Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТОН ГОЛОСА



ТОН ГОЛОСА

в любых ситуациях в разговоре с ребенком – предельно

¨ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ,

¨ ТЕПЛЫЙ, ПРИВЕТЛИВЫЙ,

¨ НЕРАЗДРАЖЕННЫЙ.

В ЛЕКСИКЕ ПО ВОЗМОЖНОСТИ

избегать употребления:

¨ всех частиц НЕ, так как русский язык богат, и подходящую по смыслу фразу можно построить, не используя их;

¨ ПРИКАЗНЫХ ФРАЗ;

¨ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ;

¨ слов ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, НУЖНО;

¨ местоимений Я, ТЫ;

¨ желательно использовать: СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ и местоимение МЫ.

 

СТАРАТЬСЯ:

¨ НЕ ГОВОРИТЬ с иронией и насмешкой;

¨ НЕ ДЕЛАТЬ постоянных замечаний, особенно мелочных;

¨ НЕ РУГАТЬСЯ и НЕ КРИЧАТЬ на ребенка;

¨ всегда быть с ребенком ВЕЖЛИВЫМ, ТЕПЛЫМ;

¨ НЕ ТОРОПИТЬ и НЕ ПОДГОНЯТЬ ребенка;

¨ как можно чаще высказывать ОДОБРЕНИЕ, ПОХВАЛУ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИЯТИЕ Вашего ребенка, и не за что-то, а только потому, что это Ваш ребенок, несмотря на все проблемы;

¨ как можно чаще подтверждать, декларировать свою ЛЮБОВЬ к нему: ведь это ВАШ РЕБЕНОК;

¨ НЕ ГОВОРИТЬ ребенку, что Вы его не любите или обиделись на него;

¨ НЕ ДАВАТЬ ребенку чувствовать себя ПЛОХИМ;

¨ от неправильного поведения или занятия ТОЛЬКО ОТВЛЕКАТЬ, предлагая не менее 2-3-х ВАРИАНТОВ деятельности или занятий.

 

НЕ НАДО:

¨ ВСТАВАТЬ на сторону людей, обвиняющих ВАШЕГО ребенка публично, лучше потом, без посторонних, спокойно, с глубоким пониманием ребенка обсудить возникшую проблему и помочь ее решить;

¨ ХВАЛИТЬ в присутствии ребенка ДРУГИХ и СТАВИТЬ кого-либо в ПРИМЕР.

 

ПОМНИТЕ:

¨ телевизор или видеомагнитофон - НЕ НЯНЬКА, то есть нужно вместе с ВАШИМ ребенком смотреть передачи, это способствует снятию напряжения, волнения, восстанавливает эмоциональный контакт с ребенком, улучшает его, дает возможность корригировать восприятие услышанного и увиденного ребенком;

¨ если ВЫ огорчены чем-то, то постарайтесь обязательно объяснить ребенку, что это связано не с ним, что теперь ВЫ, находясь рядом с ВАШИМ ребенком, будете в лучшем настроении, так как ВАШ СЫН или ДОЧЬ-ЭТО РАДОСТЬ;

¨ от ВАС ребенку необходимо как можно больше тактильных контактов: ОБНЯТЬ, ПОГЛАДИТЬ, ПРИГОЛУБИТЬ, ПРИЛАСКАТЬ.

ТЕРПЕНИЕ, ТЕРПИМОСТЬ и всегда ЛЮБОВЬ!

 

Представим себе такую ситуацию. Вы идёте с ребёнком в магазин, и он начинает выпрашивать у вас игрушки (все подряд) или с тарзановым воплем носиться по магазину (вырвался на свободу). Говорят, что некоторые дети даже валятся на пол, истошно орут и бьются головой об пол, когда им очень что-нибудь надо. Сразу реагировать на такое поведение не нужно, лучше сначала досчитать до 10, а уже потом действовать. Эмоции в сторону.

Делаем раз. Вовлекаем ребёнка в общественно полезный труд на благо семьи. В магазине есть, чем заняться любому малышу. Можно до выхода в магазин составить список покупок, которые делает ребёнок. Не умеет читать - рисуем. Бегать уже не будет, выпрашивать тоже. Ведь есть цель.

