Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Для заучивания наизусть



 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативное обеспечение изучения предмета

Примерная программа по учебному предмету «Литература» составлена на основании

Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04.03.2016 № 111-ШС, от 03.08.2018 № 249-ШС от 12.06.2019 № 41-ПНС, от 18.10.2019 № 64-ПНС, от 13.12.2019 № 75-ПНС, от 06.03.2020 № 107-ПНС, от 27.03.2020 № П6-ПНС);

Государственного образовательного стандарта основного общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 г. № 120-НП, в соответствии с требованиями

Примерной основной образовательной программы основного общего образования Донецкой Народной Республики в редакции 2020 года,

.

2Общая характеристика предмета

Литература занимает особое место в системе общего образования. Как один из ведущих гуманитарных учебных предметов она содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

 

Средняя школа дает обучающемуся общее образование - в этом ее задача. Исконно русское слово «образование» происходит от глагола «образовывать», который, по В. Далю, восходит к глаголу «образитъ - давать вид, образ, обтесывать; слагать нечто целое; устраивать, создавать; улучшать духовно, просвещать». Образование в первую очередь формирует систему ценностных ориентиров через постижение культурных ценностей человечества. Ценность становится ценностью тогда, когда обретает для человека явный, понятный ему смысл. Образование - это проживание ребенком истории цивилизации, это овладение языками культуры: математики и искусства, естествознания и философии. Поэтому литературное образование - это одновременно процесс и результат овладения языком литературы как искусства слова. А этому языку надо учить. Ведь человек общается не только с другими людьми, но и со всем окружающим его миром. И для того, чтобы общение состоялось, надо знать и язык искусства слова, который наряду с другими языками входит в состав культуры.

Ведь язык литературы - это язык культурных традиций и этических ценностей, порой не бесспорных. Это язык вымысла и жизненной правды, язык автора и его героя, писательского замысла и читательского понимания. Получать литературное образование - значит усваивать культурные ценности. Следовательно, необходимо усилить культурологический и теоретико-литературный компоненты литературного образования, преодолеть существующее положение вещей, когда «вершиной» литературного образования становятся старшие классы.

В 11 классе развитие читательских интересов идет по линии соединения понятийных обобщений. Концептуальный подход к изучению литературы осуществляется в сознательном использовании основных принципов анализа идейно-художественного своеобразия произведений, в осознании неповторимости творческой индивидуальности писателей, к чему школьников готовили всем предшествующим изучением литературы. На всех этапах изучения конкретного произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки интерпретации и анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного понимания художественной литературы имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения. Развивая способности обучающихся к образным и понятийным обобщениям, активизируя использование системы знаний и понятий, важно сохранить элемент наслаждения. Оно неизбежно связано с интересом к художественному миру автора, с воспитанием эстетического восприятия, является основой художественно-эстетической активности, положительной мотивации в обучении. Важно разнообразить формы художественно-эстетической учебной деятельности школьников: совершенствовать характер их выступления на уроках, участие в диспутах и семинарских занятиях, написание работ — от простых ответов на вопросы, изложений, сочинений до отзывов, докладов, работы с дидактическими материалами, творческих работ

3.. Цели обучения

Цель учебного предмета «Литература» - формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Стратегическая цель предмета «Литература» в 10-11-х классах - завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.

Задачи учебного предмета «Литература»:

- получение опыта медленного чтения[1] произведений русской и мировой литературы, литературы родного края;

- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;

- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);

- формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;

- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);

- овладение умением определять стратегию своего чтения; овладение умением делать читательский выбор;

- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;

- овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);

- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;

- знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).

Перенесение фокуса внимания в литературном образовании с произведения литературы как объекта изучения на субъектность читателя[2] является приоритетной задачей примерной программы, поэтому в основе её содержания описание условий, при которых может быть организована и обеспечена самостоятельная продуктивная читательская деятельность обучающихся. Под читательской деятельностью здесь понимается определение читательской задачи, поиск и подбор текстов для чтения, их восприятие и анализ, оценка и интерпретация.

Формирование читательской самостоятельности - работа в сменяющихся форматах в зоне ближайшего развития читателя (совместное медленное чтение или деятельность по поиску информации, сопровождение или создание читательских мотиваций, условия для продуктивной самостоятельной деятельности) - это ключевая задача учителя, которая во многом определяется изменением его роли в учебной деятельности в соответствии с требованиями ГОС СОО.

