Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Свами Вивекананда 5 страница



Все различные ступени Йоги имеют целью привести нас к сверхсознательному состоянию, или Самадхи. В высшей степени важно усвоить себе, что вдохновение в такой же мере свойственно каждой человеческой натуре, как оно было свойственно древним пророкам. Эти пророки не были исключением; они были совершенно такими, как вы или я. Они были только великие Йоги. Они достигли сверхсознательности; но и вы и я можем достигнуть того же. Они вовсе не были особенными людьми. Простой факт, что один человек когда-нибудь достиг такого состояния, доказывает, что и для всякого человека оно возможно. И не только возможно, но каждый человек обязан стремиться достигать такого состояния, и в этом-то и состоит религия. Опыт есть единственный наш учитель. Мы можем толковать и рассуждать всю нашу жизнь, и никогда не поймем ни одного слова истины, пока сами не убедимся в ней опытом. Вы не можете рассчитывать сделать человека хирургом, только дав ему несколько книг. Вы не можете удовлетворить мое желание познакомиться с какою-нибудь страною, показывая мне карту: я должен видеть саму страну. Карты могут возбудить во мне лишь интерес к получению более полных сведений: большего значения они не имеют.

Всякое исключительное пристрастие к книгам только ослабляет человеческий ум. Можно ли представить себе более ужасное богохульство, чем сказать, что полное знание о Боге заключается в этой или той книге? Как смеют люди называть Бога бесконечным и в то же время пытаться заключить Его в переплет маленькой книги? Миллионы народа были убиты за то, что не верили тому, что говорят книги; за то, что не хотели признать, что полное знание о Боге заключается внутри переплета одной книги. Конечно, такие убийства и истребления - теперь дело прошлого, но мир все еще ужасно связан верою в книги.

Чтобы достигнуть сверхсознательного состояния научным путем, мы должны пройти через те различные ступени Раджа-Йоги, которым я учил вас. После Пратьяхары и Дхараны, о которых я говорил вам в последней лекции, мы приходим к Дхиане, размышлению. Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхиана. Когда сила Дхианы настолько напряжена, что мы в состоянии отбросить внешнюю часть восприятия и удерживать созерцание только на внутренней части, значении, - это состояние называется Самадхи. Дхарана, Дхиана и Самадхи - вместе называются Самаяма. Если сознание может сначала сосредоточиться на одном предмете, затем оставаться в этом сосредоточении некоторое время и, наконец, продолжая сосредоточение, остановиться только на одной внутренней части восприятия, следствием которого было представление о предмете, все придет к подчинению такому сознанию.

Созерцательное состояние есть высшее состояние существования. Пока есть желания, никакое реальное счастье, невозможно. Только созерцательное наблюдение предметов, подобное как бы отношению свидетеля к событию, приносит нам действительное наслаждение и счастье. Животные находят свое счастье в чувствах, человек в своем разуме, а Бог в духовном созерцаний. Только для души, достигшей созерцательного состояния, мир становится действительно прекрасным. Для того, кто ничего не желает и не отождествляет себя ни с чем, бесконечные изменения природы представляют одну сплошную панораму красоты и величия.

В Дхиане, или размышлении, нам станет вполне ясно следующее: Мы слышим звук. Здесь, во-первых, имеется внешнее колебание, во-вторых, - нервное движение, которое приносит его к сознанию, в-третьих, - реакция со стороны сознания, вместе с которою является представление о предмете, послужившим внешнею причиной этих различных изменений, от колебания воздуха до умственной реакции. Эти три процесса называются в Йоге: Сабда (звук), Артха (значение) и Инана (знание). На языке физиологии они называются: колебание воздуха, движение в нервах и мозгу и умственная реакция. В настоящее время эти три различные процесса настолько у нас смешались, что стали совершенно неразличимы. Действительно, мы не можем теперь воспринимать ни одной из этих причин; мы только видим следствие всех трех и называем его внешним предметом. Но так как всякое восприятие заключает в себе все эти три причины, то нет никакого основания думать, что мы ни при каких условиях не в состоянии различать их.