Делаем два. Если всё-таки расшумелся, то выражаем своё неодобрение поступка, а не личности. "Мне не нравится, как ты себя ведёшь! Покупателям мешает, когда дети носятся по магазину и кричат".

Делаем три. Заявляем о своих ожиданиях. "Мне бы хотелось, чтобы ты помог мне. Тогда мы успели бы ещё погулять, поиграть, порисовать, почитать и т.д."

Делаем четыре. Если не успокаивается, предоставляем выбор. "Либо ты ходишь спокойно, либо мы уходим из магазина и ничего не покупаем". 

Делаем пять. Если и это не помогает, осуществляем действие четвёртое. То есть, уходим домой.

Делаем шесть. Предоставляем возможность ребёнку самому испытать последствия своего плохого поведения. Например, в следующий раз не брать его с собой, напомнив о его поведении. Это можно сделать примерно так.

Ребёнок. Почему мне нельзя с тобой.

Родитель. Ты сам можешь сказать, почему.

Ребёнок. Потому что я бегал по магазину?

Родитель.Ты правильно догадался.

Ребёнок. Прости меня. Я больше так не буду.

Родитель. У тебя ещё будет возможность доказать это.

Так можно поступать в любой ситуации, при решении любой проблемы. Используя этот алгоритм, мы не только находим общий язык со своими (или чужими детьми), но и помогаем ребёнку взрослеть, мы по-настоящему воспитываем его действием. Не читаем нотаций, не приводим положительные примеры, от которых мало толку. Общайтесь больше с детьми и, главное, живите с ними дружно в любой ситуации!

V. А сейчас мы хотим вас познакомить с двумя семьями.

Первая семья - семья Сидоровых. Это большая семья из шести человек, которые нежны, ласковы, заботливы, терпеливы в отношении друг друга. Они трудолюбивы, неконфликтны, не ссорятся.

Вот наши действующие лица:

 

Мама – Екатерина Семеновна, добрая, ласковая, приветливая, очень выдержанная, она работает, но часто берет работу на дом.

Папа — Анатолий Иванович, сильный, добрый, понимающий и справедливый; много работает, свободное время любит проводить с семьей.

Сын - Тимоша, хочет быть похожим на папу, учится в школе, посещает секции, имеет много друзей.

Дочка — Настенька, нежная, добрая, веселая, подвижная, в школу
не ходит, посещает различные кружки.

Бабушка Валя, добрая, все понимающая, много знающая, умеющая всех прощать,

Дедушка Гриша, мудрый, спокойный, хранящий мир и покой в семье бесконфликтно здесь улаживаются возникающие проблемы.

А рядом с ними живет семья Букиных, они шумные, крикливые, нетерпимые, но тоже все очень любят друг друга.

И сейчас хотим показать вам, как одни и те же ситуации по-разному решаются в этих семьях.

Тихий семейный вечер. После ужина все собрались в гостиной. Бабушка с Дедушкой смотрят по телевизору «Новости». Детям скучно, они просят разрешить им посмотреть боевик по телевизору в соседней комнате. Папа с таким выражением, словно он совершил открытие, предлагает:

- Дорогие ребята! Мне пришла в голову блестящая идея. Безусловно, боевик - это интересно, но его можно посмотреть в следующий раз. Фильмы повторяют часто. А вот идеи приходят редко и исчезают, не оставляя следа. Я предлагаю начать чтение новой книги или поиграть в лото, которое вам
подарили. Только, чур, я первый начинаю игру в лото или берусь вам читать эту книгу. Выбор за вами.

Вот они: отсутствуют приказные фразы, нравоучения; есть доброжелательность, приветливость, достаточная степень уважительности; ощущение совместной деятельности, снимающее чувство давления; альтернативный выбор.

Внимательно посмотрим на разницу в решении ситуации!       

