и теолог Уильям Оккам изобрёл один из ключевых логических принципов, помогающий экономить мыслительные усилия человека в процессе познания мира. Согласно этому принципу, в процессе рассуждений или познания необходимо избавляться от любой лишней информации; таким образом, человек уменьшает риск впасть в заблуждение. Данный принцип получил название «бритва Оккама», а сам автор выразил его суть так: «не следует умножать сущности без необходимости».
|
|||
|