Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ



ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

4-6 лет

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

1.Игра «Шофер идет в гараж» Цель: формировать единственное и множественное число имен суще­ствительных (мужского, женского, среднего рода). Оснащение: игрушечные машины или предметные картинки с их изображением. Ход игры: поставьте в ряд игрушки (или разложите предметные картинки): легковая машина, грузовая машина, автобус, троллейбус, трактор. Предложите ребенку ответить на ваши вопросы. Как называется человек, который водит автобус, троллейбус, легковой автомобиль? (Водитель или шофер.) Как называется место, где стоят машины? (Гараж.) Назови автомобили, стоящие около гаража. (Автобус, легковая машина, грузовая ма­шина.) Создайте игровую ситуацию—расставьте игрушки или разложите картинки в соответствии с описанием игры. Попросите ребенка: «Рассмотри автомобили, стоящие в гараже справа. Скажи, как можно назвать их одним словом. (Автобусы.) Назови автомобили, стоящие слева. (Грузовые автомобили.)» Предложите поиграть в игру «Один — много». Попросите ребенка образовывать мно­жественное число по образцу. Если одно, то колесо, а если много, то ...(колеса). Если один, то троллейбус, а если много, то ... (троллейбусы). Если один, то трактор, если много, то... (тракторы). Если один, то шофер, а если много, то ... (шоферы). 2.Игра «Найди, угадай, назови» Цель: дифференцировать имена существительные мужского и жен­ского рода с окончаниями -а, -я. Оснащение: парные картинки Ход игры: предложите ребенку найти картинку, на которой изображен мужчина-врач. Попросите подобрать к ней парную картинку — на которой изображена женщина-врач. Спросите у ребенка: «Кто изображен на второй картинке?» (Женщина-врач.) «Подумай и скажи, как можно назвать женщину-врача одним словом» (Она.) «Кто изображен на пер­вой картинке? (Мужчина-врач). «Как можно назвать врача-мужчину одним словом? (Он.)» С предложенным лексическим материалом проведите игру по аналогии. Лексический материал Мужчина-повар. Женщина-повар. Мужчина-водитель. Женщина-водитель. 3.Игра «В кабине, в кузове» Цель: формировать окончания имен существительных в винительном падеже.  Оснащение: сюжетная картинка . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите назвать недостаю­щие детали грузовой машины. Задайте вопросы: «Чего нет у грузовой машины?» (Дверцы, борта.) «Как открывается дверь кабины? Кто сидит в кабине?» (Водитель сидит в кабине.) «Как называется человек, который едет с водителем в машине?» (Пассажир.) «Где сидит пассажир?» (Пассажир сидит в кабине около водителя.) Вырежьте в нижней части листа дверцу от кабины грузовой машины и боковой борт. Приклейте их к нарисованной грузовой машине таким образом, чтобы можно было их отогнуть. Если у ребенка есть набор «Лего», предложите ему сконструировать грузовой авто­мобиль. Попросите посадить в кабину пассажира и водителя. Спросите, кто и где сидит в кабине автомобиля? Игру с кузовом проведите по аналогии. (В кузове лежит песок, кирпичи.) Вы можете вместе с ребенком нарисовать любой груз для изображенного на рисунке грузовика.

