Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа с классом.. Сцена ток-шоу.



2. Беседа с классом.

Учитель.Назовите героев рассказ «Крутой берег реки»

Ученик. Коломиец, Юра, Петрович.

Учитель. Попробуйте в нескольких предложениях передать сюжет рассказа.

Ученик. Герою произведения Петровичу, который 25 лет ждет возвращения домой сыновей, открывают страшную правду: его дети никогда не вернутся. Коломиец, сделавший это, не понимает, что отнял у больного старика единственную надежду, дающую ему силы жить.

Учитель: Самое время пригласить героев. Послушаем Коломийца и попытаемся понять, почему он так поступил.

Сцена ток-шоу.

Коломиец. (Молодой человек. Ведет себя немного развязно).

Знакомы мы с Юркой не так давно. Дружба наша завязалась на общем увлечении – рыбалке. У нас даже снаряжение было общее. И мне казалось, что отношения между нами будут долгими и крепкими. Но все сложилось иначе. Прочему? Не понимаю. Тогда, как обычно, мы приехали на старое место. Здесь мы бывали и раньше. На берегу постоянный часовой, Петрович, местный юродивый, блаженный. Ждет возвращения своих сыновей, которые 25 лет назад погибли во время блокады. И никто из жителей не может сказать ему правды: «Нет сыновей. Погибли давным-давно». Держат старика в заблуждении, а он, как маленький, охраняет берег, разжигая каждый вечер костер, чтобы вернувшиеся дети увидели огонь. Юрка, не успев выгрузить снаряжение, побежал собирать дрова для старика. Приехали на рыбалку – а он «костерком» решил заняться. Как меня это разозлило! Блаженный старик, надоевший своим помрачением. Друг, помчавшийся неизвестно, куда и зачем. Я не выдержал – выложил все старику: и про погибших детей, и про то, что уже 25 лет прошло, и что его все обманывают. Делают из старика ребенка, нянчатся с ним.

Учитель: Есть вопросы у зрителей?

Ученик. Что вы испытали в следующий приезд, не увидев огня на берегу? Вы считаете, что поступили правильно?

Коломиец. Да мне совершенно это не интересно. Спокойнее рыбачить стало. Не ходит старик, как привидение. Я сказал старику правду, пусть знает.

Ученик.Имели ли вы право, гость в этих местах, вмешиваться в чужую жизнь?

Коломиец.Этот старик портит всем настроение. Ему давно нужно было сказать, чтобы не маячил перед рыбаками.

Учитель.Послушаем другого участника. Приглашаем Юру.

Юра.(Молодой человек. Держится застенчиво, немного неуверенно).

Я вырос в деревне, сейчас работаю в городе и время от времени приезжаю в родные места на рыбалку. Вот и в этот раз с городским другом Коломийцем отправились порыбачить. У нас была лодка, купленная вскладчину, снаряжение. Место нашей рыбалки – крутой берег реки, но, несмотря на это, улов всегда был хороший. Как всегда на берегу мы увидели Петровича. Это старый больной человек (время для него остановилось), потерявший во время войны двух сыновей. Теперь он каждый вечер зажигает костер на берегу – маяк – для ребят, которые, по мнению старика, вот-вот должны вернуться. Все в округе любили старика, заботились о нем – «его все берегли». Выгрузив из лодки вещи, я ушел собирать хворост для костра, поскольку то, что набрал Петрович, не хватило бы ему на всю ночь. Коломиец был, конечно, недоволен. Но я не обратил на это внимание, ведь старику помощь нужнее, чем молодому парню. Вернувшись, я обратил внимание на отсутствие Петровича. И, почуяв недоброе, спросил у Коломийца: «Где дед?» Услышав ответ, я остолбенел. Я готов был разорвать дружка своего. Какое он имел право так жестоко поступать с человеком?! Разбив надежду на встречу с сыновьями, Коломиец не подумал, что лишает человека жизни. Мне очень неприятно, что мой друг оказался таким бесчеловечным. Самое страшное, что он вовсе не признает своей вины, считая себя правым.

Учитель. Есть ли вопросы к этому герою?

Ученик. Если бы вы встретились с Коломийцем на улице, как бы вы поступили? Подали бы вы руку этому человеку? Почему?

Юра. После этого случая я перестал общаться с Коломийцем. Он не понимает причину этого. А я уже устал ему объяснять, что он поступил плохо, рассказав Петровичу о гибели его сыновей.

Коломиец. Из-за какого-то жалкого старика распалась наша дружба. Я всего-навсего сказал правду.

Юра. Петрович – старый, больной человек, которому требовалась наша поддержка и забота. Единственное, благодаря чему он жил, - надежда на встречу с сыновьями. Ты уничтожил эту надежду, тем самым убив старика. Сострадание ему нужно было, а не твоя правда, убившая его.

Коломиец. Человек всегда должен говорить правду, какой бы жестокой она ни была.

Юра. Чтобы сохранить жизнь человеку, его душевное здоровье, необходимо промолчать. Тебя никто не просил говорить правду. Его все берегли! Щадили! За столько лет не нашлось умников, желающих раскрыть глаза Петровичу.

Учитель. Спасибо нашим участникам. Давайте попробуем разобраться в споре, возникшем между бывшими друзьями. В диалоге прозвучали слова «сострадание», «милосердие». Как вы понимаете их значение. Кто прав? Ответы ваши должны быть убедительны.

Ученик. Милосердие – милое сердце, доброе, отзывчивое.

Ученик. Сострадание – это умение вместе с человеком переживать его боль. Не каждому это дано.

Учитель.Какой след оставил Коломиец в душах Петровича и Юрки? Найдем подтверждение в тексте. Какова позиция автора? Какие средства он использует, чтобы раскрыть свою позицию?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.