Когда посредством предварительных упражнений, наше сознание укрепится и будет вполне подчинено нам, и мы приобретем способность тонкого восприятия, тогда следует перейти к упражнению сознания в созерцании. Созерцание должно иметь своим предметом сначала грубые явления, а затем медленно подниматься к более и более тонким, пока не станет беспредметным: сначала оно должно быть направлено на восприятие внешних причин ощущений, потом - внутренних движений и затем - реакции сознания. Когда оно достигнет познавания внешних причин ощущений, как таковых, оно приобретет способность видеть все тонкие материальные существования, все тонкие тела и формы. Достигнув способности воспринимать внутренние движения, как таковые, оно будет в состоянии управлять всеми умственными волнами в себе и в других, даже раньше, чем эти волны преобразуются в физические силы. А когда они сделаются способными воспринимать умственную реакцию как таковую, Йог приобретает знание всего, так как всякий чувственный предмет и всякая мысль есть результат этой реакции. Тогда он как бы увидит настоящие основания своего сознания и станет полным его властелином. Йог приобретет разные чудесные способности; но, если он соблазнится искушением воспользоваться какой-нибудь из них, путь к дальнейшему совершенствованию будет для него загражден. Таковы гибельные последствия погони за наслаждениями. Но, если он достаточно тверд, чтобы отречься даже от пользования этими чудесными способностями, он достигнет цели Йоги - совершенного подавления волн в океане сознания. Тогда величие его души, не затемненное никакими развлечениями сознания или движениями тела, воссияет в полном блеске, и Йог увидит, наконец, себя, каков он есть и каким всегда был, - всеведущим, бессмертным и вездесущим.

Самадхи свойственно всякому человеку, больше того, всякому животному. Начиная с самого низшего животного до самого высшего ангела, каждый, рано или поздно, должен прийти к этому состоянию, и тогда, и только тогда, ему станет доступна религия. А все это время, что же мы делаем?

- Мы только стремимся к этому состоянию. Пока нет никакой разницы между нами и тем, кто не имеет никакой религии, потому что у нас не было личного опыта. А если упражнения в сосредоточении не приведут нас к этому опытному познаванию, какая тогда от них польза? -Усердно выполняемые, они наверно приведут к желаемой цели, потому что каждая из ступеней к достижению Самадхи строго обдумана, надлежащим образом выработана и составлена вполне научно. Когда же цель будет достигнута, прекратятся все горести, исчезнут все страдания, последствия поступков будут уничтожены, и душа сделается свободной навеки.

 

Глава VIII.

Раджа-Йога вкратце

Конспект Раджа-Йоги, свободно переведенный из Курма-Пураны. Огонь Йоги сжигает клетку греха, которая окружает человека. Знание становится очищенным, и Нирвана достигается непосредственно. От Йоги приходит знание; знание, в свою очередь, помогает упражнению в Йоге. Тот, кто совмещает в себе Йогу и знания, угоден Богу. Те, кто упражняются в Маха-Йоге, один ли раз в день, или два, или три раза в день, или постоянно, - знайте, - это боги. Йога делится на две части. Одна называется Абхава и другая - Маха-Йога. Размышление о себе, как о нуле и лишенном свойств, называется Абхава. Йог, посредством каждой из них, познает свое Я. Та Йога, в которой кто-нибудь видит себя полным блаженства, лишенным всякой нечистоты и соединившимся с Богом, называется Маха-Йога. Другие Йоги, о которых мы читали и слышали, не стоят и частички этой великой Брахма-Иоги, в которой Йог видит себя и всю вселенную, как Самого Бога. Эта есть самая высшая из всех Йог.

Раджа-Йога состоит из следующих ступеней: Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи. Ямой называется непричинение кому бы то ни было вреда, правдивость, некорыстолюбие, целомудрие, непринятие чего бы то ни было от другого. Она очищает сознание, Читту. Непричинение никогда страдания никакому живому существу ни мыслью, ни словом, ни делом есть то, что называется Ахимса - непричинение вреда. Нет высшей добродетели, чем непричинение вреда. Нет высшего счастья, чем, когда человек достиг состояния непричинения вреда никакому творению. Правдивостью достигается все; на правдивости основано все. Рассказывать факты, как они есть, - это правдивость. Не брать чужого хитростью или силой называется Астиям - нестяжание. Целомудрие в мысли, слове и деле, всегда и при всех условиях, есть то, что называется Брахмачарья. Не принятие никаких подарков от других, даже если отказывающийся от этого ужасно страдает, есть то, что называется Апариграха. Когда человек получает подарок от другого, согласно этой теории, его сердце становится нечистым, он унижается, теряет свою независимость, становится связанным и доступным чужому влиянию. Следующие ступени помогают успехам в Йоге. Наяма - выработка постоянных привычек и приемов, Тапас - строгость, Свадхиайя - прилежное повторение священных слов, Сантоза - удовлетворенность, Саучам - чистота, Ишвара пронидхана - молитва. Пост или другой способ подчинения тела называется физическим Тапасом.

