Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Очень советую посмотреть фильм!!!



4. ВЫВОД.

Названиеповести “Собачье сердце” отражает стремление писателя заглянуть в глубины человеческой души, выявить духовные метаморфозы личности в условиях нового времени.

Это история не только превращений Шарикова, но прежде всего — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам. Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, “чудовищная история” общества продолжается.

Опыт создания “нового человека” не удался. Переделать натуру Шарикова невозможно, как невозможно изменить и наклонности чугункиных, швондеров и им подобных. .Доктор Борменталь спрашивает профессора о том, что было бы, если бы Шарикову пересадили мозг Спинозы. Но Преображенский уже убедился в бесперспективности вмешательства в эволюцию природы: “Вот, доктор, что получается когда исследователь вместо того, чтобы идти ощупью и параллельно с природой, форсирует вопрос и приподымает завесу! На, получай Шарикова... Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить, когда угодно”. Этот вывод важен также и для понимания социального подтекста повести: нельзя искусственно вмешиваться не только в природную, но и социальную эволюцию. Нарушение нравственного равновесия в обществе может привести к страшным последствиям.

Булгаков подводит читателя к мысли, что все дело в человеке, в том, какой выбор он совершает, в его нравственной сущности, в том, какое у него сердце. Возвращение к эпиграфу. Профессор Преображенский заявляет: “Разруха не в клозетах, а в головах”

Беседа

— Пес Шарик. Какие чувства вызывает? Каким он вам представляется?

Неглупое существо, умеет оценивать жизнь улицы, быт, нравы, делает выводы, сочувствует барышне, представляет образ хама-хозяина. Ироничный, любознательный, наблюдательный, чувство юмора.

—На какие две категории делит Шарик тех, кого встретил? (пролетариев и господ)

— Каково отношение Шарика к первой категории людей? ( ненависть, отвращение)

— Ко второй? ( уважение, уверенность, что не обидит). Почему?

Автор четко делит людей на пролетариат и интеллигенцию, показывая пороки одних и достоинства других.

— Что противостоит жизни улицы с ее разрухой? А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом проф. Преображенского)

— Как Булгаков относится к профессору?

Уважительно, любовно, воплощение уходящей культуры, духа аристократизма, любуется культурой его быта.

—Почему Преображенский неоднократно произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).

Тема дома сквозная у Булгакова. Дом – средоточие человеческой жизни. Большевики уничтожили дом как основу семьи, основу человеческого общества.“Потоп” грозит уничтожить “Вселенную” профессора.

— Какая проблема связана с образом профессора?

Роль русской интеллигенции. Она является интеллектуальным потенциалом общества и влияет на духовную, нравственную атмосферу жизни страны. Булгаков считал интеллигенцию “лучшим слоем общества, ощущая кровную связь с ней.

 

— О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия - преображает).

— Случайна ли фамилия Преображенский?

Превращение, церковная фамилия. Начинается в Сочельник (23 декабря по 6 января) Рождество, заканчивается весной, на Пасху. Реминисценция из Библии.Это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно богу.

—Какие еще Библейские символы использует автор?

— Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

 

—Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)?

Шарик может иронизировать.

Приведите примеры

«Возможно ли омоложение? (лозунг)

- Натурально, возможно… Запах омолодил меня…»

«Пес сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада»

После обеда: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать – первоклассный деляга». Или «ошейник всё равно, что портфель».

—О ком это?

«Ласковый, хотя и хитрый...»

—Согласны ли вы с этим определением? (Физически знает, как с кем себя вести)

—Изменился ли Шарик за неделю?

Профессор-барин – ему почтение; Дарья Петровна-символ тепла и уюта, сытости; друг Борменталь – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

- Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

- нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

- изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».

—С какой целью его подобрал профессор Преображенский? Совершить научный эксперимент.

—С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален - лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

вспомним значение слова эксперимент. (Эксперимент – 1. Научный опыт.

2. Вообще – опыт, попытка сделать, предпринять что-нибудь.)

—В чем суть эксперимента профессора Преображенского?

—Каким показан профессор Преображенский в сцене подготовки к операции?

—Каким предстает Шарик в сцене операции?

VII. Работа с текстом.Обратимся к сцене операции (гл. IV).

— Представлял ли он, к чему приведет эксперимент?

Тема ответственности ученого за свое открытие.

— Как Булгаков описывает Преображенского в момент операции?

Экспрессивные детали показывают сатанинский смысл насилия над природой, античеловеческий смысл.

 В IV главе повествование резко убыстряется. Обилие глагольной лексики, звукопись придают сцене динамизм, напряжение и экспрессию.