В примерной программе предложен проблемно-тематический принцип, который позволяет составителю рабочей программы выбрать учебный материал (список произведений для чтения на уроке, для самостоятельного чтения, перечень теоретико­литературных понятий, материал для формирования межпредметных связей, привлекаемый внешкольный ресурс и т.п.). Таким образом, перед составителем рабочей программы стоят задачи - определить способ (принцип) распределения планируемых результатов, обеспечить их достижение средствами учебного материала, сформировать контрольно-измерительные материалы (задания для проведения итоговых работ).

3. Место предмета в учебном плане

Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Литература» (базовый уровень) изучается в 10 и 11 классах.

Базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Донецкой Народной Республики предусматривает обязательное изучение литературы (базовый уровень) на этапе среднего общего образования в объёме 210 часов. В том числе: в 10 классе - 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе - 105 часов (3 часа в неделю).


Класс Всего часов Урок развития речи Контрольная тестовая работа Контрольное сочинение Литература родного края Текстуальное изучение произведений Резерв
11 класс

-

№п\п Дата по плану 11-а Дата по плану 11-б Дата по факту Тема урока Примечание
02-09 01-09   Введение. ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Век возникновения фундаментальных теорий (А. Энштейн), решительного отрицания прошлого и пропагандирования «новой морали» (Ф. Ницше), век войн, революций, прорыва в космос и техногенных катастроф. Век надежд и отчаяния. Исторические рамки периода (приблизительно 10-е годы и Первая мировая война — по наше время). Новая картина мира и новые принципы отражения действительности (кино, видео, аудио и традиционные виды искусства). Противостояние элитарности и массовости: замкнутость «искусства для избранных» и наступательный пафос попкультуры. Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм (а также их множественные течения) как ведущие явления в литературе и других видах искусства. Феномен русского соцреализма, особенности его существования и разрушения.  
  ЛРК №1Позты Донбасса- участники ВОв  
        РЕАЛИЗМ ХХВЕКА 9 ч  
  Своеобразие реализма в русской литературе XX века.Человек и эпоха — основная проблема искусства. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке.    
      ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН 2ч. Жизнь и творчество. Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности художественной манеры И.А. Бунина. Рассказы: "Антоновские яблоки", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание  
  Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Своеобразие художественной манеры И.А. Бунина. Темные аллеи", "Чистый понедельник. Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе .  
  АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН 2ч. Гуманистическая позиция писателя. Протест против унижения человека. Рассказы и повести: "Молох", "Олеся", "Поединок", "Гранатовый браслет", "Гамбринус", "Суламифь".  
  Изображение глубокого, бескорыстного чувства любви, богатства духовного мира героев и причин, обусловивших трагичность их судеб. Поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Традиции и новаторство в литературе  
  МАКСИМ ГОРЬКИЙ 3ч. Творческий путь писателя. Художественный мир его произведений. Рассказы: "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Челкаш", «Карамора». Романтизм и реализм раннего Горького. Любовь, смерть и подвиг в романтических произведениях.  
  Поиски решения нравственных проблем в романах М. Горького "Мать", "Фома Гордеев", "Дело Артамоновых".  
  «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). )
  БОРИС КОНСТАНТИНОВИЧ ЗАЙЦЕВ. Художественный мир писателя. Основные темы творчества, традиции русской классической литературы в творчестве Б.К. Зайцева. Повести и рассказы: "Голубая звезда", "Моя жизнь и Диана", "Волки". ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ.    
  Контрольное сочинение №1 То№1
        МОДЕРНИЗМ КОНЦА XIX-XX ВЕКА 9ч  
02-10   «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Расцвет русской религиозно-философской мысли  
02-10   Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века». И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, А. Белый, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, И. Северянин и др. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Их философско-эстетические концепции, платформы, манифесты  
  АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК 3ч Творческий путь писателя. Романтический мир раннего Блока. Изящество и тонкость выражения любовных чувств. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Тема России. Проникновенное чувство родины. Тема искусства в лирике поэта. Образы-символы, музыкальность, прозрачность стиха.    
  Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века. «Соловьиный сад».Пафос несогласованности двух путей бытия (жизнь и сад счастья). Образы скалы, морского берега. Теория литературы. Развитие понятия о символизме. Образ-символ  
  ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ Слово о поэте. Стихотворения: "Ассаргадон", "Грядущие гунны", "Есть что-то позорное в мощи природы...", "Неколебимой истине...", "Каменщик", "Творчество", "Родной язык". "Юному поэту", "Я" В. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ Слово о поэте. Стихотворения: "Безглагольность", "Будем как солнце, Забудем о том..." "Камыши", "Слова-хамелеоны", "Челн томленья", "Я мечтою ловил уходящие тени...", "Я - изысканность русской медлительной речи..." Шумный успех ранних книг К. Бальмонта  
  НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ Слово о поэте. Стихотворения: "Андрей Рублев", "Жираф", "Заблудившийся трамвай", "Из логова змиева", "Капитаны", "Мои читатели", "Носорог", "Пьяный дервиш", "Пятистопные ямбы", "Слово", "Слоненок", "У камина", "Шестое чувство", "Я и вы". Романтический герой лирики Гумилева  
  ВЕЛИМИР (ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ) ХЛЕБНИКОВ Стихотворения: "Бобэоби пелись губы...", "Заклятие смехом Эстетические и формальные эксперименты футуристов.  
  Развитие речи 1 Выразительное чтение текста художественного произведения  
  ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ Повести и рассказы: "Большой шлем", "Красный смех", "Рассказ о семи повешенных", "Иуда Искариот", "Жизнь Василия Фивейского". Пьеса "Жизнь человека" Жизнь и творчество Л. Андреева. Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования, на единичном человеке.  
        Проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности. Тема прогрессирующего взаимонепонимания людей. Испытания разума и безумие мысли.  
  Контрольная работа № 1 То №2
        ЛИТЕРАТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ (31 ч)  
02-11   Русская литература ХХ века в контексте отечественной истории. АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА Жизнь и творчество. Лирика. Глубина и яркость переживаний. Богатство ассоциаций с литературой и культурой разных эпох Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Поэма без героя». Особенности композиции поэмы. Нравственное звучание произведения. Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы    
  Сергей Александрович Есенин 3ч Сведения о жизни и творчестве поэта
  Глубокая любовь к родине, природе родного края в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко «всему живому». Сложное восприятие происходящих перемен. Предельная искренность и лиризм стихотворений. Щемящее чувство грусти от сознания быстротечности жизни. Народно-песенная основа лирики поэта. Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм.  
  ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ 2ч Начало творческого пути: дух бунтарству и эпатажа. Поэзия и живопись. В. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира
  МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА 2ч Важнейшие темы М. Цветаевой — любовь, Россия, творчество. Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины.
  ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). Символизм, акмеизм, метафора, эпитет.
  БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик Теория литературы. Троп, метафора, олицетворение, литературный пейзаж, лирический герой, образ природы. Лирический сюжет, Лирическая условность. Лирическая тема. Взаимосвязанность деталей в лирике. Слиянность поэзии и прозы.
  Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго  
  ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ ЗАМЯТИН «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах «идеологизированной» науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций. Теория литературы. Утопия. Антиутопия. Реминисценции
  Контрольная работа №2  
  ЛРК №2Жизнь и творчество М. Матусовского  
  МИХАИЛ  АФАНАСЬЕВИЧ  БУЛГАКОВ Жизнь, творчество, личность. Мастер и время, отраженное в его книгах. «Собачье сердце». Выражение авторской позиции и отношения к происходящему в произведении. Мастерство Булгакова-сатирика.  
  «Белая гвардия». История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты.  
01-12   «Мастер и Маргарита». История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа.  
02-12 Сочетание в нем фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Оригинальные философские трактовки библейских сюжетов. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести  
Трагическая любовь героя романа в конфликте с окружающей пошлостью. Высокий гуманистический пафос произведения  
  АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ  2ч. Краткий очерк жизни и творчества писателя. Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы
  МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ 4ч. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Судьбы людские в его произведениях. Книга рассказов «Донские рассказы» как новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон». Роман «Поднятая целина». Драматизм событий, связанных с одним из переломных моментов в жизни страны, трагизм судеб людей. Шолоховские традиции в русской литературе XX века
  «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее.  
  Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее.  
  Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н. Толстого в прозе М.А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе Теория литературы. Роман-эпопея  
  Развитие речи 2.Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная)  
  Контрольное сочинение № 2  
  ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ НАБОКОВ Эхо родины как основной мотив лирики и первых прозаических произведений ("Машенька"). Прошлое как тема убитой, уничтоженной идиллии Теория литературы. Подтекст произведения. Принцип «отстраненного психологизма».
        ВТОРОЙ СЕМЕСТР  
11-01   МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЗОЩЕНКО Мастерство Зощенко-сатирика. Основа юмора писателя. Маски рассказчика-повествователя и действующих лиц, роль просторечных выражений. Лаконизм рассказов ИСААК ЭММАНУИЛОВИЧ БАБЕЛЬ «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя  
    11-01   АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ФАДЕЕВ Романы "Разгром", "Молодая гвардия". Тема России и революции. Народ и интеллигенция. Человек на войне и правда о нём. Нравственные проблемы в романах А.А. Фадеева.
  Народ и интеллигенция. Человек на войне и правда о нём. Нравственные проблемы в романах А.А. Фадеева.  
  Илья ИЛЬФ, Евгений ПЕТРОВ. Романы "12 стульев", "Золотой теленок".Сатирическое изображение эпохи в произведениях И. Ильфа и Е. ПетроваНиколай Робертович ЭРДМАН Пьеса "Самоубийца". Изображение советских «маленьких людей», оказавшихся беззащитными перед системой. Сцена проводов на тот свет живого «самоубийцы» как своего рода поминки по прежней, нормальной жизни. Сценическая история пьесы.
  Николай Алексеевич ОСТРОВСКИЙ Роман "Как закалялась сталь". Николай Островский и его роман «Как закалялась сталь». Идейно-художественное своеобразие романа. «Необыкновенное время» в произведении. Характер и психология героев романа. Судьбы людей, творящих новые общественные отношения
  АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН Жизнь. Творчество. Личность (Обзор). "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор". Книга "Архипелаг ГУЛаг". Повесть "Раковый корпус", статья "Жить не по лжи". Суровая правда произведений о послевоенной деревне, судьбе обездоленной крестьянки. Утверждение неиссякаемости нравственного здоровья в народе. Яркость, выразительность языка произведения. «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий. «Один день Ивана Денисовича».
    ВАРЛАМ ТИХОНОВИЧ ШАЛАМОВ Рассказы: "На представку", "Серафим", "Красный крест", "Тифозный карантин", "Последний бой майора Пугачева", "Сгущенное молоко", "Татарский мулла и чистый воздух", "Васька Денисов, похититель свиней", "Выходной день". Автобиографический характер прозы В.Т. Шаламова. Жизненная достоверность, документальность и глубина проблем, поднимаемых писателем.  
  ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ ШУКШИН Рассказы: "Верую", "Крепкий мужик", "Сапожки", "Танцующий Шива", "Срезал", "Забуксовал", "Чудик". Мир и антимир в рассказах В.М. Шукшина. Поиски смысла жизни, принцип «пользы», целесообразности и нравственная свобода человека в произведениях В.М. Шукшина. «Чудики» - главные герои его рассказов. Понимание ими красоты и гармонии жизни. Особенности языка и стиля писателя
  НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ Мир человека и мир природы в лирике поэта. Тема красоты в лирике Н. Заболоцкого. Мастерство Заболоцкого-переводчика. Теория литературы. Философская поэзия (закрепление знаний). «Натурфилософская» лирика АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ Жизнь и творчество. Личность . Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины.
01-02   ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (1936-1971) Стихотворения: "В горнице", "Видения на холме", "Звезда полей", "Зимняя песня", "Привет, Россия, родина моя!..", "Тихая моя родина!", "Русский огонек", "Стихи". Основные темы и мотивы лирики Рубцова  
01-02   Контрольная работа№3  
        ПРОЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 30ч  
  ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ Роман "Братья и сестры". Судьба русской деревни в трактовке писателя.  
