|
|||
ГЛАВА 2 Карма «Настоящего»ГЛАВА 2 Карма «Настоящего» Концепция кармы всегда связывалась с реинкарнацией. Посредством всех своих определений она как-то синтезировалась в сущность, говорящую о том, что настоящая жизнь — это результат всех предшествующих жизней. Во многих отношениях это верно. Однако такой взгляд, по-видимому, заставляет человека упускать из виду тот факт, что сегодня — это завтрашнее вчера. Мы живем в постоянно меняющемся мире, где в каждый момент проходит так много кармы сегодняшней жизни, что нам действительно легче увидеть прошлое, чем настоящее. Человеку проще обернуться назад, рассматривая все, что он уже пережил, — мысли, которые он накопил благодаря чтению, и те, которые он усвоил из окружения, чтобы понять паттерн своей жизни, чем осознать, что он всегда создает новые паттерны. Все, о чем он думал вчера, будет отдаваться эхом в его уме сегодня. Все, что он думает и делает сегодня, будет отдаваться эхом в его уме завтра. В действительности поистине сознающий человек понимает, что дней не существует. Есть только момент «Настоящего» или «Сейчас». Но в реальности хронологического времени человек задает вопрос: «Какова продолжительность Настоящего?» Означает ли это день, час, несколько минут или средний период сознательного внимания, который оценивается примерно в четыре секунды? У разных людей определение слова «Настоящее» сильно различается. Рассмотрим человека, проделывающего на протяжении дней и недель действия, которые уводят его в сторону от достижения желаемых целей. Однажды он осознает это и, оглядываясь на то, как часто он сбивался с пути, ставит вопрос: «Сейчас посмотрим, что я сделал». В некотором отношении такое мышление противоречиво. Слово «сейчас» означает настоящее. Фраза «что я сделал» означает прошлое. Для этого человека понятие «Настоящее» — это смесь многих недель в прошлом, момента осознания в настоящем и возникновения мыслей в течение нескольких секунд после этого о действиях, которые он планирует предпринять в будущем. Здесь мы задаем вопрос: «Как далеко в будущее он нацеливает свою энергию?» Таким образом, понятие «Настоящего» для этого человека вполне может быть периодом длиною в год или несколько лет. Рассмотрим этого же человека в другое время дня, когда он говорит себе: «Я голоден». Он осознал внутреннюю потребность только несколько секунд назад, позволил себе спонтанно выразить ее и, несомненно, обыграет эту потребность в течение очень короткого периода времени. В данном случае понятие «Настоящего» — это только несколько минут. Во второй половине дня этот же человек получает диплом колледжа, о котором он мечтал с юности, когда определились его жизненные цели. Он усердно работал в течение последних четырех лет и теперь должен иметь дело с тем, что будет означать для него этот лист бумаги в течение оставшейся жизни. В этом случае «Настоящее» растягивается на период многих лет. В сущности, когда человек анализирует в уме, какие предметы легко давались ему, а какие были особенно трудными, то фактически определяет те сферы, с которыми был знаком в предшествующих инкарнациях, и те сферы, которые представляют для него новый опыт в текущей жизни. Таким образом, мы видим много различных уровней, действующих в одно и то же время. Понятие «Настоящего» — это постоянно меняющаяся реальность, различная для разных индивидуумов и постоянно различающаяся для одного и того же человека. Вследствие этого легко понять, что человек живет во всех временах одновременно. И именно здесь возникает путаница для человека. Он ценит то, что длится в течение мгновений. Он ценит то, что длится неделями или месяцами. И он ценит то, что вечно. Он постоянно взвешивает важность этих различных «Настоящих», чтобы сохранить равновесие в каждый текущий момент. Некоторые люди посвящают свою жизнь чему-то, что переживет их. Таким образом, их основное понятие «Настоящего» — это время, которое они никогда не увидят. С другой стороны спектра есть люди, которые живут только текущим моментом, не заботясь о будущих последствиях своих настоящих действий, У каждого человека мы обнаруживаем тонкости мышления и паттерны поведения, которые склоняют к одной и другой крайности в одно и то же время. Это заставляет людей чувствовать себя лицемерами по отношению к себе. В конце концов они вопрошают, что такое жизнь и что они поистине поддерживают. Когда человек живет