Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинар-практикум для родителей



 

Муниципальное автономной дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Золушка» комбинированного вида г. Ясного


Семинар-практикум для родителей

«Общаться с ребёнком – это здорово!»

Подготовили:

Учитель-дефектолог Чурадаева Анастасия Андреевна, первая квалификационная категория

Учитель-логопед Курлыкова Светлана Николаевна первая квалификационная категория

 

На семинаре родителя смогут осознать свой стиль родительского поведения, узнают какие фразы, выражения не стоит употреблять при общении с ребёнком и как лучше строить свою речь для эффективного взаимодействия родителя и ребёнка. Семинар поможет родителям лучше слышать и понимать своё дитя.


«Общаться с ребёнком – это здорово!»

Цель:помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля общения, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Оборудование: мяч, музыкальное сопровождение, свечи, подсвечник, компьютер, карточки с проблемными ситуациями на каждую группу, карточки с фразами, несущими негативный смысл на каждую группу.

Организация рабочего пространства:

1.Встреча проходит в музыкальном зале.

2.Столы расставлены таким образом, что образуются 3 группы.

3.На столах у родителей чистые листочки, ручки для записей.

4.Родители рассаживаются за столы произвольно.

Ход собрания:

I. «Погружение». Притча «Вопросы малыша».

Родители проходят в зал и рассаживаются по местам. Звучит аудиозапись притчи.

Вопросы малыша  

Мать не на шутку перепугалась, когда у неё в прачечной появился ангел-мужчина огромного роста.

— Что ты здесь делаешь?

— А ты ожидала, что я приду на кухню? — спросил ангел.

— Нет, я вообще не ждала тебя, — ответила мать. — Ты зачем здесь?

— Чтобы ответить на твою просьбу, — сказал ангел так, как если бы появляться в доме у людей было для ангелов в порядке вещей.

— Я не помню ни о какой просьбе! — воскликнула мать. — Надеюсь, что я просила о чём-то хорошем, и что ты не подслушивал, когда я ругалась. Я могу наговорить всё что угодно, когда я взбешена.

— Нет, нет, — ответил ангел. — Помнишь, когда ты смотрела в глаза своему ребёнку и тихо говорила: «Ах, если бы мы с тобой могли поговорить»? Вот, я здесь для того, чтобы это устроить. Завтра вечером, когда ты будешь в детской, я тоже буду там, чтобы ты могла поговорить с ним, а он с тобой. У тебя будет немного времени, когда он сможет общаться с тобой на языке взрослых и думать как взрослый. Подробнее я тебе расскажу об этом при встрече. — И с этими словами ангел исчез, проплыв влево от сушильной машины и вверх по вентиляционной трубе.

Мать не испугалась. В конце концов, она верила в ангелов и много раз бывала в местном спиритическом салоне. Она никак не могла знать, что настоящие ангелы не любят этих салонов.

Мать мало спала в ту ночь, а когда вечером укладывала своего шестимесячного сына в кроватку, заглянула ему в глаза и сказала:

— Завтра мы с тобой поговорим!

Она была взволнована. В ответ он пустил пузырь.

Она долго раздумывала над тем, что ему скажет. С чего начать? Сколько у неё будет времени? Сможет ли она рассказать ему о серьёзных вещах? Она начала перебирать в уме всё то, что хотела сказать ребенку, только начавшему познавать мир, — о том, что плита горячая, а такой красивый огонь может обжечь… но, стоп! Ангел говорил, что у ребёнка будет сознание взрослого. Это меняет дело! Ей нужно будет сказать ему, как обращаться с девушками, и как исцелить разбитое сердце, и что не всем можно доверять, и о том, что не нужно ездить на большой скорости. Подумать только! Как много ей нужно сказать того, что нужно знать человеку!

Наступил вечер следующего дня. Время волшебной беседы понемногу приближалось. Она сидела в детской у кроватки сына и ждала назначенного часа. И снова из ниоткуда явился ангел.

— Рад видеть вас обоих, — сказал он второпях. — Вот как будет проходить ваша беседа. Мама, ты можешь только отвечать. Сын, ты можешь задать только три вопроса. После этого всё прекратится. — С этими словами ангел опять исчез, на сей раз через решётку камина.

«Это коренным образом меняет дело, — про себя подумала мать, глядя на своего сына. — У меня, наверное, галлюцинации. Бьюсь об заклад, что мой сын сейчас заснёт». Но вместо этого младенец встал!

— Мама, это воистину волшебный день, что мы можем вот так с тобой говорить. Какая это радость, что я могу говорить с тобой сейчас, когда я ещё не вырос!

В изумлении мать застыла с открытым ртом.

— Я могу задать только три вопроса, — продолжал из кроватки мальчик. — Я так много хочу узнать!