При помощи эпитетовавтор показывает наиболее существенные, значимые качества экспериментаторов в данный момент. Сравнения выразительны, отточены, образны: “оба заволновались, как убийцы”, “Борменталь, как тигр, бросился зажимать”, “Филипп Филиппович отвалился, как сытый вампир”. При помощи сравнения, сопоставляя Филиппа Филипповича с разбойником и вампиром, М. А. Булгаков хочет показать истинный облик экспериментаторов в момент операции.

—Каково авторское отношение к профессору Преображенскому и его эксперименту?

Используя эпитеты и сравнения, писатель подчеркивает, что экспериментаторы постепенно в ходе операции теряют человеческий облик и в их действиях проступают хищные, звериные повадки.

Следует отметить несоответствие лексики происходящему. Описанию хирургической операции не соответствует лексика, заимствованная из уголовной хроники. Все это придает данной сцене комический эффект.

—И вот Шарик превращается в Шарикова. Какие приемы использует автор?

Гротеск.Реализация метафоры: кто был ничем, тот станет всем.

— Зачем использует фантастическую ситуацию? Помогает понять абсурдность идеи.

—Каков же он, новоявленный человек, Полиграф Полиграфович Шариков?

Прочитайте портретное описание искусственно созданного человека. Какую деталь в одежде подчеркивает автор? Какова роль этой детали?

 

—Какие пороки сконцентрировались в рожденном гением профессора Преображенского двуногом существе?

—Каковы жизненные принципы “нового” человека?

—Дайте характеристику Шарикова.

Безобразное примитивное существо, ругань, омерзительная внешность. Гротеск служит созданию типического характера. Шариков – нарицательное, агрессивный тупой невежественный.

Напишите , какие качества Шарика исчезли после операции?

—Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина? Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

Какие этапы становления проходит Шариков? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери; к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами; первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»; курение; балалайка в любое время суток; неприятность и безвкусица; выбор имени; профессор – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

Напишите , какие качества появились в Шарикове после операции?

 

Сравните Шарикова с Шариком. Заполните таблицу.

Добродушный

Несчастный

Преданный

Милый

Доверчивый

Хитрый

 

Безграмотный

Невоспитанный

Наглый

Грубый

Самонадеянный

Жестокий

Продажный

Подлый

—Как проходит процесс очеловечивания собаки? Что у П. П. Шарикова от пса, а что – от Клима Чугункина?

Пес–дворняга Шарик милый, добродушный, наблюдательный, и в то же время хитрый. У Шарикова тело Шарика.

Клим Чугункин – пьяница, люмпен-пролетарий. У Шарикова гипофиз Чугункина и большая часть черт характера.

—Кто же виноват в последствиях операции?

—Что же унаследовал Шариков от собаки и что - от Клима Чугункина.

Сведений о Климе в повести очень мало. Практически они все даны в дневнике доктора Борменталя:

- Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!

Автор проводит аналогию:

Пролетарий – хозяин жизни – разруха в Москве

Шарик – Шариков – разруха в доме.

Действительно, именно через антитезу автору удается ярко противопоставить пороки пролетариев и воспитанность интеллигентов, дворянскую культуру и культуру пролетариата, а вернее, отсутствие таковой.

Вывод.Шарик – добрый и хитрый пёс. Шариков – бездушное существо, потребитель, воспитанием которого занимается председатель домкома Швондер.

—Какими методами пытается профессор Преображенский воспитывать Шарикова? Каков результат такого воспитания?

Шариков страшен тем, что совершенно беспринципен. Его безнравственность, паразитизм настолько устраивает его, что он не стремится ни к какому духовному развитию. «Взять и разделить» проще, чем работать над собой, проще, чем что-то созидать.

—Почему Шарик не стал человеком?

Вывод в тетради: Для того чтобы быть Человеком мало иметь человеческую внешность. Необходимо обладать рядом морально-этических качеств.

— Какое наказание за эксперимент уготовил профессору Преображенскому Шариков? Пишет донос.

— Он сам до этого додумался? Какую роль сыграл в судьбе Шарикова Швондер?Поддержал его социальный статус и вооружил “идейной фразой”. Швондер — идеолог Шарикова, его духовный пастырь. Диалектика социальных отношений — большая путаница.

—Охарактеризуйте Швондера.Расскажите о нем.

—Почему же профессор говорит, что "Швондер и есть самый главный дурак"?

— Понимает ли он, с кем имеет дело?

— Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

— Какую роль сыграл Швондер в воспитании Шарикова?

— Какой же “идейной фразой” вооружает Швондер Шарикова? Что она делает с ним?

Главное для Шарикова не созидание, а стремление “всё взять да поделить”, психология паразита. Начавший с отлова котов, уже развернувший наступление на профессора, он, когда понадобится, и от многих других ничего не оставит. Почему? Не верит ни в какие святыни. Не имеющий понятия об идеалах, Шариков именно на святынях и идеалах кормится, паразитируя на них и спекулируя ими.

Донос как социальное явление — вещь не новая.

