Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения



§ 40. Развитие европейской культуры и науки в XVII—XVIII вв. Эпоха Просвещения

Ос­новные стиль и те­чения в ев­ро­пейской культу­ре XVII—XVIII вв. С кон­ца XVI до се­реди­ны XVIII в. в ев­ро­пейском ис­кусс­тве гос­подс­тво­вал стиль ба­рок­ко. Сло­во «ба­рок­ко» оз­на­ча­ет «стран­ный, при­чуд­ли­вый». Для ар­хи­тек­ту­ры ба­рок­ко ха­рак­терны бо­гатая от­делка, на­ряд­ные ин­терьеры, ук­ра­шен­ные скульпту­рой.

Во вто­рой по­лови­не XVIII—на­чале XIX в. од­ним из ос­новных те­чений в ев­ро­пейском ис­кусс­тве ста­новит­ся клас­си­цизм. Об­щей чер­той клас­си­циз­ма яв­ля­ет­ся об­ра­щение к ан­тичнос­ти как к об­разцу. Клас­си­цизм ут­вер­ждал пред­став­ле­ние об иде­ально ус­тро­ен­ном го­сударс­тве, ко­торо­му под­чи­нены ин­те­ресы сос­ло­вий и от­дельных лич­ностей. Это оп­ре­дели­ло ос­новную те­му ис­кусс­тва клас­си­циз­ма — кон­фликт лич­но­го чувс­тва и граж­дан­ско­го дол­га.

Ро­ман­тизм — идейное и ху­дожес­твен­ное нап­равле­ние, воз­никшее в ев­ро­пейских стра­нах на ру­беже XVIII и XIX вв. Для ро­ман­тизма ха­рак­терно неп­ри­ятие действи­тельнос­ти, кри­тика ка­пита­лис­ти­чес­ких по­ряд­ков. Ро­ман­ти­ки ис­ка­ли но­вые иде­алы, ко­торые при­об­ре­тали ха­рак­тер уто­пии.

Од­ним из эта­пов в раз­ви­тии ли­тера­туры XVIII в. явил­ся сен­ти­мен­та­лизм. Он рез­ко выс­ту­пал про­тив клас­си­циз­ма, про­тиво­пос­тавляя ему по­эзию чувс­тва и при­роды, изоб­ра­жение внут­ренних пе­режи­ваний че­лове­ка.

Пи­сате­ли.

Титульный лист первого издания «Путешествий Гулливера»
 

Ан­глийский пи­сатель-са­тирик Джо­натан Свифтбыл ав­то­ром мно­гих са­тир, в ко­торых выс­ту­пал как вдох­но­витель ос­во­боди­тельной борьбы ир­ланд­ско­го на­рода. В сво­ем са­мом зна­мени­том про­из­ве­дении «Пу­тешес­твия Гул­ли­вера» под ви­дом стра­ны ли­липу­тов он изоб­ра­зил Ан­глию, по­казав про­из­вол и ал­чность бо­гачей. Пи­сатель осуж­дал со­ци­альную нес­пра­вед­ли­вость, ужа­сы ко­лони­зации и кро­воп­ро­лит­ных войн, фе­одальные пе­режит­ки, од­на­ко не раз­де­лял и на­деж­ды на прог­ресс.

Иллюстрация к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Его сов­ре­мен­ник и со­оте­чес­твен­ник Да­ни­ель Де­фо прос­ла­вил­ся как ав­тор ро­мана «Ро­бин­зон Кру­зо», ро­мана о че­лове­ке, вы­жив­шем на не­оби­та­емом ос­тро­ве и бла­года­ря тру­долю­бию и на­ход­чи­вос­ти су­мев­шем нор­мально су­щес­тво­вать вда­ли от об­щес­тва.

Сла­ву фран­цуз­ско­му дра­матур­гу Пьеру Огюс­те­ну Бо­мар­ше при­нес­ли яр­кие и ос­тро­ум­ные ко­медии «Се­вильский ци­рюльник» и «Же­нитьба Фи­гаро». Об­раз прос­то­люди­на Фи­гаро, его ум и изоб­ре­тательность про­тиво­пос­тавле­ны без­дарнос­ти арис­токра­та Альма­вивы.

 Не­мец­кий по­эт Фрид­рих Шил­лер еще в юнос­ти на­писал свою зна­мени­тую дра­му «Раз­бойни­ки». Та­кой же ус­пех име­ли дра­мы «За­говор Фи­ес­ко в Ге­нуе», «Ко­варс­тво и лю­бовь», тра­гедия «Дон Кар­лос». По мне­нию Шил­ле­ра, ис­кусс­тво — единс­твен­ное средс­тво дос­ти­жения сво­боды.

 И­оганн Вольфганг Гё­те — ве­ликий не­мец­кий по­эт и мыс­ли­тель — в ус­ло­ви­ях раз­дроб­леннос­ти в Гер­ма­нии стал бор­цом за са­мобыт­ную на­ци­ональную культу­ру. Он соз­дал ли­ричес­кую по­эзию, близ­кую к на­род­ной пес­не и про­ник­ну­тую фи­лософ­ски­ми мыс­ля­ми.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.