Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П.И. Чайковского и о фортепианном цикле «Времена года»



 

«Образы природы в творчестве музыкантов. Пейзаж в музыке»

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины. Иногда, как в нашем случае, картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и чудесные картины природы других стран.

Если, вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы обращаем внимание в них на все, что связано с природой, мы удивляемся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе - очень близкие и родственные чувства.

У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет нам разобраться в жанрах живописи и музыки. Называется оно «О картинах».

 

Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

Само слово пейзаж – французское слово, и переводиться дословно оно как «местность», то есть иными словами пейзаж – это описание природы.

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства, описывая природу, делает это своим языком. Живопись рисует образ природы красками, музыка – звуком, литература – словом.

Итак, скажите, какие бывают пейзажи? (Литературный, живописный и музыкальный)

 

Мы с вами выяснили, что в музыке тоже есть пейзажи. Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка. Для нас это новое определение.

Запишем его: Музыкальный пейзаж – это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Музыка владеет своеобразными художественными средствами (красками) - тембровыми, регистровыми, ладовыми, ритмическими, динамическими, с помощью которых изображает всю нашу жизнь.

Есть великое множество музыкальных произведений, написанных самыми разными композиторами разных эпох и разных стран. Произведений, которые были сочинены с расчетом на то, что их будут не только слушать, но и смотреть, чтобы перед вашими глазами проплыли картины пробуждения природы. Посмотрим, что же композитор имел в виду, создавая это произведение.

П.И. Чайковского и о фортепианном цикле «Времена года»

Петр Ильич Чайковский родился:7 мая 1840 г., Воткинск, Россия

Умер:6 ноября 1893 г. (53 года), Санкт-Петербург,

Когда жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы, подснежником.

Эпиграфом к музыкальной пьесе «Подснежник» Чайковский выбрал строки поэта 19 века Аполлона Майкова:

Голубенький, чистый подснежник цветок,
А подле сквозистой – последний снежок.
Последние слезы о горе былом. И первые грезы о счастье ином.

Давайте прослушаем фортепианную пьесу «Апрель» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Слайд 9



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.