— Чем он характеризуется в эпоху революционных изменений в обществе?

— Чье влияние на формирование Шарикова сильнее?

Ф. Ф. Преображенский – создатель (врач, профессор, всемирно известный ученый). Он действует хирургическим путем, прибегает к физическому насилию. Является носителем культуры.

Швондер – идеолог (экспроприатор). Его девиз – «Грабь награбленное». Действует с помощью слова, прибегает к духовному насилию. Является носителем антикультуры.

— Чем опасна позиция «Взять всё и поделить»?

Революционный процесс осмысляется писателем в сатирической перспективе: ничего не производя «новый человек» у власти хочет пользоваться всеми благами, нажитыми трудом других. Булгаков с опаской относится к такой политике. И свои переживания по этому поводу Булгаков вкладывает в уста главного героя повести – профессора Преображенского.

—Согласен ли с ним автор? Какова его точка зрения?

(Нельзя вообще проводить никаких революционных опытов. Профессор и его ассистент пытаются хирургическим путём, минуя все этапы революции, превратить низшее существо в венец творения – в человека («Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу»)

Замысел сам по себе грандиозен. Но человек – не бог, он ищет по наитию, а «благими намерениями выстлана дорога в ад»

— Какие темы, на ваш взгляд, поднимаются в повести?

Тема преступления и наказания, тема эксперимента, судьба русской интеллигенции в жизни общества, тема добра и зла и другие.

— Почему интеллигенция стала главным действующим лицом в повести?

— Какое воздействие страшнее: физическое или идеологическое?

— Как вы считаете, есть ли вина Преображенского (не как хирурга!) в сознании Шарикова?

— Ради чего написана повесть?

(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?)

— В чем смысл финала повести?

Булгаков солидарен с Преображенским: «Вот, доктор, что получается, когда исследователь, вместо того чтобы идти параллельно с природой, форсирует вопрос и поднимает завесу: «На, получай Шарикова и ешь его с кашей».

Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель.

— Как профессор оценивает свою ответственность за случившееся?

"Если бы кто-нибудь <...> разложил меня здесь и выпорол, - я бы, клянусь, заплатил бы червонцев пять!" Надо отметить, что "штраф" значительно меньше стоимости операции по омоложению! Меру своей ответственности Филипп Филиппович определил в 5 червонцев.

Эпилогрисует нам ситуацию через 10 дней после повторной операции, превратившей Шарикова снова в собаку. Швондер опять потерпел поражение, а профессор получил возможность спокойно работать. Но почему-то не покидает уверенность в том, что Швондер не оставит своих попыток уничтожить профессора, а Филипп Филиппович искать что-то в мозгах. Только Шарик опять думает, как ему повезло.

— Оптимистичен ли эпилог повести?

— Что понял пр. Преображенский в конце?

(«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей )

Профессор приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести «Собачье сердце» профессор исправляет свою ошибку — Шариков снова превращается в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 г.

 

IХ. Рефлексия.Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…»(хамства, невежественности, стремления к власти любым путём…)

— Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя?

(Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент).

Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

— В 1925 году повесть имела подзаголовок «Чудовищная история». Чувствуете ли вы отношение автора ко всему, что произошло с Шариковым? Он называет историю превращения Шарика и в Шарикова чудовищной.

Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

— Нужно ли было уничтожить Шарикова?

— А если бы был не Клим Чугункин, а гений?

Но и гениев, Спиноз, таким способом создавать тоже не нужно ,когда «любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорьях мадам Ломоносова этого своего знаменитого», – считает Филипп Филиппович.

Человечество само заботится об этом эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятки выдающихся гениев, украшающих земной шар.

— Какой вы видите себе дальнейшую судьбу профессора Преображенского и доктора Борменталя?

Вернемся к вопросу начала урока:

— О чём предупреждает сатирическая фантастика Булгакова?

Повесть Булгакова предупреждает о том, что невозможно привить культуру скоропалительным, хирургическим путём. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки ускоренного воспитания “нового человека” и своим произведением вступает в явный спор с краеугольными постулатами новой идеологии: возможно форсированно изменить условия жизни и в итоге — самого человека.

 

Х.Подведение итогов. Выводы.

— К каким выводам приводит нас автор повести?

Нарушение законов – как природных, так и нравственных (умышленное или нет – все равно!) – может привести человечество к катастрофе.

— Какие ассоциации вызывает история собаки?-после революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно "станут всем". Революция - это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

— Почему повесть «Собачье сердце» интересна современному читателю?

Повесть Булгакова дает много поводов для размышлений. Оказывается, уметь говорить – это еще не значит быть человеком. Сохранить в себе человеческие качества в условиях, когда нужно делать выбор – вот к чему призывает автор.

 

ХI. Домашнее задание - конспект

 

 

Очень советую посмотреть фильм!!!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.