4.Игра «Кто, что, для кого?» Цель: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть изображенных людей. Попросите его определить и назвать их профессии. Затем спросите, что изображено на предметных картинках в нижней части листа. Наклейте стикеры с липким слоем над изображенными людьми разных профессий. Показывайте поочередно на пианино, кастрюлю и шапочку врача и спрашивайте: «Кому этот предмет нужен для работы?» Задайте вопросы. Чем повар режет овощи? (Ножом.) Чем врач делает уколы? (Шприцем.) На чем играет музыкант? (На музыкальных инструментах.) Попросите ребенка назвать профессию человека, которому для работы нужен нож и кастрюля. (Повару.) Спросите: «Кому для работы нужен шприц?» (Врачу.) «Кому для работы нужно пианино?» (Музыкальному руководителю.) «Кто работает с детьми?» (Вос­питатель.) 5.Игра «Грустный, веселый, сердитый» Цель: понимать и различать категории рода имен прилагательных, обозначающих эмоциональные состояния людей; согласовывать имена прилагательные в роде и числе. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: подготовьтесь к игре заранее: вырежьте в нижней части листа вуаль, маску, шарф. Приклейте их справа от каждого героя. Покажите ребенку картинки. Предложите внимательно их рассмотреть. Попросите назвать профессии изображенных на картинке людей. Поиграйте в игру «Я начну, а ты продолжи». Попросите ребенка рассмотреть выражение лица каждого гостя и назвать его эмо­циональное состояние. Начните фразу и предложите ребенку ее продолжить, вспомнив выражение лица человека данной профессии. Музыкальный руководитель ... веселый.Попросите проверить правильность ответа, под­нять приклеенную на шляпке вуаль. Врач ... сердитый.Попросите проверить правильность ответа, приподняв приклеенную маску. Воспитатель ... огорченный.Предложите так же проверить правильность своего ответа, приподняв шарф, закрывающий лицо на прогулке. Предложите ребенку рассмотреть в нижней части листа схематично изображенные лица. Попросите его выбрать то эмоциональное состояние, в котором находится ребенок в данный момент, и рассказать вам об этом. Например: «Я сегодня грустный». Расскажите о том, в каком эмоциональном состоянии находитесь сегодня вы: «Я сегодня веселая». 6.Игра «Повар готовит обед» Цель: пополняет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия профессий; согласовывать имена числительные «два», «пять» с именами существительными. Оснащение: натуральные овощи. Ход игры: предложите ребенку вспомнить, как называется профессия человека, кото­рый готовит вкусные обеды. (Повар.) Расскажите, что повар решил приготовить овощной салат. Для этого он взял... Разложите овощи на столе. Предложите ребенку рассмотреть выложенные перед ним овощи. Попросите его сосчитать их. Затем попросите рассказать, сколько картошек, морковок, огурцов, помидоров и луковиц взял повар для приготовления овощного салата. Накройте овощи красивой салфеткой. Две картошки, пять морковок, два огурца, пять помидоров, две луковицы, много зеле­ного горошка. Попросите ребенка нарисовать рецепт салата. (Последовательность, в которой повар будет складывать в салатницу нарезанные на мелкие кусочки овощи.) Поднимите салфет­ку и еще раз попросите ребенка перечислить количество овощей, которые он положил в овощной салат.

7.Игра «Хвастуны» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Жили-были два маль­чика. Жили они оба на одной улице, в одном доме. Ходили они в один детский сад. Но один мальчик был старше второго на один год, поэтому ходили они в разные группы. Да и воспитатели у них тоже были разные, а любили они их одинаково—очень сильно. Сидят мальчики на скамейке и спорят». Предложите ребенку закончить начатую вами фразу: «„Моя воспитательница краси­вая".— „А моя еще ... красивее".— „Моя воспитательница добрая".— „А моя еще ... доб­рее".— „Моя воспитательница милая".— „А моя еще ... милей".— „Моя высокая".— „А моя еще ... выше". Долго спорили ребята, а к общему мнению так и не пришли. А мне кажется, что все, кто работает с детьми, добрые, красивые и милые!» 8.Игра «Закончи предложение» Цель: согласовывать глаголы прошедшего времени с местоимениями 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать начатую вами фразу и продол­жить ее. Он лечил. Она...лечила. Они...лечили. Он варил. Она... варила. Они... варили. Он воспитывал. Она ...воспитывала. Они ...воспитывали. Он тормозил. Она... тормозила. Они... тормозили. Он выгрузил. Она... выгрузила. Они... выгрузили. Он пел. Она...пела. Они...пели. Усложнение: используйте в игре глаголы, характерные для разных профессий. 9.Игра «Продавец обувного магазина» Цель: формировать категории множественного числа родительного падежа. Оснащение: сюжетные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы. В каком магазине работает продавец? (В обувном.) Почему ты так решил? (Потому, что на полках стоит много обуви.) Попросите ребенка: «Рассмотри картинку и скажи, что держит в руке продавец». (Один сапог.) «Найди сапоги на второй полке. Скажи, что стоит на второй полке?» (Две пары сапог.) «Найди и покажи на второй полке высокие сапоги. Скажи, сколько пар высоких сапог стоит на второй полке?» (Одна пара.) «Сколько пар женских сапог стоит на второй полке?» (Две пары.) Спросите ребенка, сколько туфель стоит на верхней полке. (Много туфель.) «Сколько пар из них женских? (Семь пар.) А сколько мужских?» (Ни одной.) «Как называется человек, продающий обувь?» (Продавец обувного отдела.) «Как называется человек, покупающий обувь в обувном магазине?» (Покупатель.)