Повторение Вед или других Мантрамов, которыми очищается телесная материя (Саттва), называется упражнением - Свадхиайя. Есть три рода повторения Мантрамов: один называется устным, другой - полуустным и третий - умственным. Устный, или внятный, есть самый низший, а умственный есть высший из всех. Повторение, настолько громкое, что его может слышать всякий, есть устное; следующее есть то, когда органы только что начинают вибрировать, но никакого звука не слышно, - другой человек, сидящий возле, не может слышать, что говорится. То, в котором нет никакого звука, а только умственное повторение священного слова и в то же время размышление о его значении, называется "умственным бормотанием" и есть самое высшее. Мудрецы говорят, что есть два рода очищения: наружное и внутреннее. Очищение тела производится водой, землей или другими материалами, - это наружное очищение, как, например, купанье и т.п. Очищение ума правдивостью и всеми другими добродетелями есть то, что называется внутренним очищением. Оба необходимы. Недостаточно, если человек будет чист внутренне, а наружно грязен. Когда обе недостижимы, внутренняя чистота важнее: но никто не может быть Йогом, если не соблюдает обеих.

Молитва заключается в прославлении Бога, в памятований Его и в преданности Ему. Мы говорили о Яме и Нияме: дальше идет Пранаяма. Прана - значит жизненные силы в собственном теле, Яма значит управление ими. Есть три сорта Пранаямы: простейшая, средняя и высшая. Все Пранаямы делятся на две части: одна называется наполнение, другая

- опорожнение. Если вы начинаете с двенадцати секунд - это низшая Пранаяма: если начинаете с двадцати четырех секунд - это средняя Пранаяма; самая высшая та, которая начинается с тридцати шести секунд. Та Пранаяма, при которой появляется сначала испарина, потом дрожание тела, а затем человек быстро подымается на ноги и душа его испытывает невыразимое блаженство, есть самая высшая Пранаяма. Есть Мантрам, называемый Гаятри. Это следующий очень святой стих из Вед: "Мы размышляем о славе Того, Кто создал эту вселенную; да просветит Он наш ум". В начале и в конце этого Мантрама произносится слово "Ом". В одной Пранаяме повторяйте три Гаятри. Во всех книгах говорится о Пранаяме, разделенной на Речаха (выбрасывание или выдыхание), Пурака (вдыхание) и Кумбака (удержание, остановка).

Индрии. органы чувств, направлены наружу и приходят в сообщение с внешними предметами. Приведение их в подчинение воле есть то, что называется Пратьяхара, - буквальный перевод - "собирание в себя".

Направление сознания на лотос сердца или на головной центр есть то, что называется Дхарана. Когда, оставаясь в одном месте, принимая одно место за основание, волны ума пробуждаются, не соединяясь с другими волнами - когда все другие волны остановились - и только одна волна восстает в уме - это называется Дхиана, созерцание. Когда нет надобности ни в каком основании, когда все сознание становится одной волной, одной формой, - это его состояние называется Самадхи. В сознании тогда присутствует только значение предмета, не связанное ни с каким местом или центром. Если сознание может быть устремлено на один центр в продолжение двенадцати секунд - это будет Дхарана, двенадцать таких Дхаран будет Дхчана, двенадцать Дхиан будет Самадхи.

Следующая есть Асана (поза). Нужно усвоить только одно: держать корпус прямо, оставляя его свободным и имея грудь, плечи и голову на вертикальной линии. В Йоге не следует упражняться в таких местах, где есть огонь или вода, или почва усеяна сухими листьями; где есть дикие животные, где встречаются четыре улицы, где слишком много шуму или много причин к боязни; где слишком много муравьиных куч, где много злых людей. Это в особенности относится к Индии. Не упражняйтесь, когда ваше тело чувствует себя очень ленивым, когда ваш ум угнетен горем и печалью, или когда вы нездоровы. Идите на место, которое хорошо скрыто и куда люди не приходят беспокоить вас. Известно, ведь, что, когда вы не хотите, чтоб люди знали, что вы делаете, любопытство всех возбуждается; но, если вы нарочно выйдете на улицу, чтоб люди знали, что вы собираетесь делать, они не обратят на вас внимания. Не выбирайте грязных мест. Выбирайте, наоборот, красивую местность или хорошую комнату в вашем собственном доме. Приступая к упражнению, прежде всего воздайте честь всем древним Йогам, вашему собственному Гуру (Учителю) и Богу, и затем начинайте.

О Дхиане сказано все. А вот несколько примеров, о чем размышлять. Сидите прямо и смотрите на кончик вашего носа. Дальше мы узнаем, как этим путем сосредоточивается мысль, как посредством управления двумя зрительными нервами достигается значительно более быстрый успех в управлении дугою реакции и таким образом в управлении волей.