только одним моментом, более широкие «Настоящие», которые существуют в течение лет или тысяч лет, не только подхватывают его, но и имеют сильную власть над возрастающим и убывающим потоком его жизни. В то же время, когда человек пытается жить более широким «Настоящим», состоящим из многих лет прошлого и многих лет будущего, он склонен упускать спонтанность единичных промежуточных моментов. Таким образом, в первом случае человек всегда преувеличивает и чрезмерно акцентирует силу каждого момента, потому что это все, что он может увидеть. Во втором случае он недооценивает и принижает значение настоящего момента, упуская предложенную ему яркость жизни, потому что не видит важность скоротечного момента в огромной схеме широкого «Настоящего», которое он воспринимает. Все понятие времени основано на восприятии. Из того вида «Настоящего», которое воспринимает индивидуум, вытекают качества терпения и нетерпения. Тогда возникает вопрос: какое понятие «Настоящего» более важно? Этот вопрос становится особенно значимым для индивидуума, который может увидеть все эти различные «Настоящие» в одно и то же время. Достаточно интересно, что, по-видимому, существует хорошо определенный паттерн действия этих «Настоящих». Многие гуру потратили не один год своей жизни, чтобы выполнить карму прошлой инкарнации, прежде чем взяться за ту миссию, которую они должны исполнить в сегодняшней жизни. На другом конце спектра стоит индивидуум, который даже не осознает существование прошлых инкарнаций, не говоря уже о том, что они могут оказывать влияние на его сегодняшнюю жизнь. Поговорите с таким человеком. Понаблюдайте за его жизнью, и вы заметите, что в течение мгновений, дней или даже лет кажется, что какая-то часть его «ушла на обед». Он не весь здесь, скорее силы, существование которых он отрицает, постоянно тянут его к временам и местам из его прошлого. Чем больше это происходит, тем больше он теряет чувство присутствия в сфокусированном моменте «Настоящего». Человек может жить по средствам или не по средствам. Но, если человек не знает, каковы его средства, то не имеет точки отсчета, с помощью которой может понять, когда он что делает. Поскольку средства связаны с целями, человек должен знать свои цели. Но здесь человек часто приходит в замешательство. Некоторые цели — это жизненные цели, на достижение которых уходит вся жизнь. Некоторые цели — это скоротечные мгновенья, с менее удовлетворяющими наградами. А некоторые цели исходят из мотиваций, возникших в предшествующих жизнях. Таким образом, если мы говорим о целях и средствах, мы опять сталкиваемся с концепцией восприятия человеком времени. У времени есть великая тайна, которую не осознает большая часть человечества. Время обычно считают линейным измерением, двигающимся прогрессивно вперед, подобно прямой линии, движущейся слева направо или в любом другом направлении, которое предпочитает человек. Оно движется вперед по минутам, часам, дням, неделям и столетиям, хронологически производя впечатление движения в единственном направлении. Направление — это то, что дает человеку чувство пропорции. Интересно отметить, что человек, не имеющий направления или цели, кажется обладающим всем временем в мире, тогда как человек с большой целью и важным направлением кажется не имеющим времени вообще. Какова же разница между всем временем и отсутствием времени? Мы часто слышали выражение «нет времени, похожего на настоящее». У этого выражения есть более глубокий смысл, чем тот, что кажется на первый взгляд. Возьмите лист бумаги и согните его пополам. Теперь на левой стороне бумаги мелом, углем или подобными материалами проведите волнистую линию от левого края листа до центрального сгиба. Волны не должны быть одинаковыми. В действительности вы намного лучше поймете всю концепцию времени и кармы, если они не будут одинаковыми. Когда вы сделаете это, сложите лист бумаги по сгибу и проведите по нему рукой, чтобы волнистая линия, нарисованная на левой стороне листа, перенеслась на его правую сторону. Теперь раскройте лист бумаги и посмотрите на волнистую линию, идущую через весь лист. Отметьте, что одна сторона листа представляет точное зеркальное отражение другой. Сгиб в центре листа бумаги — это место, где находится человек в любой данный момент времени. Это фактически реальность его опыта «Настоящего». Левая сторона листа бумаги представляет его прошлое, а