Мальчик уже думал над первым вопросом, когда его мать только начала понимать, что же происходит. «Это не сон, — подумала она. — Мой сын говорит со мной, как если бы он действительно был взрослым! Что за чудо, что за дар!» Она с трудом сдерживала себя, пока сын думал над первым вопросом. Будет ли он касаться философии или религии? Возможно, он попросит совета, как ему быстрее сделать карьеру, или, может быть, захочет узнать о том, как найти спутника жизни — такого, с которым бы он прожил дольше, чем она со своим. Мальчик посмотрел в глаза матери и задал первый вопрос.

— Мама, я лежал на спине во дворе и был изумлён, глядя на небо. Почему оно голубое?

Мать едва не сорвалась на крик: «Ты попусту потратил первый вопрос! Какая разница, почему оно голубое!» Однако она очень любила сына и принялась терпеливо, согласно условиям ангела, отвечать на вопрос. Она объяснила, что находящиеся в атмосфере молекулы кислорода преломляют солнечные лучи, превращая их в голубые. По крайней мере, она понимала это так. Как бы то ни было, звучало это убедительно. Она с тревогой ждала следующего вопроса. «Уж следующий-то должен быть посерьёзнее, — думала она. — Возможно, он захочет узнать, чем ему заниматься в жизни, чтобы не закончить её бездомным бродягой или в компании друзей-преступников».

— Мама, мой второй вопрос такой. Хотя я здесь всего шесть месяцев, я заметил, что на улице иногда тепло, а иногда холодно. Почему?

Мать пришла в ужас. Ещё один вопрос потрачен на бессмысленную чепуху! Как такое может быть, спрашивала она себя. Её сын был простодушен и любознателен. Эти вопросы были важны для него, а она дорожила этим волшебным временем, которое они могли провести вместе. Не торопясь, она рассказала ему о Земле и о Солнце, и о том, что Земля немного наклоняется, обращаясь вокруг Солнца, из-за чего наступают зима и лето, становится то холодно, то тепло. Наконец, пришло время для последнего вопроса. Они говорили уже почти полчаса, а так мало было сказано.

— Мама, я люблю тебя! — воскликнул сын. — Но как мне знать, что ты на самом деле моя мама? Можешь ли ты это как-то доказать?

А это что за вопрос? Откуда он взялся? Кто же ещё мог быть его матерью? Разве не она каждый день заботилась о нём? Какое разочарование она испытывала от этой беседы! Ей почти захотелось уйти и вернуться в прачечную, где всё началось. Она думала о том, как она в следующий раз затолкает ангела в сушильную машину, если он осмелится появиться вновь. Её сын с невинным и любознательным взглядом ждал ответа.

Она заплакала, но протянула руки и сказала:

— Посмотри на мои пальцы, они такие же, как и у тебя. Моё лицо и ноги похожи на твои. Я выражаю чувства и любовь точно так же, как и ты. Я действительно твоя мать. У нас одинаковые глаза и губы, посмотри!

Услышав это, малыш успокоился, не спеша улёгся на свой матрасик и уснул.

И это всё? Чудо общения случилось и бесследно ушло, а ей так и не удалось толком поговорить с сыном. Что произошло? Что было не так? Она долго ещё обдумывала случившееся и расстраивалась, что в столь важный момент ничего существенного так и не было сказано.

Потом ангел появился опять, из сточного отверстия в ванне.

— Уходи, — сказала мать, прежде чем ангел успел раскрыть рот. — Я так разочаровалась в тебе.

— Я дал тебе время, — сказал ангел мягко. — Не я придумал эти вопросы.

— Ну и какая польза от этого? Почему мой сын не спросил о чём-нибудь важном? Ты же сказал, что у моего сына будет сознание взрослого, но он задавал вопросы, которые задают дети. Ты обманул меня со своим так называемым чудом.

— Дорогая моя, — ответил ангел, — хотя твой сынишка и был наделён даром речи и сознанием взрослого, но у него были только знания и опыт, которые он смог приобрести за шесть месяцев своего пребывания на Земле. Поэтому его вопросы были самыми глубокими, на которые он только был способен, и ты ответила на все из них. Даже на последний, который был продиктован страхом, ты ответила правильно. К тому же ты передала ему свою любовь, когда вы были вместе, и у тебя хватило терпения выслушать и ответить. Он старался, как мог, и был честен. Разве тебе этого не достаточно?

Мать села. Она не подумала об этом. Её сынишка выбрал самые лучшие вопросы, которые могли прийти ему на ум. Откуда ему было знать, о чём спрашивать, если он не обладал житейским опытом, который был у неё? И если бы ему каким-либо образом был дан этот опыт, то ему и не нужно было бы ни о чём спрашивать! Не говоря больше ни слова, ангел исчез в последний раз — на этот раз через окно.

Мать повернулась к колыбельке и долго смотрела на своё сокровище.

— Ты сделал всё как надо, сынок, — сказала она тихо. — Как хорошо, что мы смогли с тобой поговорить.