Есть несколько образцов для созерцания. Вообразите у себя на голове, на несколько дюймов выше ее, лотос и добродетель, - как его центр, стебель - как знание. Восемь лепестков лотоса - восемь сил Йога. Внутри тычинки и пестики - отречения. Если Йог отказывается от внешнего могущества, он достигает вечного спасения. Восемь лепестков лотоса суть восемь способностей, или сил Йога: внутренние же тычинки и пестики должны представлять собою полное отречение, отречение от пользования всеми ими. Внутри лотоса представьте себе Золотого Единого, Всемогущего, Неосязаемого, Того, чье имя есть Ом, Невыразимого, окруженного лучезарным светом. Созерцайте все это. Второе созерцание следующее. Представьте себе какое-нибудь место в вашем сердце и в средние его пламя. Вообразите, что это пламя ваша собственная душа, что внутри этого пламени находится лучезарное пространство, и что это пространство есть Душа вашей души - Бог. Созерцайте это в своем сердце.

Целомудрие, непричинение обиды, прощение всякого, даже самого величайшего врага, правдивость, вера в Бога - это различные Брита (волны, образующиеся в умственной материи). Не бойтесь, если вы не совершенны во всех их; работайте и недостающее придет. Тот, кто отказался от привязанности к чему бы то ни было, от всякого страха и гнева, чья вся душа поглощена Богом, для кого Бог стал единственным прибежищем, чье сердце очистилось, - с каким бы желанием он ни пришел к Богу, - Бог исполнит его желание. Итак, поклоняйтесь Ему знанием или любовью, или отречением.

"Он Мой возлюбленный поклонник, Мой возлюбленный Бхакта, не завидующий никому, друг всех, милосердный ко всем, не имеющий ничего своего, утративший всякий эгоизм; тот, кто всегда доволен, кто всегда занимается Йогой, кто подчинил себе свое я, чья воля тверда, чье сознание и разум предались Мне, - знайте, что он Мой возлюбленный Бхакта. Тот, от кого не исходит никакого смущения, кто никогда не бывает причиною беспокойства других, кто отказался от неумеренных радостей, от горя, страха и забот, - таков Мой возлюбленный. Кто не зависит ни от чего, кто чист и деятелен, кто отказывается от всего, кто не заботится, хорошо ли ему или дурно, - тот никогда не бывает несчастным; тот, кто одинаков в чести и унижении, чей ум скромен и вдумчив, кто счастлив тем малым, что ему достается, кто не имеет дома, но чей дом весь мир, кто непоколебим в своих идеях, - такой становится Йогом".

Был некий великий бог-мудрец, по имени Нарада. - Как среди людей есть мудрецы - великие Йоги, так же есть Йоги и между богами. - Нарада был добрый Йог, достигший большой высоты. Он странствовал всюду и однажды, проходя через лес, увидел человека, который так долго был погружен в глубокое размышление, что белые муравьи выстроили вокруг его тела огромную кучу. "Куда ты идешь?" обратился тот к Нараде. Нарада отвечал: "я иду на небо". - "Тогда спроси Бога, когда он смилуется надо мною, когда я достигну свободы?". Нарада пошел дальше и увидел другого человека. Тот пел, плясал и делал прыжки. "Нарада, куда ты идешь?" спросил он. Его голос и жесты были дики. "Я иду на небо", ответил Нарада. - "Тогда спроси, когда я буду свободен". Нарада пошел дальше. Спустя некоторое время, он шел опять тою же дорогою и увидел опять человека, размышлявшего до тех пор, пока муравьиные кучи не выросли вокруг него. Тот обратился к нему: "Нарада, спросил ли ты Бога обо мне?" - "Да". - "Что же Он сказал?" - "Бог сказал мне, что после того, как ты родишься еще четыре раза, ты достигнешь свободы". Тогда этот человек стал плакать и рыдать, и воскликнул: "Я размышлял, до тех пор пока муравьиная куча ни воздвиглась вокруг меня, и мне предстоит еще четыре раза родиться!" Нарада пошел к другому человеку. "Передал ли ты мой вопрос?" - "Да. Видишь ты это тамариндовое дерево? Я должен сказать тебе, что, сколько листьев на этом дереве, столько раз ты родишься и только тогда достигнешь свободы". Услышав это, тот перепросил: "так скоро я получу свободу?!" и от радости стал снова плясать. И вот, послышался голос: "Дитя мое, ты уже свободен". То была награда за его настойчивость. Он был готов трудиться столько жизней; ничто не могло привести его в уныние: первый же находил, что и четыре рождения для него слишком много.

Только настойчивость, подобная той, какая была у человека, согласного ждать Эоны, может привести к самому высшему результату.

РАДЖА ЙОГА

Содержание

Предисловие

Глава I. Вступление.

Глава II. Первые шаги.

Глава III. Прана.

Глава IV. Психическая Прана.

Глава V. Управление психической Праной.

Глава VI. Пратьяхара и Дхарана.

Глава VII. Дхиана и Самадхи.

Глава VIII. Раджа-Йога вкратце.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.