Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ху­дож­ни­ки.. Ком­по­зито­ры.



Ху­дож­ни­ки.

Из­вес­тным жи­вопис­цем и гра­фиком был фран­цуз Ан­ту­ан Ват­то. Он пи­сал ре­алис­тичные жан­ро­вые кар­ти­ны, сце­ны во­ен­но­го бы­та, пол­ные изя­щес­тва и тон­кой наб­лю­дательнос­ти «га­лан­тные сце­ны» с ка­вале­рами и да­мами. Его кар­ти­ны на­пол­не­ны про­ник­но­вен­ным ли­риз­мом.

Возвращение на остров Цитеру. Художник А. Ватто

 Ху­дожес­твен­ный язык ра­бот ис­панца Фран­сиско Хо­се де Гойя дос­ти­га­ет ис­клю­чительной ос­тро­ты и вы­рази­тельнос­ти. В сво­ем твор­чес­тве Гойя го­рячо от­кли­кал­ся на все важ­нейшие со­бытия — на­шес­твие На­поле­она, ре­волю­цию в Ис­па­нии.

Ком­по­зито­ры.

 у­манис­ти­чес­кое и на­род­ное ис­кусс­тво И­оган­на Се­бастьяна Ба­хаобоб­щи­ло дос­ти­жения ев­ро­пейской му­зыкальной культу­ры. Бах пи­сал сю­иты для ор­кес­тра и со­наты для флейты. Он зна­чительно обо­гатил каж­дый из этих жан­ров.

 

Люд­виг ван Бет­хо­вен был из­вестен не только как ком­по­зитор, но и как блес­тя­щий пи­анист. Вер­ши­ной его твор­чес­тва яв­ля­ет­ся Де­вятая сим­фо­ния, на­писан­ная им за три го­да до смер­ти, в 1824 г.

 

В му­зыке ве­лико­го авс­трийско­го ком­по­зито­ра Вольфган­га Ама­дея Мо­цар­та от­ра­зились пе­редо­вые идеи ве­ка Прос­ве­щения. Мо­царт обоб­щил ху­дожес­твен­ный опыт раз­личных на­ци­ональных школ и тра­диций.

Раз­ви­тие на­уки. Ос­но­вы сво­бод­ной от вли­яния Цер­кви на­уки за­ложи­ли та­кие уче­ные XV—XVII вв., как Фрэн­сис Бэ­кон, Ни­колай Ко­пер­ник, Джор­да­но Бру­но, Га­лилео Га­лилей, Ре­не Де­карт и др.

С на­чала XVII в. на­ука ак­тивно раз­ви­валась. К XIX в. сло­жилась це­лос­тная на­уч­ная кар­ти­на ми­ра, в ко­торой фак­ти­чес­ки не ос­та­валось мес­та для Бо­га.

С на­чала XVIII в. тех­ни­ка ста­новит­ся фак­то­ром, оп­ре­деля­ющим мо­гущес­тво го­сударс­тва. На­ука на дан­ном эта­пе все бо­лее прев­ра­ща­ет­ся в про­из­во­дительную си­лу об­щес­тва.

Раз­ви­тие на­уки при­вело к соз­да­нию пер­вых на­уч­ных со­об­ществ но­вого ти­па. К их чис­лу, нап­ри­мер, от­но­сит­ся Лон­дон­ское ко­ролев­ское об­щес­тво, соз­данное в 1660 г., и Па­риж­ская ко­ролев­ская ака­демия на­ук, соз­данная в 1666 г. Эти со­об­щес­тва су­щес­тву­ют и по­ныне.

Ус­пе­хи на­уч­но­го поз­на­ния ве­ли к раз­мышле­ни­ям об от­но­сительнос­ти ре­лиги­оз­но­го обос­но­вания мо­ральных цен­ностей. На­чались по­ис­ки свет­ских нравс­твен­ных цен­ностей, по­лучи­ли раз­ви­тие идеи свет­ско­го прос­ве­щения об­щес­тва как ус­ло­вия его бла­гопо­лучия. С этим свя­зано за­рож­де­ние ра­ци­она­лиз­ма. Как фи­лософ­ское нап­равле­ние ра­ци­она­лизм про­тиво­пос­тавлял мис­ти­ке ве­ру в си­лу че­лове­чес­ко­го ра­зума. Ос­новным кри­тери­ем ис­тиннос­ти зна­ния ра­ци­она­лис­ты счи­тали яс­ность и от­четли­вость идей че­лове­ка. Ра­ци­она­лис­ты по-раз­но­му от­но­сились к воп­ро­су об от­но­шении мыш­ле­ния к бы­тию. Так, ни­дер­ланд­ский фи­лософ Бе­недикт Спи­ноза был ма­тери­алис­том, а его не­мец­кий кол­ле­га Гот­фрид Лейбниц — иде­алис­том, фран­цуз Ре­не Де­карт при­дер­жи­вал­ся ду­алис­ти­чес­ких взгля­дов, приз­на­вая су­щес­тво­вание од­новре­мен­но ма­тери­ализ­ма и иде­ализ­ма.

Большую роль в раз­ви­тии на­уки сыг­ра­ли тру­ды эко­номис­тов. Ан­гли­чанин Адам Смит был од­ним из вы­да­ющих­ся пред­ста­вите­лей эко­номи­чес­кой на­уки. По мне­нию Сми­та, бо­гатс­тво стра­ны зак­лю­ча­ет­ся в мас­се про­из­ве­ден­ных в ней то­варов. Уче­ный ут­вер­ждал, что стрем­ле­ние лю­дей улуч­шить свое ма­тери­альное по­ложе­ние при­ведет об­щес­тво к бла­госос­то­янию. Большую роль в раз­ви­тии эко­номи­ки он от­во­дил сво­бод­ной кон­ку­рен­ции. Смит впер­вые об­ри­совал струк­ту­ру ка­пита­лис­ти­чес­ко­го об­щес­тва, ука­зав, что оно сос­то­ит из ра­бочих, ка­пита­лис­тов, зем­левла­дельцев.