  10.Игра «Что кому!» Цель: понимать и использовать в речи обобщающее слово «профес­сия». Расширяет словарный запас за счет имен существительных, обозначающих названия транспортных профессий (водитель, летчик, машинист) и творческих (композитор, писатель, художник). Оснащение: предметные картинки Ход игры: предложите ребенку рассмотреть на картинке разные виды транспорта (грузовую машину, легковую машину, самолет, поезд). Предложите ребенку рассмот­реть изображенных людей. Попросите его рассказать, как называется профессия каждого человека. Попросите ребенка соединить цветным карандашом человека определенной профессии с тем видом транспорта, на котором он работает. Летчик летает на самолете. Машинист водит паровоз. Водитель водит легковую, грузовую машину. Предложите ребенку послушать рифмовку: Летчик рукой прижимает штурвал, Водитель справляется ловко с рулем, А машинист как ведет паровоз? Он рычаги нажимает, В дальний путь паровоз отправляет! 11.Игра «Без чего!» Цель: закреплять в речи формы родительного падежа имен сущест­вительных. Оснащение: предметные картинки ); цветные карандаши или фло­мастеры. Ход игры: расскажите ребенку, что прежде чем отправиться в дальний путь, необходимо проверить техническое состояние транспорта. Предложите ребенку посмотреть вниматель­но и сказать, что неисправно у паровоза, легковой машины, самолета, вертолета. Чего нет у паровоза? (Трубы.) Чего нет у легковой машины? (Дверцы.) Чего нет у самолета? (Крыла.) Чего нет у вертолета? (Лопастей.) Чего нет у парохода? (Кормы.) Предложите ребенку найти в нижней части листа недостающие детали. Попросите соединить их цветными карандашами с теми видами транспорта, которые их «потеряли». Назовите профессии людей, которые чинят транспорт. Паровоз чинит... (ремонтник). Корабль чинит... (судоремонтник). Легковую машину чинит... (автослесарь). Самолет и вертолет чинит... (механик).                                     12.Игра «Все профессии нужны, все профессии важны» Цель: закреплять в речи форму дательного падежа имен существитель­ных, обозначающих предметы, характерные для определенных профессий. Оснащение: предметные картинки ; цветные карандаши или фло­мастеры. Ход игры: предложите ребенку рассказать, людей каких профессий он видит справа (продавец, крановщик), слева (каменщик, плотник, кассир). Попросите ребенка назвать предметы, находящиеся в нижней части листа. Попросите его определить и сказать, кому какой предмет необходим для работы. Например: Каменщику нужен мастерок. Плотнику нужен ... (рубанок). Крановщику нужен ... (подъемный кран). Продавцу нужны ... (весы). Кассиру нужна ... (касса). Предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Попросите его соединить предмет с человеком, которому этот предмет необходим для работы.