Вариант семьи Букиных. Постепенно начинается скандал. Дети с упорством требуют переключить телевизор или разрешить смотреть фильм в другой комнате. Родители, повысив голос и крича, запрещают просмотр. В итоге: крик, слезы, никто в семье не провел вечер спокойно, все легли спать взбудораженными. Дети во сне говорили, вскрикивали, а взрослые не могли уснуть. Утро в семье будет хмурое.

 

В семье Сидоровых.. Дедушка и Бабушка спокойно и с удовольствием посмотрели любимую передачу. Дети чудесно провели время с отцом. Обиженных и недовольных не было.

А теперь мы хотим вам предложить попробовать решить подобные ситуации.

1. Сегодня Настеньке обязательно нужно сделать домашнее задание. (Она посещает занятия по подготовке к школе.) Но Настя не настроена на занятия. Девочка находит бесконечное количество дел: игра в куклы, беготня по квартире, просмотр мультика - она очень занята. Ей скучно заучивать буквы, слоги и цифры.

Мама, не заставляя дочку, предлагает ей следующее:

- Ангел мой! Я вижу, что ты сейчас очень занята, а мне хочется поиграть с тобой. Давай, я буду ученицей первого класса, а ты лучшей учительницей. Посмотрим, чему ты будешь меня учить. Только договоримся: 15 минут ты учишь меня, а потом я буду 15 минут отдыхать. Мы можем провести три урока.

Вот они: отсутствуют фиксация на поведении, приказные фразы, повелительное наклонение, частицы «НЕ»; есть доброжелательный приветливый нераздраженный тон; мать отвлекает и, поменявшись ролями, привлекает дочку к необходимым занятиям в игровой форме.

2.Баба Валяготовит обед. Из школы приходит мрачный, хмурый, всем недовольный Тимоша. Он устал и расстроен из-за конфликта в школе. Вместо обычного приветствия «Добрый день» бурчит что-то нечленораздельное. На предложение Дедушки Гриши помочь по хозяйству, неожиданно кричит: «Отстаньте, не буду!»

Дедушка, обняв внука, с должным терпением, пониманием вежливо говорит:

- Дорогой мой, я вижу, ты устал и расстроен, и готов помочь тебе. Но, знаешь, если мы сейчас поможем бабушке, она будет признательна. Выбери: почитать книжку сестре или поиграть с ней, или на кухне похозяйничать. Заранее большое спасибо тебе

Вот они: доброжелательность, понимание состояния, отсутствуют агрессия, ирония, насмешка, недовольство; высказаны одобрение, желание помочь; использовано местоимение «МЫ», которое вселяет уверенность, снимаетнапряжение; дана возможность выбора разных видов помощи.

3. Настенька пристает к брату. Она отбирает у него альбомы, карандаши, краски, прячет их, дразнит его. Тимоша кричит на сестру, пытается вернуть свои вещи. Возникает потасовка.

Папа обнимает обоих за плечи, не слушая взаимные претензии детей, спокойно говорит:

- Ребята, подождите! Потом досражаетесь, если сочтете это необходимым. Не жалуйтесь, все равно вы поймете друг друга намного лучше, чем я. Ведь вы брат и сестра, ближе людей не бывает, вы продолжение друг друга. А пока военное перемирие, давайте посмотрим новый замечательный альбом с иллюстрациями.

Что такое иллюстрация?

Вот толковый словарь...

Вот они: спокойный дружелюбный тон, немного юмора; легко и ненавязчиво дети разняты, нестандартно разъяснена их близость; не зафиксировано неправильное поведение; внимание переключено на конструктивное занятие.

