Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Церковно- историческое и статистическое описание Спасо-Боровинской церкви.



Церковно- историческое и статистическое описание Спасо-Боровинской церкви.

Нельзя с точностью определить времени распространения в здешнем краю христианской веры, но, основываясь на исторические факты описания Ваги, должно думать, что свет Христианской веры распространился здесь в XI столетии. Коренными жителями Ваги

Были народы известные под именем Заволоцкой Чуди. Христианское благочестие на Ваге среди чуди. Вместе с Двинской чудью и Важская Чудь приняла крещение. Таким образом должно думать, что и в здешнем краю Христианская вера распространена была новгородцами, под управлением коих находился сей край. Но именно в какие годы и кем и сколь долго продолжалось обращение и крещение- не известно.

Первоначальное упоминание в этом приходе о церкви приходится на царствование государя Царя и великого князя Алексея Михайловича всея России Самодержца во время святительства святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея России, между 1642 и 1652 годами.

По данной грамоте от его Святейшества в Верховажской четверти в деревне Курмаево, за полями на большой дороге на бору, усердием и еждиением одного крестьянина по обещанию построена вновь деревянная церковь во имя нерукотворного Спасова образа с пределом во имя Пресвятой Богородицы иконы Казанской. Но храм сей недолговечное время был украшением бора, ибо в 1652 году сгорел.

По грамоте того же Святейшего Иосифа Патриарха Московского и всея России данной 1652 года февраля 24 дня, сыну вышеозначенного и первоначального строителя крестьянину Сидору Тимофееву позволено на том же месте построить вторично новый храм во имя нерукотворного образа с пределом Пресвятой Богородицы Казанская. Но сей второй храм был ли тогда построен и освещён – не известно.

 

В 1656 году иеромонах Иов придя на Вагу, на Боровине начал заводить монашескую пустынь, а после Иова, строительство принял сын его Иона.

Иеромонах Иона, устроив пустыню жил в ней до 1678 года. В 1678 году по грамоте Митрополита Новгородского, Боровинская пустыня отведена пришедшей старице Дорофее с сёстрами и устроена женская пустыня. А Иеромонах Иона удалился в Верхнетерменскую Вознесенскую пустынь, которую Митрополит Новгородский приказал отвести Ионе в вечное владение.

В лето 1678 года , Важский воевода, думный дворянин Богдан Васильевич Яковлев и подъячий Авдей Карпов переписывали Важский уезд и Верховажскую четверть. Тогда эти писцы Боровинской Спасской женской пустыни старице Дорофее с сёстрами отвели в разных местах пахотной и сенокосной земли довольное количество и её обелили. Сия земля в 1784 году при отмежевании приписана к Спасской Боровинской церкви.

Но девичья пустыня существовала только шесть лет, монахини, оставив церковь со всем её имуществом и строением,  разошлись по своей воле в разные места. А Спасская Боровинская, сперва мужская, а потом женская пустыня по прошению крестьян Важского уезда Низовской десятины в 1685 году учреждена прилюдскою церковью.

Что самое подтверждается царской грамотой, где между прочим сказано:-«...в 1679 году были в той пустыни бродящие черницы малое время, пока пока не разбрелись в разные места по воле своей. И та Боровинская пустыня осталась от них пуста, во всяком небрежении. Боровинскую пустынь с иконами, со всякой церковною утварью, колоколами и с вотчинными землями отдал Важескому уезду Низовской десятины крестьянам, для того, что у тех крестьян приходской своей церкви не было.

А Верховажского стану Успенскому приходу священникам,  в ту низовскую десятину к крестьянам, с какими церковными потребностями и с молитвою ходить не велеть и поручи с них не брать.  Церковную дань им Успенским священникам велеть в нашу Архирейскую домовую казну платить по- прежнему окладу без добавки. Потому  что та Спасская церковь обложена данью вновь с 1686 года с приходских крестьянских дворов в 6 рублей 2 алтына 4 деньги, и велено платить ту дань в нашу Преосвященную Архиепископа казну. Часовенные доходы забирать священнику и приказчику в Спасскую церковную казну на церковное строение. И всякое церковное строение досмотреть и уписать дьякону Григорию со священником Михаилом и выборным церковным приказчиком. И тому всему учинить две описные книги. Одну книгу оставить в Спасской церкви, а другую книгу прислать в наше Преосвященного Архиепископа дом на Холмогоры в казённый приказ.