13.Игра «Чем лечат!» Цель: закреплять в речи формы имен существительных в творительном падеже. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку поиграть в «доктора». Прочтите стихотворение: Под землей копая ход, Как-то лапу ранил крот. Дятла просит: «Помоги! Вдруг останусь без ноги?» — Лапу вылечить несложно, Вот совет мой от души: К свежей ране осторожно Подорожник приложи. Задайте ребенку вопросы по тексту. Чем лечил дятел кроту лапу? (Подорожником.) Предложите ребенку взять на себя роль врача, а на себя возьмите роль больного. Врач принимает больных с разными болезнями и советует, как лечиться. Например: Больной: У меня болит палец. Я его порезал. Врач: Промойте рану ... перекисью водорода. Смажьте ... зеленкой (йодом). Перевя­жите ... бинтом. Больной: У меня болит горло. Врач; Завяжите горло теплым ... шарфом. Полощите ... лечебным раствором. Усложнение: придумайте другие игровые ситуации. 14.Игра «Отгадай загадку» Цель: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно прослушать текст загадки. Попросите его рассказать, о чем она. Предложите назвать отгадку и рассказать, как он догадался.   Кто в дни болезней всех полезней, И лечит нас от всех болезней? (Доктор) Ходит он по этажам, Вести в дом приносит нам, Телеграммы, письма, бланки, Сумка у него на лямке... Угадай, кто же он? Ну, конечно... (Почтальон.) Очень сложная работа — Всех доставить на работу. Чтоб никто не опоздал, Чтобы день прекрасным стал. (Шофер.) Кто в самолете всех главней, Кто мчится выше туч, И пассажиров вмиг доставит Туда, где их сегодня ждут? (Летчик) Кто в магазине день-деньской Продает продукты — овощи и фрукты? (Продавец) Усложнение: подберите другие загадки о профессиях 15.Игра «Что мы умеем!» Цель: образовывать новые слова из словосочетаний. Оснащение: не требуется. Ход игры: повторите с ребенком названия профессий. Начните фразу, предложите ребенку продолжить начатую вами фразу. Летает на самолете ... (летчик). Водит паровоз ... (машинист). Водит машину ... (водитель, шофер). Предложите ребенку вспомнить и назвать характерные для каждой профессии действия. Начните фразу. Предложите ребенку ее закончить. Если ребенок затрудняется, задайте вопрос (что делает?). Водитель нажимает на тормоз—он ... (что делает?) тормозит. Водитель крутит руль —он ... (что делает?) рулит. Летчик отправляется в путешествие—он ... (что делает?) путешествует.
16.Игра «Идем в магазин» Цель: образовывать имена прилагательные от существительных. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку: Очень рад продавец! Много днем работы! Он игрушки продает, Веселится весь народ! Грузовик заводной, Пес пушистый, смешной! Неваляшки — пестрые рубашки! Счастлив малый народ! Каждый что-то унесет! Предложите ребенку вспомнить, как называются магазины, в которые он ходит с роди­телями покупать игрушки. Вспомните вместе с ним, что магазины бывают разные. Предло­жите поиграть — назвать их. Начните фразу, предложите ребенку ее закончить: «Магазин, в котором продаются овощи,—... овощноймагазин». Лексический материал Магазин, в котором продают молочные продукты,—... молочныймагазин. Магазин, в котором продают книги,—... книжныймагазин. Магазин, в котором продают игрушки,—... игрушечныймагазин. 17.Игра «Вязальщица» Цель: образовывать имена прилагательные от существительных. Оснащение: не требуется. Ход игры: вспомните вместе с ребенком, как называется человек, который вяжет разные предметы одежды (вязальщица). Объясните, что вы будете называть материал, из которого вы будете вязать, в ребенок расскажет, что из него он будет вязать. Например: «Свитер из шерсти (какой?) — шерстяной свитер». Лексический материал Носки их пуха (какие?) — пуховые носки. Кофта из льна (какая?) — льняная кофта. Шарф из шелка (какой?) — шелковый шарф. 18.Игра «Послушай, найди, покажи» Цель: образовывать слова с помощью приставок. Оснащение: предметные картинки Ход игры: покажите ребенку картинки. Попросите его показывать вам ту картинку, ко­торая соответствует произнесенному вами предложению. Например: «Покупатель входитв магазин. Покупатель выходитиз магазина». Лексический материал Продавец подходитк витрине. Продавец отходитот витрины. Продавец складываетигрушки (в коробку). Продавец выкладываетигрушки (на при­лавок). Кассир отдает чек. Кассир передает чек.

