|
||||||
Художники.. Композиторы. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Художники. Известным живописцем и графиком был француз Антуан Ватто. Он писал реалистичные жанровые картины, сцены военного быта, полные изящества и тонкой наблюдательности «галантные сцены» с кавалерами и дамами. Его картины наполнены проникновенным лиризмом. Возвращение на остров Цитеру. Художник А. Ватто Художественный язык работ испанца Франсиско Хосе де Гойя достигает исключительной остроты и выразительности. В своем творчестве Гойя горячо откликался на все важнейшие события — нашествие Наполеона, революцию в Испании. Композиторы. уманистическое и народное искусство Иоганна Себастьяна Бахаобобщило достижения европейской музыкальной культуры. Бах писал сюиты для оркестра и сонаты для флейты. Он значительно обогатил каждый из этих жанров.
Людвиг ван Бетховен был известен не только как композитор, но и как блестящий пианист. Вершиной его творчества является Девятая симфония, написанная им за три года до смерти, в 1824 г.
В музыке великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта отразились передовые идеи века Просвещения. Моцарт обобщил художественный опыт различных национальных школ и традиций. Развитие науки. Основы свободной от влияния Церкви науки заложили такие ученые XV—XVII вв., как Фрэнсис Бэкон, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Рене Декарт и др. С начала XVII в. наука активно развивалась. К XIX в. сложилась целостная научная картина мира, в которой фактически не оставалось места для Бога. С начала XVIII в. техника становится фактором, определяющим могущество государства. Наука на данном этапе все более превращается в производительную силу общества. Развитие науки привело к созданию первых научных сообществ нового типа. К их числу, например, относится Лондонское королевское общество, созданное в 1660 г., и Парижская королевская академия наук, созданная в 1666 г. Эти сообщества существуют и поныне. Успехи научного познания вели к размышлениям об относительности религиозного обоснования моральных ценностей. Начались поиски светских нравственных ценностей, получили развитие идеи светского просвещения общества как условия его благополучия. С этим связано зарождение рационализма. Как философское направление рационализм противопоставлял мистике веру в силу человеческого разума. Основным критерием истинности знания рационалисты считали ясность и отчетливость идей человека. Рационалисты по-разному относились к вопросу об отношении мышления к бытию. Так, нидерландский философ Бенедикт Спиноза был материалистом, а его немецкий коллега Готфрид Лейбниц — идеалистом, француз Рене Декарт придерживался дуалистических взглядов, признавая существование одновременно материализма и идеализма. Большую роль в развитии науки сыграли труды экономистов. Англичанин Адам Смит был одним из выдающихся представителей экономической науки. По мнению Смита, богатство страны заключается в массе произведенных в ней товаров. Ученый утверждал, что стремление людей улучшить свое материальное положение приведет общество к благосостоянию. Большую роль в развитии экономики он отводил свободной конкуренции. Смит впервые обрисовал структуру капиталистического общества, указав, что оно состоит из рабочих, капиталистов, землевладельцев. Идеология Просвещения.На рубеже XVII—XVIII вв. Европа вступила в эпоху Просвещения. Просвещение — идейное движение, выступающее за торжество разума, науки, развитие философской и общественной мысли и опирающееся на принципы рационализма и свободомыслия. Одним из крупнейших деятелей эпохи Просвещения являлся выдающийся французский писатель Мари Франсуа Аруэ, известный под псевдонимом Вольтер. В 1733 г. он опубликовал «Философские письма», в которых обличал феодальные порядки, религиозную нетерпимость. Вольтер выступал против сословного неравенства, но социальное неравенство все же считал необходимым, утверждал идею «просвещенной монархии». Ирония Вольтера обличала Церковь, суеверие, деспотизм, прочие источники зла в жизни общества. Одной из важных проблем в трудах французского мыслителя Шарля Луи Монтескьё является учение о происхождении и развитии государства. Монтескьё не верил в божественное происхождение государства. Ученый выступал против теорий, сравнивающих власть государя с властью отца. Он считал, что государственная власть существует для народа и соответствует его характеру, доказывал, что народ имеет право выбирать своих руководителей и контролировать их. Важнейшее условие существования справедливого государства Монтескьё видел в разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Известный просветитель Жан Жак Руссо считал, что движущей силой цивилизации является эгоизм. Он подробно рассмотрел вопрос о появлении неравенства. Первую ступень неравенства, по его мнению, обусловило появление частной собственности на землю. Неравенство усугубилось с возникновением государства — «заговора богатых». Наряду с имущественным неравенством образовалось политическое неравенство. Руссо — сторонник народного суверенитета. Идеалом для него была небольшая республика, в которой граждане могут сами принимать законы. Он мечтал превратить Европу в сообщество таких республик, установить такой общественный строй, где не было бы ни богатых, ни нищих. Руссо признавал право народа на восстание. Распространение идей Просвещения способствовало утверждению в европейском обществе новых ценностей, высвобождению сознания людей от влияния религии, пониманию важнейшей роли науки в развитии человечества. Вопросы и задания 1. Кратко охарактеризуйте главные стили и направления в искусстве стран Европы XVII—XVIII вв. 2. Расскажите о самых известных писателях, художниках, композиторах стран Европы XVII—XVIII вв. 3. Используя учебник и Интернет, охарактеризуйте развитие науки в странах Европы в XVII—XVIII вв. 4. Что такое эпоха Просвещения? В чем состояли основные идеи главных деятелей Просвещения? Используя дополнительную литературу и Интернет, заполните таблицу.
|
||||||
|