|
||||
Паронджанов В. Д. 1 страницаПаронджанов В. Д. П18 Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с. — Илл.: 154. ISBN 5–7749–0211–0 В книге излагаются новые полезные для практики идеи и достижения Для студентов, изучающих информатику, учителей и преподавателей информатики; алгоритмистов, программистов, математиков, системщиков, постановщиков задач, специалистов по CASE-технологиям, работающих непосредственно на фирмах; бизнесменов и руководителей, желающих эффективно контролировать потоки информации в своих организациях; психологов, изучающих работу ума, а также для широкой публики. УДК 37+681.3.06+331.015.11 ББК 32.973
ОГЛАВЛЕНИЕ Маленькая увертюра.................................................................................................. 9 Третий глаз для бизнесменов и руководителей................................................... 11 Интеллектуальный терроризм: фантазия или реальность? Почему умные люди страдают и гибнут?........................................................... 13 Разве такая проблема существует?..................................................................... 14 Информационный стресс — зловещий спутник информационного Камикадзе умственного труда............................................................................. 15 Что такое интеллектуальный терроризм?........................................................... 15 Гуманитарная постановка задачи........................................................................ 16 Компьютерная мифология: облегчают ли компьютеры Что такое интенсификация интеллекта?.............................................................. 19 Критерий Декарта и эргономизация науки......................................................... 20 О чем эта книга?................................................................................................... 21 Секреты мудрого ДРАКОНА: объяснение на пальцах....................................... 22 Справка о состоянии дел...................................................................................... 27 ГЛАВА 1. На подступах к новому языку.................................................... 28 Зачем нужен язык ДРАКОН?............................................................................... 28 В чем секрет ДРАКОНА? — В когнитивном подходе....................................... 29 Почему люди не интересуются собственным мозгом?..................................... 29 Станет ли ДРАКОН чемпионом мира по критерию На кого рассчитан язык ДРАКОН?...................................................................... 32 Перечень задач, решаемых с помощью языка ДРАКОН................................... 32 Выводы.................................................................................................................. 34 ГЛАВА 2. Можно ли создать язык, улучшающий понимание Почему специалисты не понимают друг друга?................................................. 35 Язык ДРАКОН как “эсперанто” делового мира................................................. 36 Что такое интеллектуальное взаимопонимание?............................................... 36 В чем особенность ДРАКОНА?........................................................................... 37 Выводы.................................................................................................................. 38 ГЛАВА 3. Соображения, повлиявшие на создание Что важнее: компьютеры или человеческий мозг?........................................... 39 Что такое производительность умственного труда?......................................... 40 Зависит ли производительность персонала от производительности компьютеров? 41 Можно ли увеличить скорость работы человеческого мозга?......................... 42 Проблема формализации профессиональных знаний........................................ 44 Можно ли обойтись без когнитологов?.............................................................. 45 Чем отличается алгоритм от технологического процесса?............................... 46 Что такое технологический язык?....................................................................... 47 Технологические и декларативные знания......................................................... 48 Почему нельзя жить по-старому?....................................................................... 50 Социальные технологии и электронные методологии....................................... 51 Методология быстрой разработки систем RAD................................................. 52 Схемы действий и язык ДРАКОН....................................................................... 54 Необходимость культурных изменений............................................................. 54 Техноязык как элемент культуры....................................................................... 55 Выводы.................................................................................................................. 56 ГЛАВА 4. Понимание и взаимопонимание — ключевые Отсутствие понимания ведет к миллионным убыткам..................................... 58 Издевательство над здравым смыслом под названием Спецификации программ — вот главный “гадючник”!.................................... 59 Спецификации программ и методология RAD................................................... 61 Концепция когнитивного программирования.................................................... 62 Выводы.................................................................................................................. 64 ГЛАВА 5. Проблема улучшения работы ума: новый Текст как зрительная сцена.................................................................................. 65 Симультанное и сукцессивное восприятие......................................................... 66 Как повысить продуктивность человеческого мозга?...................................... 66 Когнитивный недостаток текстового представления знаний............................ 68 Каким должен быть формат диосцены?............................................................. 69 Когнитивные рекомендации................................................................................ 71 Зачем нужны психологические эксперименты?................................................. 72 Ошибка Джеймса Мартина.................................................................................. 74 “Это чудакам-инженерам нужны большие чертежи, а мы, Возможна ли стратегическая реформа мировой практики Выводы.................................................................................................................. 79 ГЛАВА 6. Изюминки языка ДРАКОН........................................................... 80 Критика блок-схем............................................................................................... 80 Преимущества дракон-схем................................................................................ 80 Иконы и макроиконы........................................................................................... 81 Зачем нужна ветка?.............................................................................................. 81 Как работает ветка?.............................................................................................. 86 Как следует располагать ветки в поле чертежа?................................................ 86 Что такое шапка?.................................................................................................. 86 Что лучше: примитив или силуэт?...................................................................... 90 Как описать силуэт с помощью текстового языка?........................................... 91 Есть ли в алгоритме “царская дорога”?.............................................................. 93 Главный маршрут силуэта................................................................................... 95 Пересечения линий? — боже упаси!................................................................... 95 Визуальный и текстовый синтаксис ДРАКОНА............................................... 101 Семейство ДРАКОН-языков.............................................................................. 