19.Игра «Много» Цель: употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: рассмотрите картинки вместе с ребенком. Попросите его называть профессии изображенных людей и показывать их на картинках. Например: «Вот врачи, а это—врач». Если ребенок затрудняется, покажите и назовите профессию в единственном числе, а ре­бенок образует множественное. Лексический материал Врач—врачи, пожарный — пожарные, капитан — капитаны, почтальон—почтальоны, маляр — маляры, балерина—балерины, художник — художники, шофер — шоферы, летчик—летчики, строитель—строители. 20.Игра «Кондитер» Цель: закреплять в речи формы имен существительных в винительном падеже. Оснащение: натуральные или вылепленные из пластилина или изображенные на пред­метных картинках торт, пирожное, хлеб, печенье, пряники, вафли.  Ход игры: прочтите ребенку стихотворение Э. Мошковской «Кондитер»: Поглядите, Вот — кондитер Испечет он, Что хотите! Он, наверно, чей-то папа, Он, наверно, чей-то дядя, Он, наверно, чей-то брат... Этот брат, Наверно, рад!!! Попросите ребенка: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, что испек кондитер». (Торт, пирожное, печенье, пряники, вафли, хлеб.) «Зачеркни тот продукт, который испек хлебопек».                        21.Игра «Загадки» Цель: развивает смекалку, абстрактное мышление; закреплять в речи форму имен существительных в предложном падеже. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку внимательно послушать текст загадки. Попросите его подумать и назвать отгадку. Попросите его объяснить, почему он так решил. (Летчик)
31.Игра «Что забыл нарисовать художник?» Цель: правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки. Спросите его: «Что забыл нарисовать художник? Чего нет у лисы?» (У лисы нет хвоста.) «Без чего мальчик не может идти гулять?» (Без обуви.) «Без чего девочке нельзя выйти на улицу?» (Без шапки.) Предложите ребенку исправить ошибки художника — дорисовать недостающие детали 32.Игра «Я, мы, он, она, вместе — дружная семья» Цель: изменять глаголы по лицам и числам. Оснащение: не требуется. Ход игры: скажите: «Я катаюсь на санках». Попросите ребенка повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Предложите ребенку продолжить игру. Попросите его повторить произнесенную вами фразу, подставить другое местоимение и изменить форму глагола. «Я гуляю по лесу. — Ты ... (гуляешь) по лесу. Я кормлю птиц. — Он ... (кормит) птиц. Я играю в хоккей. — Мы ... (играем) в хоккей. Я играю в снежки.— Они ... (играют) в снежки. Я леплю снеговика. — Вы ... (лепите) снеговика». 33.Игра «Как!» Цель: давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как? Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку продолжить вашу фразу. «Самолет летит быстро, а воробей ... (медленно). Санки по полю едут медленно, а с горки ... (быстро). Птицы летом поют много, а зимой ... (мало). Птицы летом поют громко, а зимой ... (тихо). Животным летом в лесу хорошо, а зимой ... (плохо). Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком ... (холодно). Летом в лесу корма много, а зимой ... (мало)».

22.Игра «Самое-самое» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных в различных падежах. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу. Например: «Кондитер испек не просто вкусный торт, а (какой?)... вкуснейшийторт». Лексический материал Почтальон принес не просто красивый журнал, а (какой?)... красивейшийжурнал. Врач лечил не просто хитрого мальчика, а (какого?)... хитрейшегомальчика. Летчик летел не просто на быстром самолете, а (на каком?)... на быстрейшемсамо­лете. Усложнение: придумайте свой лексический материал. 23.Игра «Подбери слово» Цель: образовывать имена существительные из двух слов. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку составить сложные слова из двух предложенных слов. Лексический материал Пашет землю — землепашец. Выращивает лес—лесовод. Выращивает сад—садовод. Копает землю — землекоп. Рубит лес—лесоруб. Прочтите стихотворение: Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. Задайте вопросы. Как называют человека, который выращивает хлеб? (Хлебороб.) Как называют человека, который печет хлеб? (Хлебопек.) Усложнение: придумайте свой лексический материал. 24.Игра «Я — летчик» Цель: образовывать новые слова при помощи приставок. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку: Я летчик, лечу высоко Взлетаюв синие дали, Пролетаюнад городом сонным, Подлетаюк взлетной полосе, И меня увидят все! Из дома я улетаю, И опять домой прилетаю! Голосом подчеркивайте выделенные слова. Попросите его объяснить значение выде­ленных в тексте слов.