правая — его будущее. Можете ли вы понять на этом примере, почему гадалкам было так просто предсказывать будущее человека? Они фактически всегда смотрели на отражение или зеркальный образ прошлого. Проницательный предсказатель, способный поместить человека в его собственное индивидуальное «Настоящее» и знающий, какую власть дает человек своему прошлому над своим будущим, просто рассматривает прошлое индивидуума и оценивает, где человек находится сейчас. Затем, глядя на правую сторону листа или зеркальный образ прошлого, дает очень точный набросок того, что будет собой представлять будущее человека. Пики и провалы волнистой линии на левой стороне листа могут быть измерены в дюймах и приравнены к неделям, месяцам или годам. Могут быть предсказаны сходные происшествия, иногда вплоть до точной даты, отмеряя то же число дюймов и приравнивая их к дням, месяцам или годам на правой половине листа. К сожалению, большинство людей, посещающих предсказателей, проводят свое будущее, повторяя прошлое. Чем больше человек держится за воспоминания, хорошие или плохие, тем более предсказуемо его будущее, потому что оно поистине не в его собственных руках, а в отражении его воспоминаний на противоположной стороне листа. Волнистая линия с левой стороны бумаги, символизирующая прошлое, имеет большую протяженность. Большая протяженность свойственна и отражению будущего, символизируемого волнистой линией на правой стороне листа. Но точка в центре линии, сформированная перегибом листа, не имеет направления во времени. Она не простирается к будущему и не идет из прошлого. Наиболее удивительный факт заключается в том, что при сгибании листа бумаги прошлое и будущее зеркально отображают друг друга, но точка в центре не воссоздается ни в прошлом, ни в будущем. Это временная точка, представляющая сфокусированную область опыта «Настоящего». Это центр осознания как прошлого, так и будущего, наряду с осознанием, что существует только «Настоящее». Возвращаясь назад к приведенной ранее аналогии об индивидууме, пытающемся жить во всем времени, и индивидууме, живущим только данным моментом, мы должны рассмотреть еще один фактор, чтобы прояснить картину. Казалось бы, что индивидуум, живущий только данным моментом, живет в «Настоящем». Но это необязательно так! Чтобы понять это, возьмите лист бумаги и согните его снова, чтобы сгиб оказался на расстоянии примерно полдюйма от изначального сгиба. Разверните лист и посмотрите на него. Вы столкнулись со вторым «Настоящим». Если бы вы продолжили сгибать лист, то было бы третье «Настоящее» и т.д. Но ни одно из них не представляет «Настоящее», о котором я говорю. Они созданы в результате мощной тенденции прошлого отражаться в будущем. И они отражаются в жизни индивидуума, который живет последовательностью настоящих моментов, не находясь в истинном контакте с той единственной точкой в центре листа бумаги — единственным подлинным опытом «Настоящего». Существует образное выражение, что все изменяется, но ничего не меняется. Закон причины и следствия, в сущности основа кармы, имеет глубокие корни в значении этой фразы. Для некоторых жизнь — это серия изменений, не ведущих ни к какой перемене. Для других жизнь — это серия изменений, ведущих к большой перемене. Для третьих паттерны жизненных событий, по-видимому, вовсе не меняются. Истинное «Настоящее», находящееся в центре листа бумаги, видит изменения в прошлом и будущем и постоянно внутренне изменяется. Но, хотя оно постоянно изменяется, оно никогда не удаляется от центра листа бумаги. И в этом смысле, на более глубоком уровне, оно не меняется. Если человек постоянно отзывается на эхо своего прошлого, мысленно переносясь при этом к обещанию будущего, он не перестает сдвигать эту точку на листе бумаги слева направо. Каждый раз, когда он сдвигает точку влево, он «черпает» свое прошлое. Потом по закону равного противодействия он будет сдвигать эту точку вправо к будущему, которое воссоздаст его прошлое, — так живет человек в кармических условиях. Его прошлое было серией неудач и успехов. А в тот момент, когда человек думает о нем, он автоматически проецирует такие же мысли в свое будущее. Вряд ли проходят хотя бы пять минут, чтобы человек не испытывал некоторые мысли о своем прошлом. Он делает так, потому что это дает ему надежность и уверенность в будущем. Это заставляет его ощущать, что он имеет некоторый контроль