По сей описи от 1687 года, сентября 7 дня значится:

Старый храм во имя Нерукотворного образа и пределом Пресвятой Богородицы Казанской, перекрыт наново.

В 1716 году в Спасоборовинском приходе было две церкви.  В старой Богослужения не отправлялись, а та в которой служили, 1716 года марта месяца 21 дня- сгорела.

В 1718 году на месте сгоревшей церкви построена новая деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с пределом Казанской Божьей матери и в 1722 году июня 8 дня освящена. Эта церковь за ветхостью была разобрана в 1817 году. В ней богослужение совершалось 95 лет. В 1730 году на месте ветхой тёплой церкви Преподобных Отца Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев была устроена новая церковь во имя тех же Преподобных.

В 1757 году в Спасском Боровинском приходе было 198 дворов, в которых считалось душ мужского пола – 464. В этом же году, Преосвященнийшим Архиепископом Архангелогородским и Холмогорским по прошению крестьян, от Спасской Боровинской церкви отделено было к новопостроенной в 1705 году Введенской Угронской церкви 97 дворов. В которых мужского пола считалось 234 души.

 

Основание каменной двухэтажной церкви с колокольней положено было в 1809 году по грамоте Преосвященного Евгения. Епископа Вологодского и Устюгского по утверждённому его Преосвященством плану. Окончательное же устройство этой церкви завершено было в 1817 году правителем Терменской бумажной фабрики Верховажского мещанина Серафима Ждановского с помощью прихожан.

В верхнем этаже главный храм во имя Спаса Нерукотворного образа освящён в 1822 году в сентябре 26 дня. В нижней тёплой Казанской Божьей матери освящён 1818 года 26 сентября.

Деревянная двухэтажная церковь начала строится в 1765 году в апреле 6 дня по грамоте Преосвященного Епископа Архангелогородского, а окончена в 1769 году. Настоящий храм Сретения Господня освящён 1772 года 19 ноября, предел Преподобных Зосима и Савватия Соловецких чудотворцев первоначально освящён был в 1769 году 18 декабря. Вторично освящён по ветхости престола и по устроению нового в 1828 году 11 ноября.

В верхнем этаже предел Пророка Ильи освящён в 1787 году 25 сентября. Святых угодников, почивающих при сей церкви- нет.

В приходе сей церкви, ежегодно бывает особенный пост с 13 июля по 20 июля в честь пророка Ильи, именуемый Ильинским. По устным преданиям установлен этот пост издревле и соблюдается прихожанами строго, даже не употребляется в пищу рыба.

В день памяти Пророка Ильи бывает многочисленное собрание народа на литургии, по окончании которой церковнослужители отслуживают народу молебен в церкви. С иконою Пророка Ильи отправляются в деревню Вахрушево, отстоящую от церкви в двух верстах. Там первоначально отправляется водоосвятный молебен и Святою водою окропляется крестьянский скот. После сего церковнослужители с иконою Пророка Ильи приглашаются жтелями селения в дома для пения водоосвятных молебнов. Это пение оканчивается довольно поздно. И хозяин дома, доколе не будет отпет у него молебен- соблюдает пост.

В 9-ую после Пасхи пятницу в деревню Мартыновскую издревле от церкви с образом Святой Великомученицы Прасковьи бывают хождения. Деревня Мартыновская от церкви находится в 5-ти верстах. В ней с давнего времени устроена часовня, в которой и совершается молебствие. Кроме приходских людей из окольных волостей собирается довольное количество молящихся. Древняя икона с Святой Великомученицы Прасковьи вместе с часовнею во время пожара в 1781 году- сгорела. С этой иконы при церкви имеется копия. С какого времени, и по какому случаю установлено молебствие и когда устроена часовня- достоверных сведений нет.

Расколов и каких-либо толков в этом приходе не было прежде, и ныне нет.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.