 

II. Вводная часть.

Здравствуйте, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, дяди и тёти! Мы рады приветствовать вас на нашей встрече, на которой мы с вами будем обсуждать вопросы общения с детьми. Понимание, терпение и поддержка являются немаловажными компонентами успешного общения. Как часто они забываются в отношениях с собственным ребёнком! Мы можем быть раздражительными и несправедливыми, чрезмерно строгими и невнимательными. Назидание и укор – вот зачастую единственные инструменты родительского воспитания. Сегодня мы обсудим примеры ситуаций, которые возникают или могут возникнуть в процессе воспитания ребёнком, покажем и попробуем вместе найти решение таких ситуаций.

А для того, чтобы нам настроится на рабочий лад, наладить тёплую атмосферу для работы предлагаем вам ненадолго самим стать детьми и немного поиграть.

Игра «Давайте поздороваемся

Цель: снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Содержание:  Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.

Варианты сигналов ведущего:

Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам;

Звонок колокольчика — погладить по спи­не партнера;

Звук свистка — поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного ре­зультата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

III.В вашей семье есть самые главные люди - это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, но и психологически. Малыш растет, и мы замечаем, что вырастить физически здорового человека легче, чем гармоничную личность. Мы стараемся, чтобы он вырос раскованным, свободным, воспитанным, вежливым. Нам хочется, чтобы ребенок был развитый, получил хорошее образование, имел широкий круг интересов, умел легко общаться с окружающими. Но что мы делаем чтобы ребёнок достиг всего этого?

Предлагаем вам просмотреть несколько зарисовок.

Троллей­бус в предполуденное время. Едут мама с сынишкой лет пяти. Мальчик с любопытством прильнул к окну.

— Мам, а как вон та машина называ­ется?

Молчание.

— Мам, а Витька говорит, что у    «Москвича» четыре цилиндра, а у «ВМV» - восемь. Это правда?

Мама погружена в свои мысли, и ей не хочется думать о цилиндрах, даже если она и знает, сколько их должно быть.

Взгляд мальчика провожал всех выходя­щих и вновь вошедших.

— Мам, а Москва — это страна или что?

— Не говори глупостей. Ты сам пре­красно знаешь, — наконец-то отреагиро­вала мама.

Пауза.

— Мам, а Америка далеко от нашего дома?

— Далеко.

— Сколько часов надо ехать? — малыш явно прикидывал свои возможности.

— Надо лететь на самолете, — в голосе мамы нотки раздражения.

— А почему на поезде нельзя?

Опять пауза. Собственные, возможно, нелегкие мысли маму занимают больше, чем расстояние от Москвы до Америки:

- Замолчишь ты, наконец? Сиди спокойно и смотри в окно.

Поездка долгая, и впечатлений много. Поэтому через минуту тоненький голосок опять:

— Мам, а правда, что у сороконожки сорок ног? Зачем ей столько?

Мама на диалог не настроена. Каждый из собеседников недоволен друг другом.

Тот же троллейбус. Через три кресла от нашего «почемучки» сидят две женщины средних лет. Одна другой доверительным полушепотом, явно в поисках сочувствия:

— Придет и сразу в своей комнате закроется. Начнешь спрашивать: «Как дела?» А он: «Нормально». Все ему «нормально» да «отстань». Такой нелюди­мый стал... — вздыхает мать великовоз­растного дитяти.

— А мой, — вторит ей соседка, — возьмет телефон в свою комнату и «повиснет». О чем уж он с приятелями говорит два часа? А матери и трех слов сказать не хочет.

Как это типично и неутешительно!

Потребность в общении относится к числу самых ранних социальных потребностей человека, и если не удовлетворяется эта потребность, в дальнейшем мы наталкиваемся на различные проблемы, затрагивающие взаимоотношения с ребенком. Он становится более и более негативным, капризным, отказывается от занятий, его перестают интересовать игрушки, у него возникают вспышки гнева и перепады настроения, он становится двигательно расторможенным или апатичным, замкнутым; у него ухудшаются аппетит и сон. Мы не можем понять, что происходит? Ведь наше отношение к нему прежнее, мы также любим его, беспокоимся о нем, желаем ему всего самого лучшего, постоянно говорим ему, как надо себя вести, что хорошо, что плохо. Да, конечно, бывает, и не сдерживаемся, кричим, а то и отшлепаем. Вначале действенны угрозы, но потом и это не помогает. Он перестает слушаться. Замечания, которые делаются (что это плохо, некрасиво, что дети так себя не ведут и т.д.), не дают никаких результатов. Ребенок перестает обращать внимание на все сказанное и «по-хорошему», и «по-плохому»: он не слышит, не реагирует. Вся семья в растерянности. Взрослые члены семьи ищут виноватого, считая, что кто-то слишком избаловал ребенка. Чаще виновником становится женская и более старшая по возрасту половина семьи. Это приводит уже к конфликтам в семье. Ребенок находится в хронической психотравмирующей атмосфере. Проблемы нарастают как снежный ком.

IV.Мы постараемся сегодня помочь вам справляться с подобными проблемами или избежать их,  используя рекомендации общения с детьми.

 

 ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

¨ Максимально ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ,

¨ ТЕПЛОЕ, ПРИВЕТЛИВОЕ,

¨ НЕРАЗДРАЖЕННОЕ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.