над тем, что позднее произойдет в его жизни. Человек не осознает, что, постоянно прыгая от прошлого к будущему, он сильно истощает свою энергию. Он живет в летаргическом состоянии «преддверия ада», где постоянные действия и противодействия управляют каждым его мгновением. Поэтому он никогда полностью не осознает потенциал, предназначенный ему Богом. Он живет в мире иллюзии, считая, что движется куда-то со своей линейной концепцией времени, посредством которой (в соответствии с собственным набором ценностей) измеряет свой прогресс. Попытка жить в «Настоящем» страшит многих людей, потому что это означает, что индивидуум больше не держится за свое прошлое или не беспокоится о своем будущем. Интересно отметить, что паттерн, которому следовали люди, способные добиться жизни в «Настоящем», всегда был сходен. Индивидуум, который постоянно проецирует свою жизнь в будущее, намереваясь изменить мир к лучшему, в конце концов будет очень разочарован, когда обнаружит, что мир достаточно хорош. Он в сущности сделает открытие, что все является таким, каким должно быть. Индивидуум, постоянно задерживающийся на прошлых несправедливостях, которые он претерпел, в итоге осознает, что не может изменить мир прошлого. Когда Будда двадцать девять дней сидел под деревом знаний, ища ответ на величайший вопрос жизни, он в конце концов пришел к пониманию, что ключ к жизни — это «быть». Проецируя свою энергию в будущее или прошлое, человек теряет чувство бытия в настоящем. «Настоящее» — это мгновение, когда вы читаете это предложение, и чем больше вы задумываетесь о том, как оно может в будущем исправить ошибки, совершенные вами в прошлом, тем меньше вы находитесь в контакте с «Настоящим» этого предложения. Всем индивидуумам, пытающимся возвысить свою прошлую карму через преодоление давно установившихся паттернов привычек, удается сделать это одним и тем же путем. Алкоголик, преодолевающий свою привычку, молится: «Боже, помоги мне справиться с этим в течение дня». Курильщик, старающийся покончить со своей привычкой, использует тот же метод. В действительности фокус «Настоящего» может быть сужен до дня или часа, или нескольких минут, пока человек не сможет привести себя в гармонию со своим опытом «Настоящего». Путь каждого человека, который справился с собой, всегда был связан с осознанием, что слишком много прошлого или слишком много будущего оставляет слишком мало творческой энергии для полного выражения в «Настоящем». Возможно, один из лучших способов понимания, что такое «Настоящее», — рассмотреть позицию писателя, когда он в гармонии с собой. Он испытывает радость при написании, участвуя в творческом процессе. Радость читателя приходит позже, когда, читая, он участвует в творческом процессе. Когда же позже читатели поздравляют писателя с хорошо выполненной работой, ему мало что остается сказать, так как это не является частью его опыта «Настоящего». Другой пример — это индивидуум, испытывающий опасение насчет будущего в соединении с изрядными сожалениями из прошлого, так что он вообще не может видеть настоящего. Рассмотрим дальше: изучающий астрологию ждет определенного транзита, который улучшит события в его жизни. Пока же нет данного транзита, он создает неустойчивость в остальном своем существовании, не используя все другие энергии, которые доступны ему сейчас. Чтобы жить в «Настоящем», человек должен понимать тот факт, что «нет времени» за исключением того, которое он может использовать. Вопросы и проблемы, решения которых человек ищет в будущем, подталкивают его к концепции времени, которое он не может еще использовать. Оно не существует. Все его размышления не могут дать ему ответ, который он ищет, потому что, чем больше он размышляет, тем больше покидает «Настоящее». Есть люди, испытывающие депрессию, вытекающую из неудач или неприятия в прошлом, которого сейчас не существует, или из убеждений, что они не могут соответствовать собственным ожиданиям в будущем, которого также не существует. Поразительная особенность этой депрессии заключается в том, что каждый раз, когда индивидуум имеет возможность выговориться другому человеку, он выходит из своего подавленного состояния, только чтобы вернуться в него позднее. Реально происходит то, что при благосклонном отношении слушателя он испытывает «Настоящее», а когда слушателя больше нет — быстро соскальзывает назад в прошлые проблемы, которые