|
|||
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ.. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Антиутопия - (от греч. «anti» - против и «utopos» - места, которого нет) - это произведение (обычно эпического рода), в котором изображается социальная и техногенная катастрофа, крах общественных идей, разрушений иллюзий и идеалов.
2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ Повесть “Собачье сердце”, как и другие произведения писателя, сложная и многозначная по своему идейно-художественном смыслу. Поскольку в России она опубликована недавно (1987), то критических работ, специально посвященных “Собачьему сердцу”, как, впрочем, и сатире Булгакова вообще, крайне мало. На Западе также нет крупных исследований, однако уже наметились основные подходы к изучению повести. Так, Кристина Райдел в статье “Булгаков и Уэлсс” указывает, что это произведение Булгакова во многом базируется на “Острове доктора Моро” английского фантаста, напоминающей пародию”. (После авиакатастрофы главный герой — сотрудник ООН Эдвард Дуглас в компании двух выживших спутников оказывается посреди тихого океана в Яванском море, его спутники затевают драку из-за последней фляги воды, в ходе которой погибают. Сам Эдвард теряет сознание. Его спасает лодка, там его обследует Монтгомери и убедительно приглашает на остров, где, по его словам, он сможет связаться с материком и эвакуировать Эдварда. Оказавшись на острове, Эдвард находит нобелевскую медаль некого доктора Моро и знакомится с обаятельной девушкой. Монтгомери называет её «кошечкой». На ночь Дугласа запирают в его комнате, но он выбирается и, тайно проникнув в здание-лабораторию, становится свидетелем родов кого-то среднего между женщиной и животным. Он убегает с помощью женщины-кошки Айссы и прячется в поселении полулюдей-полузверей. В поселении он видит слепого проповедника Глашатая Закона, где узнает про «закон»: не есть мяса, не ходить на четырёх ногах. В это время он знакомится с доктором Моро, покрытым белым гримом. Тот даёт ему пистолет и приглашает к себе, где объясняет, что нашёл в генах человека дьявола и почти достиг совершенства в своих экспериментах по созданию нового идеального существа. Он узнает о проступке Ло-мая, объявляет суд над ним, где усмиряет своих подопечных устройством, вызывающим боль. Несмотря на то, что Моро прощает Ло-мая, человек-собака Азазелло убивает его. Труп Ло-мая сжигают, а его друг гиено-человек находит в сожженном теле чип. Нащупав такой же у себя, он его вырывает. Он и ещё несколько зверолюдей врываются к доктору Моро, который пытается остановить их, но они уже не в его власти. Моро убивают и съедают. Гиено-человек устраивает бунт. Переманив на свою сторону Азазелло, он убивает сошедшего с ума Монтгомери. Айсса и Дуглас прячутся от бунтовщиков, но их находит Азазелло и вешает Айссу. Дугласа приводят к гиено-человеку, где тот предлагает Эдварду назвать его богом. Тот соглашается, но говорит о том, что «бог» должен быть один, а ели плоть Моро несколько. В ходе перестрелки все бунтовщики-звери погибают. В конце фильма Дуглас уплывает, обещая вернуться, но Глашатай Закона говорит ему: «Мы должны остаться теми, кто мы есть, а не теми, кем пытался сделать нас Отец. Ходить на двух ногах очень тяжело. Может, на четырёх все-таки лучше».)
Довольно распространены на Западе политические трактовки “Собачьего сердца”. Так, Горбов и Глэнни видят в персонажах повести Ленина, Дзержинского, Троцкого, Зиновьева и др.
|
|||
|