Иде­оло­гия Прос­ве­щения.На ру­беже XVII—XVIII вв. Ев­ро­па всту­пила в эпо­ху Прос­ве­щения.

Прос­ве­щение — идейное дви­жение, выс­ту­па­ющее за тор­жес­тво ра­зума, на­уки, раз­ви­тие фи­лософ­ской и об­щес­твен­ной мыс­ли и опи­ра­юще­еся на прин­ци­пы ра­ци­она­лиз­ма и сво­бодо­мыс­лия.

Од­ним из круп­нейших де­яте­лей эпо­хи Прос­ве­щения яв­лялся вы­да­ющийся фран­цуз­ский пи­сатель Ма­ри Фран­суа Аруэ, из­вес­тный под псев­до­нимом Вольтер. В 1733 г. он опуб­ли­ковал «Фи­лософ­ские письма», в ко­торых об­ли­чал фе­одальные по­ряд­ки, ре­лиги­оз­ную не­тер­пи­мость. Вольтер выс­ту­пал про­тив сос­ловно­го не­равенс­тва, но со­ци­альное не­равенс­тво все же счи­тал не­об­хо­димым, ут­вер­ждал идею «прос­ве­щен­ной мо­нар­хии». Иро­ния Вольте­ра об­ли­чала Цер­ковь, су­еве­рие, дес­по­тизм, про­чие ис­точни­ки зла в жиз­ни об­щес­тва.

Од­ной из важ­ных проб­лем в тру­дах фран­цуз­ско­го мыс­ли­теля Шар­ля Луи Мон­тескьё яв­ля­ет­ся уче­ние о про­ис­хожде­нии и раз­ви­тии го­сударс­тва. Мон­тескьё не ве­рил в бо­жес­твен­ное про­ис­хожде­ние го­сударс­тва. Уче­ный выс­ту­пал про­тив те­орий, срав­ни­ва­ющих власть го­суда­ря с властью от­ца. Он счи­тал, что го­сударст­вен­ная власть су­щес­тву­ет для на­рода и со­от­ветс­тву­ет его ха­рак­те­ру, до­казы­вал, что на­род име­ет пра­во вы­бирать сво­их ру­ково­дите­лей и кон­тро­лиро­вать их. Важ­нейшее ус­ло­вие су­щес­тво­вания спра­вед­ли­вого го­сударс­тва Мон­тескьё ви­дел в раз­де­лении влас­тей на три вет­ви: за­коно­дательную, ис­полни­тельную и су­деб­ную.

Из­вес­тный прос­ве­титель Жан Жак Рус­со счи­тал, что дви­жущей си­лой ци­вили­зации яв­ля­ет­ся эго­изм. Он под­робно рас­смот­рел воп­рос о по­яв­ле­нии не­равенс­тва. Пер­вую сту­пень не­равенс­тва, по его мне­нию, обус­ло­вило по­яв­ле­ние час­тной собс­твен­ности на зем­лю. Не­равенс­тво усу­губи­лось с воз­никно­вени­ем го­сударс­тва — «за­гово­ра бо­гатых». На­ряду с иму­щес­твен­ным не­равенс­твом об­ра­зова­лось по­лити­чес­кое не­равенс­тво. Рус­со — сто­рон­ник на­род­но­го су­вере­ните­та. Иде­алом для не­го бы­ла не­большая рес­публи­ка, в ко­торой граж­да­не мо­гут са­ми при­нимать за­коны. Он меч­тал прев­ра­тить Ев­ро­пу в со­об­щес­тво та­ких рес­публик, ус­та­новить та­кой об­щес­твен­ный строй, где не бы­ло бы ни бо­гатых, ни ни­щих. Рус­со приз­на­вал пра­во на­рода на вос­ста­ние.

Рас­простра­нение идей Прос­ве­щения спо­собс­тво­вало ут­вер­жде­нию в ев­ро­пейском об­щес­тве но­вых цен­ностей, выс­во­бож­де­нию соз­на­ния лю­дей от вли­яния ре­лигии, по­нима­нию важ­нейшей ро­ли на­уки в раз­ви­тии че­лове­чес­тва.

Вопросы и задания

1. Крат­ко оха­рак­те­ризуйте глав­ные сти­ли и нап­равле­ния в ис­кусс­тве стран Ев­ро­пы XVII—XVIII вв.

2. Рас­ска­жите о са­мых из­вес­тных пи­сате­лях, ху­дож­ни­ках, ком­по­зито­рах стран Ев­ро­пы XVII—XVIII вв.

3. Ис­пользуя учеб­ник и Ин­тернет, оха­рак­те­ризуйте раз­ви­тие на­уки в стра­нах Ев­ро­пы в XVII—XVIII вв.

4. Что та­кое эпо­ха Прос­ве­щения? В чем сос­то­яли ос­новные идеи глав­ных де­яте­лей Прос­ве­щения? Ис­пользуя до­пол­ни­тельную ли­тера­туру и Ин­тернет, за­пол­ни­те таб­ли­цу.

Де­яте­ли культу­ры XVII—XVIII вв. Их глав­ные тво­рения
   

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.