25.Игра «Многозначность слов» Цель: понимать многозначность слов. Оснащение: предметные картинки Ход игры: расскажите ребенку о том, что многие слова могут употребляться в разных ситуациях и обозначать разные предметы. Прочтите рифмовки. Предложите ребенку найти на картинке и показать соответствующий предмет   Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне, на елке. Аназываются... иголки. Груз поднимают краны на стройке, Кран для воды починил нам сосед. Так починил, что воды дома нет.Улетает время безвозвратно, Улетают дни, недели, годы, Улетает птица в небо высоко, Улетает камень в пропасть глубоко. 26.Игра «Мы такие разные» Цель: подбирать антонимы. Оснащение: сюжетные картинки . Ход игры: покажите ребенку картинки с изображенными на них мальчиками. Объясните, что один из этих мальчиков — строитель, а второй—разрушитель. Спросите ребенка, кем он хочет быть в игре. На себя возьмите оставшуюся роль. Укажите на любую картинку. Назовите изображенное на ней действие. Предложите ребенку найти картинку с противо­положным действием и назвать его. Лексический материал Созидатель—разрушитель. Добрый—злой. Храбрый—трусливый. Большой—маленький. Строить—ломать. Смеяться — плакать. Стоять — бежать. Старый—новый. Горячо—холодно, Усложнение: придумайте свой лексический материал. 27.Игра «Как сказать иначе!» Цель: употреблять в речи причастия. Оснащение: не требуется. Ход игры: попросите ребенка составить по предложенному вами образцу словосочета­ние. Если ребенок затрудняется выполнить задание, можно задавать ему вопросы какой? какай? какое? Например: «Летчик летит в самолете.— Какой летчик?— Летчик, летящий в самолете». Лексический материал Капитан плывет на пароходе.—Какой капитан?—Капитан, плывущий на пароходе. Лесоруб рубит лес.— Какой лесоруб?— Лесоруб, рубящий лес. Усложнение: увеличьте количество лексического материала.

28.Игра «Кто больше скажет о профессии» Цель: соотносить действия людей с их профессией; образовывать со­ответствующие глаголы. Оснащение: не требуется. Ход игры: повторите вместе с ребенком значение слова «профессия». Расскажите ему, что каждый взрослый выполняет на своей работе определенные действия, характерные для его профессии. Объясните ребенку правила игры: «Я буду рассказывать о действиях человека, а ты назови его профессию». Например: «Как называется человек, который учит детей?» (Учитель.) «Как называется человек, который ухаживает за полем?» (Землепашец.) «Как называется человек, который выращивает хлеб?» (Хлебороб.)   «Как называется человек, который выращивает лес?» (Лесник.) «Как называется человек, который печет кондитерские изделия?» (Кондитер.) «Как называется человек, который строит дома?» (Строитель.) Усложнение: придумайте свой лексический материал. 29.Игра «Зимние забавы» Цель: употреблять в речи инфинитив глаголов (кататься, бегать, играть, лепить, плясать, кружиться); отвечать на вопросы. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: расскажите ребенку: «Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно...» Попросите ребенка помочь вам рассказать, что можно делать зимой. Рассматривайте вместе с ребенком предметные картинки и говорите: «Зимой можно кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков и разных зверей, плясать и кружиться вокруг новогодней елки». Спросите ребенка, какая из зимних забав ему больше нравится. 30.Игра «Раз, два, посчитай» Цель: согласовывать имена существительные женского рода с числительными «один», «два», «три», «четыре», «пять»; игра способствует развитию зрительного внимания. Оснащение: 5палочек, 5 шишек; предметные картинки . Ход игры: положите перед ребенком 5 палочек и предложите их сосчитать. (Одна палочка, две палочки, три палочки, четыре палочки, пять палочек.) Предложите ребенку внимательно рассмотреть нарисованные снежинки. Попросите его найти 2 одинаковые.

