Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Первый уфимский период



Первый уфимский период

В 1890 году Ризаитдин Фахретдинов, бывший к тому времени прославленным мударрисом (преподавателем) медресе, да к тому же автором пяти сочинений на религиозную тематику, был вызван в Уфу муфтием Мухаммедъяром Султановым. Последний, происходя из башкирских дворян, служил в чертежной командующего Башкирским войском, затем был начальником 20-го и 7-го башкирских кантонов, в чине поручика вышел в отставку и в 1885 году был назначен муфтием. Не имея духовного образования, он нуждался в людях, могущих компенсировать этот недостаток. Его выбор останавливается на Фахретдинове, и тот становится одним из двух кадиев. Однако основную часть своего времени он посвящает литературной деятельности, пишет произведения не только религиозно-дидактического, но и художественного характера. Особенно ценным считается его сборник биографических очерков «Асар», посвященный различным мусульманским деятелям Урало-Поволжья. Асма Шараф, дочь нашего героя, вспоминает:

«...В Уфе отец по-настоящему занялся научной работой, которая заняла всю его жизнь. Книги, написанные им в Уфе, постоянно издавались в Казани. Например “Тарбияле анна”, “Тарбияле хатын”, “Сагит”, “Шакертлек адабе”, “Насихат” в нескольких томах, “Салима”, “Асма”, “Асар” и другие. Многие из них переиздавались по несколько раз...»

В статье польского журналиста, опубликованной в «Уфимских губернских ведомостях», Риза Фахретдинов был назван «лучшим из башкирских писателей-прозаиков», а его сочинения названы «блестящей сатирой на предрассудки башкуртов и татар». В этот период он тесно общается с башкирским писателем и просветителем Мухаммед-Салимом Уметбаевым, также работавшим в Духовном управлении мусульман. Во время одного меджлиса в доме муфтия Султанова он становится свидетелем поэтического поединка между Уметбаевым и другим башкирским поэтом Мифтахетдином Акмуллой. Несмотря на свой рационализм, Риза Фахретдинов часто посещает в Троицке (ныне г. Троицк Челябинской области) выдающегося суфийского шейха Зайнуллу Расулева, который парадоксальным образом соединял в себе исламский мистицизм и светский рационализм. Его медресе «Расулиййа» было едва ли не лучшим мусульманским заведением России, которое для Фахретдинова стало образцом гармоничного синтеза многовековой традиции и современных светских наук.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.