  Роман "Братья и сестры". Постановка острых современных проблем. Народная стихия языка  
  АЙТМАТОВ Повести "Пегий пес, бегущий краем моря", "Белый пароход", "Прощай, Гюльсары" Художник и Гражданин. Билингвизм писателя, своеобразие художественного стиля. Народно-поэтические компоненты. Национальные особенности характера  
  История жизни героя как художественное воплощение истории страны. Неукротимое правдолюбие и трудолюбие, честность и принципиальность как лучшие качества героев Ч. Айтматова. Добро и зло в произведениях писателя. Проблема памяти. Общечеловеческое и национальное в произведениях Ч.Т. Айтматова.  
  ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ АКСЕНОВ (1932-2009) Повести "Апельсины из Марокко", "Затоваренная бочкотара". Жизнь, личность, творчество. Основоположник «молодежной прозы» в СССР.  
  Исповедальность как отличительная черта, субъектная многоплановость, хронотоп как системообразующий элемент произведений В. Аксенова.  
    ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ Роман "Царь-рыба". Повести: "Веселый солдат", "Пастух и пастушка". Экологические и нравственные проблемы, бескомпромиссность их решения в произведениях писателя..  
    ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ Повесть "Привычное дело", книга "Лад".«Деревенская « проза. Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей. Традиции и новаторство. Нравственно-философская проблематика произведений. Совестливость как ключевое качество прозы. Образы-типы. Писательское мастерство  
  АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ БИТОВ Книга очерков "Уроки Армении". Лейтмотив битовских странствий. Две части книги.  
01-03   ВАСИЛЬ БЫКОВ (ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ БЫКОВ) Повести: "Знак беды", "Обелиск", "Сотников". Сведения о жизни и творчестве белорусского писателя. Сюжетно-композиционные особенности произведений В. Быкова.  
  . Проблема нравственного выбора героев в «пограничной» ситуации; размежевание людей  
01-03   БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ Повести: "А зори здесь тихие", "В списках не значился", "Завтра была война". Новое осмысление военной темы в творчестве Б.Л. Васильева. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Мужество и героизм на страницах произведений писателя. Пафос в произведении, основная проблема. Женщина и война. Раскрытие нравственного богатства человека в суровых испытаниях. Нравственный выбор героев  
  Пафос в произведении, основная проблема. Женщина и война. Раскрытие нравственного богатства человека в суровых испытаниях. Нравственный выбор героев  
  ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВЛАДИМОВ Повесть "Верный Руслан". Мир и человеческие отношения в восприятии собаки. Необычность повествовательной манеры. Размышления автора о глубинных противоречиях действительности. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ВОЙНОВИЧ "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина", "Москва 2042" Трагедия «маленького человека» в жанре романа-анекдота «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». Поэтика романа «Москва 2042» как литературной антиутопии    
  ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ ГРОССМАН Роман "Жизнь и судьба".Война как крупный этап в творческой и духовной судьбе писателя. Судьба романа. Особенности композиции.  
  ВАСИЛИЙ СЕМЁНОВИЧ ГРОССМАН Роман "Жизнь и судьба". Война как крупный этап в творческой и духовной судьбе писателя. Судьба романа Герои — носители разных самостоятельных точек зрения на окружающий их мир. Смысл названия произведения. Новое осмысление темы войны и поведения человека на войне.  
  СЕРГЕЙ ДОНАТОВИЧ ДОВЛАТОВ Книги "Зона", "Чемодан", "Заповедник". Жизнь заключенных и их охранников в изображении С. Довлатова. Традиции русской лагерной прозы. ЮРИЙ ОСИПОВИЧ ДОМБРОВСКИЙ Роман "Факультет ненужных вещей". Обращение к трагическим страницам советской истории, размышления о глубинных противоречиях действительности, о причинах, уничтожающих духовную свободу, утверждение общечеловеческих ценностей  
  ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР "Детство Чика", "Сандро из Чегема", "Кролики и удавы" Столкновение патриархальной культуры и казарменного социализма, тоталитарной идеологии и поэтических народных верований, идиллии крестьянского быта  
  ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ КАЗАКОВ Рассказ "Во сне ты горько плакал". Трагический текст о расставании с тайной детства — и в то же время одно из главных в русской литературе приближений к этой тайне.  
02-04   Б.Ш. Окуджава «Повесть "Будь здоров, школяр!". В.Н. Некрасов «В окопах Сталинграда». Особенности «лейтенантской прозы». Изображение трагических будней войны. Идейная позиция автора  
    ВАЛЕНТИН Г<


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.