31.Игра «Что забыл нарисовать художник?» Цель: правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа родительного падежа. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки. Спросите его: «Что забыл нарисовать художник? Чего нет у лисы?» (У лисы нет хвоста.) «Без чего мальчик не может идти гулять?» (Без обуви.) «Без чего девочке нельзя выйти на улицу?» (Без шапки.) Предложите ребенку исправить ошибки художника — дорисовать недостающие детали 32.Игра «Я, мы, он, она, вместе — дружная семья» Цель: изменять глаголы по лицам и числам. Оснащение: не требуется. Ход игры: скажите: «Я катаюсь на санках». Попросите ребенка повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты». Предложите ребенку продолжить игру. Попросите его повторить произнесенную вами фразу, подставить другое местоимение и изменить форму глагола. «Я гуляю по лесу. — Ты ... (гуляешь) по лесу. Я кормлю птиц. — Он ... (кормит) птиц. Я играю в хоккей. — Мы ... (играем) в хоккей. Я играю в снежки.— Они ... (играют) в снежки. Я леплю снеговика. — Вы ... (лепите) снеговика». 33.Игра «Как!» Цель: давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос как? Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку продолжить вашу фразу. «Самолет летит быстро, а воробей ... (медленно). Санки по полю едут медленно, а с горки ... (быстро). Птицы летом поют много, а зимой ... (мало). Птицы летом поют громко, а зимой ... (тихо). Животным летом в лесу хорошо, а зимой ... (плохо). Ежику в норке тепло, а зайцу под кустиком ... (холодно). Летом в лесу корма много, а зимой ... (мало)».
34.Игра «Измени слово» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку договаривать начатую вами фразу. «Елка высокая, а сосна ... (выше). Синичке зимой холодно, а воробьишке еще ... (холоднее). Куртка теплая, а комбинезон ... (теплее). Заячья нора глубокая, а медвежья ... (глубже). У папы лопата большая, а у дворника ... (больше)».   35.Игра «Прятки» Цель: понимать и правильно употреблять в речи предлог «за». Оснащение: сюжетная картинка . Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку и ответить на вопросы. «Какое время года изображено на картинке? (Зима.) Правильно, как ты догадался? (Кругом лежит снег, люди тепло одеты, деревья голые.) Кто нарисован на картинке? (Мальчик, девочка, дядя, тетя.) Что они делают? (Играют в прятки.) Кто водит (ведущий)? (Мама.) Где сидит девочка? (За кустом.) Где стоит мальчик? (За деревом.) Где стоит папа? (За домом.)» Для закрепления полученных знаний поиграйте с ребенком в прятки. Попросите ребенка прятаться так, как вы скажете, например: «Спрячься за стул (за кресло; за кровать; за дверь)». 36.Игра «Кто что делает?» Цель: подбирать имена существительные к названным действиям. Оснащение: не требуется. Ход игры: произнесите предложение, например: «Собака рисует», и попросите ребенка исправить ошибку. «Девочка спит в берлоге. (Медведь.) Мама зимой по лесу бегает. (Заяц.) Бабушка расстелила по земле большой белый ковер и спрятала под ним от мороза зверей. (Зима.) Детки прилетели к нам зимой во двор. (Птицы.) Дедушка катается с горки на санках. (Ребенок.)»  

37.Игра «Где и как зимуют звери» Цель: узнает, где и как зимуют лесные обитатели; уточняет и систематизирует представление о признаках и особенностях зимы. Оснащение: предметные картинки . Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Кончается время года, которое мы так полюбили. Уходит ... (зима). Зима — очень красивое время года. Почему зима красива?» При необходимости покажите ребенку картинку с зимним пейзажем. «Зимой очень красиво! Все ветки прикрыты снегом, и на еловых лапах лежит снег. Если задеть ветку, снег может осыпаться. Он так и сверкает разноцветными искрами! Везде — в поле, в лесу расстелила зима белый пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей. А кого спрятала?» Покажите предметные картинки с изображением зверей и птиц. «Медведь устраивает себе берлогу в самой чаще леса. Берлога — это глубокая яма в земле. В берлоге тепло. В феврале рождаются медвежата. Повтори, где зимует медведь и покажи на картинке. Еж, как и медведь, тоже спит всю зиму. Осенью, с наступлением холодов, ежи зарываются в опавшие листья. Найди на картинке „спальню" ежа. Где зимует еж? Заяц зимой бегает по лесу, по полю. Ему и страшно, и зябко! Его белая шубка намного теплее старой, летней, но и в ней он иногда мерзнет. Грызет заяц кору с веточек. Если ветки находятся высоко, заяц забирается на сугроб, встает столбиком. Спит заяц где придется, чаще всего под кустами. А если очень холодно, роет в снегу глубокую норку. Покажи на картинке и скажи, где спит заяц. Зимующие в лесу птицы в морозы перебираются ближе к жилью. Знают — люди им помогут! Как люди заботятся о птицах? Какие птицы остаются в наших краях, никуда не улетают? (Вороны, галки, воробьи, синицы.)» 38.Игра «Идем за грибами» Цель: формировать единственное и множественное число имен существительных. Оснащение: предметные картинки с изображением медведя, зайца или лисы, сюжетная картинка . Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и ответить на ваши вопросы: «Сколько грибов у бельчонка?» (У бельчонка один гриб.) «Сколько грибов у мамы-белки?» (Много грибов.) «Сколько подосиновиков у бельчонка?» (У бельчонка один подосиновик.) «Сколько лисичек у мамы-белки?» (Две лисички.) Предложите ребенку раздать лесным обитателям грибы. Спросите: «Кому, сколько и каких грибов дал бельчонок?» 39.Игра «Найди, угадай, назови» Цель: дифференцировать имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я. Оснащение: сюжетная картинка . Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте осенние желтые листочки (рис. 2). Наклейте их над каждым грибочком на сюжетной картинке (листочек должен подниматься и открывать спрятавшийся гриб). Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите у ребенка: «Кто изображен на картинке?» (Грибники.) Спросите его: «Кто стоит справа?» (Мужчина-грибник.) «Как еще можно назвать грибника?» (Он.) Предложите ребенку сказать, кто стоит слева. (Женщина-грибник.) «Как еще ее можно назвать?» (Она.) Попросите ребенка рассказать, что грибники делают в лесу. (Собирают грибы.) Спросите ребенка: «Какой гриб ты увидел в лесу?» Скажите, что грибы спрятались под листьями. Предложите ребенку приподнять лист и ответить на вопрос: «Какой гриб ты увидел?» Игру проводите по очереди. Ответ ребенка: «Я увидел в лесу...». Ваш ответ: «Я увидела...».