101 Выводы................................................................................................................ 102 ГЛАВА 7. Эргономичные алгоритмы........................................................ 104 Визуальная проверка алгоритмов..................................................................... 104 Что такое эргономичный алгоритм?................................................................. 105 Чем отличается икона “вопрос” от развилки?.................................................. 105 Маршруты и формулы маршрутов................................................................... 108 Что такое рокировка?......................................................................................... 108 Использование рокировки для улучшения эргономичности.......................... 111 Вертикальное и горизонтальное объединение.................................................. 112 Эргономичность литеральных алгоритмов...................................................... 112 Что делать, если эргономические требования противоречат Икона-вставка как эргономический прием...................................................... 118 Что такое подстановка?...................................................................................... 119 Улучшение эргономичности алгоритмов с помощью цепочки Выводы................................................................................................................ 125 ГЛАВА 8. Визуализация циклов.................................................................. 126 Обычный цикл.................................................................................................... 126 Переключатель и переключающий цикл.......................................................... 133 Цикл ДЛЯ........................................................................................................... 133 Веточный цикл.................................................................................................... 135 Главный маршрут силуэта................................................................................. 139 Выводы................................................................................................................ 142 ГЛАВА 9. Визуализация логических формул......................................... 143 Визуализация функции И................................................................................... 143 Визуализация функции ИЛИ.............................................................................. 148 Визуализация функции НЕ................................................................................ 148 Визуализация сложных логических функций.................................................. 153 Выводы................................................................................................................ 153 ГЛАВА 10. Что такое эргономичный текст?.......................................... 154 Можно ли сделать логические выражения эргономичными?......................... 154 Пример для исследования эргономичности логических выражений............. 154 Логическое выражение с абстрактными идентификаторами........................... 155 Логическое выражение с короткими смысловыми идентификаторами......... 158 Логическое выражение с длинными смысловыми идентификаторами.......... 159 Важный момент, о котором часто забывают................................................... 159 Как присвоить значение логической переменной?........................................... 160 Правила записи рамочных логических выражений......................................... 161 Как построить эргономичный логический текст?............................................ 161 Выводы................................................................................................................ 164 ГЛАВА 11. Визуальные операторы реального времени..................... 165 Список операторов реального времени............................................................ 165 Операторы ввода-вывода.................................................................................. 165 Оператор “пауза”................................................................................................ 166 Операторы “пуск таймера” и “синхронизатор”................................................ 167 Цикл ЖДАТЬ...................................................................................................... 169 Оператор “период”............................................................................................. 170 Оператор “параллельный процесс”................................................................... 171 Особенности операторов реального времени................................................... 173 Выводы................................................................................................................ 176 ГЛАВА 12. Дружелюбное программирование........................................ 177 Гибридный язык программирования ДРАКОН-СИ......................................... 177 Гибридный язык программирования ДРАКОН-МОДУЛА.............................. 180 Пример эргономической оптимизации программы......................................... 180 Диалоговые программы..................................................................................... 181 Идентификаторы................................................................................................ 183 Обработка массивов........................................................................................... 185 Абстрактные дракон-схемы............................................................................... 187 Философия языка ДРАКОН............................................................................... 192 Классификация знаний....................................................................................... 192 Выводы................................................................................................................ 193 ГЛАВА 13. Человеческая деятельность и формализация Что такое профессиональные знания?.............................................................. 194 Учебные экспертные системы........................................................................... 196 Визуализация экспертных систем..................................................................... 198 Визуализация описания технологических процессов...................................... 200 Что такое методология?..................................................................................... 201 Визуализация методологий............................................................................... 201 Система “человек — машина”........................................................................... 212 Визуализация биологических алгоритмов....................................................... 213 Визуализация медицинских алгоритмов.......................................................... 216 Другие примеры визуализации.......................................................................... 216 Описание структуры деятельности................................................................... 223 Нужен ли стандарт для описания деятельности?............................................. 224 Выводы................................................................................................................ 225 ГЛАВА 14. Визуальный дракон-редактор............................................... 226 Зачем нужен дракон-редактор?......................................................................... 226 Заготовка-примитив и заготовка-силуэт.......................................................... 226 Что такое атом?.................................................................................................. 226 Пример построения дракон-схемы “примитив”............................................... 229 Операция “пересадка лианы”............................................................................. 229 Операция “заземление лианы”........................................................................... 231 Пример построения дракон-программы “силуэт”........................................... 231 Формирование надписей “да” и “нет”............................................................... 