|
|||
Опорный конспект лекции на тему: «Философия Средневековья».Стр 1 из 2Следующая ⇒ Опорный конспект лекции на тему: «Философия Средневековья».
Во многом развитие двух этих этапов в развитии философской мысли взаимообусловлено, поэтому есть смысл рассмотреть их вместе, в сравнительном анализе. Эпоха Средневековья в истории занимает период с 5 по 15 вв. и начинается практически одновременно с окончательным распадом Римской империи. Сама по себе эта эпоха состоит из двух частей: раннее средневековье (5-10 вв.) и позднее средневековье (10-15 вв.). Каждому из этих периодов соответствовал свой этап в развитии философии. Для справки. Автором понятия «Средневековье» является итальянский философ и гуманист Флавио Бьондо. Для обозначения периода раннего средневековья его соотечественник Франческо Петрарка использовал термин «тёмные века». Для данной эпохи характерны несколько основных признаков: 1) Теоцентризм - тип мировоззрения, при котором Бог воспринимался субъектом и объектом, причиной и следствием всех процессов и явлений окружающего мира; 2) Догматизм - тип мышления, основанный на следовании истинам, неподлежащим сомнению и принимаемым на веру - догмам (выделяют два основных догмата католической веры: о сотворении - согласно ему, Бог сотворил мир; об откровении - познать мир можно только познав Бога); 3) Аскетизм - тип мировоззрения, признающий необходимость отказа человека от чувственных и мирских удовольствий во имя служению Богу. Всю средневековую философию можно условно свести к двум основным направлениям - патристике и схоластике. Основателем схоластики является Августин Блаженный - философ, теолог, католический епископ. За свои заслуги перед церковью он был канонизирован после смерти. В его понимании патристика представляла собой философскую систему, основанную на признании ведущей роли Бога в сотворении мира и догматов как основополагающих принципов мышления. Говоря о самом мышлении человека, Августин считал, что вера должна превосходить разум, а следовательно человек сначала должен поверить для того, чтобы понять. Преобладание веры над разумом, по мнению Августина, исключает свободу воли человека. Её философ считал главным источником греха в жизни человека. Для справки. Средневековый теолог и логик Жан Буридан, стремясь доказать вред свободы воли для человека, придумал логический парадокс «Буриданов осёл». По его сюжету, осёл не мог выбрать стог сена, от которого откусить и умер от голода. Смысл парадокса в то, что свобода воли, предполагающая свободу выбора, не способна принести человеку ничего кроме страданий. Августин был автором онтологического доказательства бытия Бога. Его суть заключалась в том, что если бы не Бог, то не существовало бы ни мира - ни человека, а, следовательно, Бог основа всего сущего. Философия истории Августина также носила религиозный характер. В книге «О граде Божьем» он изложил свои взгляды на проблему истории, которую понимал как конфликт двух царств - небесного и земного. Победить в этом противостоянии должно было царство небесное, поскольку оно не знает греха. Следовательно, Августин последовательно отстаивал идею религиозного государства, основанного на власти церкви. Для справки. В 415 году племя готов под предводительством Алариха сначала осадили, а затем разрушили Рим. Аврелий Августин был в числе осаждённых, именно тогда он и закончил книгу «О граде Божьем». Черновик книги вывез из осаждённого города один из его учеников. Сам мыслитель отказался от эвакуации, считая, что как представитель церкви, должен быть со своим народом и городом до конца. (Ист.информации: Сьюзан Бауэр. История средневекового мира).
|
|||
|