40.Игра «В корзинке» Цель: формировать окончания имен существительных винительного падежа. Оснащение: сюжетная картинка Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите его: «Кого ты видишь на картинке?» (Девочку.) «Какое время суток?» (Вечер.) «Что делает девочка вечером в лесу?» (Собирает грибы.) Вырежьте еловые лапы и наклейте их на грибы, расположенные вокруг корзины. Прочтите рифмовку: Я по лесу шла И грибок нашла. В корзину положила, Домой я не спешила. Предложите ребенку помочь девочке поскорее набрать полную корзинку грибов. Объясните ему, что наступил вечер, скоро стемнеет и девочка может заблудиться в лесу. Предложите собирать грибы и складывать их в корзинку. Приподнимайте еловые ветки и говорите: «В корзину положим (сыроежки). В корзину положим (лисички). В корзину положим (опята). В корзину положим (подосиновики)» 41.Игра «Под листом, под кустом» Цель: формировать падежные категории (творительный падеж). Оснащение: сюжетная и предметные картинки Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте по контуру лист, куст. Предложите ребенку вместе с ежом пойти в лес за грибами. Спросите его: «Где ты видишь грибы?» (Нигде.) Предложите ребенку поискать грибы. Спойте песенку ежа: Я веселый серый еж. На кого же я похож? На мешок с иголками, Что лежит под елками. Накройте большие грибы вырезанным кустом, а маленькие грибы — листиком. Еж предлагает ребенку поискать грибы под листом; под кустом. Спросите ребенка: «Где ты нашел большой гриб?» (Под кустом.) «Где ты нашел маленький грибочек?» (Под листом.) 42.Игра «Сложи и расскажи» Цель: использовать имена прилагательные, обозначающие признаки грибов; согласовывать имена прилагательные с существительными в роде (мужском, женском, среднем), числе, падеже. Оснащение: подберите картинки с изображением грибов (лисичка, сыроежка, подосиновик), а также шляпок и ножек этих грибов; игрушечная белка. Ход игры: подготовьтесь к занятию. Вырежьте шляпки грибов. Сложите их в коробочку. Предложите ребенку рассмотреть грибы на картинках. Попросите его выбрать понравившийся гриб. Описать его — назвать части (шляпка, ножка). Описать величину его шляпки, ножки, а также их цвет. Возьмите игрушечную белку. Расскажите, что белка собрала грибы и решила их посушить. Она нанизывала грибы на сучки. Грибы сломались — ножка осталась на ветке, а шляпки упали на полянку. Предложите ребенку помочь белке — подобрать шляпки к ножкам. Попросите его назвать гриб, цвет его шляпки, величину и форму ножки.

43.Игра «Ежик развешивает грибы» Цель: образовывать сравнительную степень имен прилагательных. Оснащение: сюжетная и предметные картинки . Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Р


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.