235 Выводы................................................................................................................ 235 ГЛАВА 15. Описание визуального синтаксиса языка ДРАКОН...... 236 Общие понятия................................................................................................... 236 Шампур-блок...................................................................................................... 236 Операция “ввод атома”...................................................................................... 237 Операции с лианой.............................................................................................. 241 Прочие операции................................................................................................ 243 Основные результаты........................................................................................ 243 Выводы................................................................................................................ 244 ГЛАВА 16. Визуальное структурное программирование.................. 245 Постановка проблемы........................................................................................ 245 Историческая справка........................................................................................ 246 Прав ли Игорь Вельбицкий?............................................................................. 248 Четыре принципа структуризации блок-схем, предложенные Э. Дейкстрой. 248 Почему научное сообщество не приняло видеоструктурную Парадокс структурного программирования.................................................... 252 Плохие блок-схемы или плохие стандарты?.................................................... 253 Блок-схемы и теоретическое программирование............................................ 254 Новые цели стандартизации блок-схем............................................................ 254 Чем отличаются блок-схемы от дракон-схем?................................................ 255 В чем сходство визуального и текстового структурного В чем различие визуального и текстового структурного Почему самолет не машет крыльями?............................................................. 264 Выводы................................................................................................................ 265 ГЛАВА 17. Исчисление икон и попытка предсказать будущее...... 267 Визуальное логическое исчисление.................................................................. 267 Общеизвестные сведения о математической логике....................................... 267 Об одном распространенном заблуждении...................................................... 268 Визуализация понятий математической логики............................................... 270 Исчисление икон................................................................................................. 271 Еще раз о шампур-методе.................................................................................. 272 Шампур-схема как абстрактная модель программы....................................... 273 Преобразование шампур-схемы в шампур-программу.................................. 274 Шампур-метод и доказательство правильности программ............................ 274 Возможна ли теория визуального программирования?.................................. 275 Гипотеза о будущем императивных языков программирования................... 276 Визуализация логики и интенсификация интеллектуальной деятельности... 278 Выводы................................................................................................................ 281 ГЛАВА 18. Место языка ДРАКОН в системе человеческой Между Сциллой и Харибдой............................................................................. 282 Принцип структуризации деятельности............................................................ 283 Генеральная концептуальная схема.................................................................. 284 Проблема деятельности в эргономике............................................................. 286 Искусственный интеллект: алгоритмизация — это ночной кошмар!............. 287 Эргономический анализ проектно-конструкторской деятельности............... 290 Подводные камни проектно-конструкторской деятельности......................... 291 Почему взорвался чернобыльский реактор?................................................... 292 Сон разума рождает чудовищ........................................................................... 297 Интенсификация интеллекта и языки программирования.............................. 298 Улучшение работы ума — проблема номер один........................................... 299 Выводы................................................................................................................ 300 ГЛАВА 19. Возможна ли эргономизация математики?..................... 302 Почему Джон фон Нейман провалился на экзамене?..................................... 302 Существует ли пропасть между математикой и эргономикой?...................... 303 Алгебра Диофанта.............................................................................................. 304 Эргономический анализ алгебры Диофанта..................................................... 307 Эргономизация алгебры после Диофанта......................................................... 308 Осознание полезности эргономического поворота в математике.................. 311 Эргономическая победа Лейбница.................................................................... 312 Методологическая ошибка историков математики......................................... 314 Аналогия между математической диосценой и панелью Математическая и эргономическая эффективность........................................ 317 Как повысить производительность математического труда?......................... 319 Два метода визуализации математики.............................................................. 320 Проект “Когнитивный стиль” (CogniStyle)....................................................... 321 Пример математической визуализации с помощью метода CogniStyle......... 322 Выводы................................................................................................................ 325 ГЛАВА 20. Можно ли стать интеллектуальным суперменом?........ 326 На пороге создания теории улучшения работы ума........................................ 326 Человеческий мозг нужно грамотно проектировать....................................... 327 Разгадка тайны человеческого интеллекта....................................................... 334 Развитие и интенсификация интеллекта............................................................ 336 Знаковая и предметная информация................................................................. 337 Знаковое и предметное обеспечение информатики.......................................... 337 Знаковая и предметная программа................................................................... 339 Переломная веха в истории информатики....................................................... 340 Одноглазые миссионеры, или Заброшенное дитя информатики.................... 341 Когнитивная письменность — новый способ представления знаний............. 343 “Кастрированный” интеллект............................................................................ 344 Что такое проектоника?..................................................................................... 345 Проектоника и искусственный интеллект......................................................... 346 Особенности проектоники................................................................................. 347 Мироинформация и мироинтеллект................................................................. 348 Стратегическая интеллектуальная инициатива............................................ 349 Дорога в будущее(Вместо заключения).......................................................... 352 Интеллектуальные трудности как глобальная проблема................................ 352 Вызов интеллектуального терроризма............................................................. 353
|
||||
|