VI. Все мы стремимся быть хорошими родителями, но добиваемся этого по-разному. Каждый родитель “причесывает” своего ребенка “под себя”, подстраивая его под свои амбиции, мироощущение. Во взаимодействии с ребенком родитель непроизвольно компенсирует многие свои переживания (тревожность, боязнь одиночества, скрытые комплексы и т.д.). Очень часто родители неосознанно проецируют (переносят) свои проблемы на ребенка. Они обвиняют ребенка в своих неудачах, в том, что присуще им самим, т.е. они видят недостатки у ребенка, но не осознают, что малыш “научился” им именно у него, взрослого. Например, мама говорит, что дочь нервная, необщительная, часто конфликтует со сверстниками, а в действительности мама сама имеет узкий круг общения, придирчива к близким, резка с мужем. Вспомните свое детство, ведь наше поведение, страхи, комплексы зарождаются именно в детстве. Поэтому, чтобы исправить отношения с ребенком, необходимо разобраться в себе. Многим взрослым стоит научиться быть самостоятельными и независимыми от мнения окружающих.
  Часто встречающийся аргумент “меня так воспитывали” не уместен! Естественно, взрослый человек склонен повторять то, что закладывалось в него в детстве. Это относится и к манере поведения, и к стилю общения. Хорошо, если в детстве родители воспитывали его, опираясь на любовь, стремление понять, учитывали индивидуальные особенности. Но, к сожалению, часто выросшие уже дети “передают” своим малышам тревожность, авторитарность, телесные наказания, неумение и нежелание слушать. Мы – взрослые люди и способны разобраться в своих детских впечатлениях, простить своих родителей за допущенные ими ошибки и не повторять их со своими детьми!

И очень часто мы в своей речи, обращённой к детям, мы употребляем фразы, выражения, незначительные, на первый взгляд, но которые оставляют огромный след в психике ребёнка, формируют комплексы, отрицательные качества личности, от которых потом очень тяжело избавиться человеку даже взрослой жизни. Например, «Не твоего ума дело!». Давайте подумаем, какие отрицательные черты характера, качества могут развиться в ребёнке от этой фразы. Это Низкая самооценка, ЗПР, отсутствия своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. Согласитесь, не слишком радостная перспектива. Думаю, никому не хотелось бы видеть у своего ребёнка эти качества. Не лучше ли тогда сказать вместо этого «А ты как думаешь?», «Выскажи своё мнение»?

Или такая фраза «Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!». У ребёнка возникает чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, «уход» в себя. Не лучше ли тогда, сохраняя самообладание, скрывая отрицательные эмоции, показать ребёнку, что не смотря ни на что, мы всё равно любим его, даже когда он себя ведёт не так, как нам хотелось бы, и сказать ему «Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!».

А сейчас мы хотим предложить вам несколько фраз, а вы попробуйте подумать, какие последствия вызовут эти фразы и что лучше сказать вместо этого.

1. «Ты совсем, как твой папа (мама)!» -  трудности общения с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведение родителя. – «Папа у нас замечательный человек!», «Мама у нас умница!».

«Плакса-Вакса, «Визгля-пискля», «Нытик!» – сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. – «Поплачь, будет легче!».

2. «Неряха, грязнуля!» - чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и к своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. «Как приятно на тебя посмотреть, когда ты чист и аккуратен!».

«Горе ты моё!» - Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. – «Счастье ты моё! Радость моя!».

3. «Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет». – Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность к стереотипному поведению. – «Будь собой! У каждого в жизни будут друзья!».

«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!». Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенченской гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. «Держи себя в руках, уважай людей!».

VII. Итог. Вот наша с вами встреча и подошла к концу. Мы рассказали вам о тех правилах, которые необходимо соблюдать при общении с детьми и для того, что это общение было плодотворным, полезным и приятным и для родителей и для детей. Мы познакомились с разными семьями и увидели, что даже у самых терпимых и доброжелательных людей возникают проблемы, ведь это и есть жизнь. Однако все трудности могут быть преодолены, хотя и не всегда просто: подчас требуется выдумка, творческий подход, нестандартное решение, интуиция. Все проблемы решаемы, всегда можно добиться от детей нужного результата, не портя с ними отношений и не вызывая у них эмоционально-поведенческих нарушений.

И в заключении хотелось бы вам рассказать притчу.

 


Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли...Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала:- "Я - СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого как погаснуть!". И огонек этой свечи погас.

Вторая сказала: - "Я - ВЕРА. К сожалению я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше". Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:- "Я -ЛЮБОВЬ.
У меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких. Долго не ждав и эта свеча угасла.

Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись он закричал:- "ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ! - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!" Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча сказала: "НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я -НАДЕЖДА!"

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.