не может решить. Это во многом похоже на человека, который хочет положить деньги в банк в воскресенье, когда он закрыт. Его желание действовать обречено на неудачу, потому что он не справляется с «Настоящим», а пытается заставить открыться банк, который откроется сам днем позже. Индивидуум, который тратит всю неделю, планируя скосить лужайку в субботу, не только упускает «Настоящее» каждого дня, но и встает вопрос, что он будет делать в субботу, если пойдет дождь? Все эти примеры показывают, что очень легко не принимать жизнь каждым днем. Живя каждым днем, жизнь становится более простой и легкой, чем когда она усложнена проблемами, не существующими в настоящем. Жизнь каждым днем — это только первый шаг к приближению «Настоящего». Второй шаг для человека — это понять, какую часть дня он старается жить данным временем. Если утром человек думает о послеобеденном времени, днем — о вечере и об утре, а вечером думает о прошедшем дне и о том, что будет делать на следующий день, он поистине не живет в «Настоящем». Хотя он сузил свое восприятие примерно до двадцатичетырехчасового интервала, он может постоянно разочаровываться, живя впереди или позади себя, а не функционируя наилучшим образом в каждый момент. При рассмотрении того, что человек будет делать дальше, полнота радости, которую может содержать текущий момент, рассеивается. Чувство присутствия у человека становится монотонным и тусклым, так как он позволяет себе свободно «разливаться» во времени, которого сейчас не существует. Музыкант, упражняющийся на своем инструменте, поступит наилучшим образом, если сумеет сфокусировать все внимание, координацию и все свое существо на конкретной ноте, которую он играет в данный момент. Он един со своим инструментом. Однако в тот момент, когда его мысли начинают блуждать и он думает о том, как его исполнение воспринимается слушателями, он теряет «Настоящее». Поступая так, он фактически создает временное запаздывание, и, если он воспринимает какую-то негативную обратную связь от своих слушателей, то теряет единство с инструментом и начинает делать ошибки. Это во многом похоже на баскетболиста, ведущего превосходную игру, пока он не осознает, что за ним наблюдают пять тысяч зрителей. Тогда он начинает воспринимать себя через пять тысяч различных «Настоящих» вместо своего собственного, создавая большую вероятность того, что он допустит ошибку в результате потери контакта с собой. Это ведет нас еще к одному определению «Настоящего», которое основано на том, как человек воспринимает «Здесь». Мы живем в огромном мире, где все время происходит множество событий во многих местах. Газеты и средства массовой информации каждый день привлекают наше внимание ко всем частям земного шара. Громкий шум на улицах режет нам уши и уводит наше внимание от присутствия в себе. Точно таким же образом, как есть единственное «Настоящее», есть и единственное «Здесь». «Здесь» — это центр сознания индивидуума прямо «Сейчас». Если человек работает над тем, чтобы овладеть секретом времени, но не может овладеть секретом «Здесь», он все еще упускает изрядную долю «Настоящего». Разум — это очень странная вещь. С помощью воображения ему нравится все время странствовать по различным местам. Возьмем человека, думающего о дорогом ему человеке, который сейчас далеко. Рассмотрим другого человека, который во время повседневной работы представляет себе, где он проведет свой отпуск. Рассмотрим еще одного человека, думающего о необходимости пойти за покупками и о том, в каком магазине сейчас распродажа. Во всех приведенных случаях разум странствует по разным местам, уносясь от спонтанности настоящего момента. Людям свойственна тенденция охранять близких людей. Они «путешествуют» через почтовые ящики, держась за свои письма, пока не удостоверятся, что письма достигли места назначения. Они «путешествуют» через телефонные линии, задерживаясь в умах других людей, пока не убедятся в том, что все, что они сказали, было принято. Можете ли вы себе представить, сколько людей, мест, вещей и идей способен вместить разум человека в любой данный момент? Это причина того, почему большинство людей так измучено в конце дня — они стараются вместить в каждый момент слишком много времен и мест. «Настоящее» — это время, в котором вы находитесь в этот момент. Но оно также привязано к месту, в котором вы находитесь в этот момент. Если вы рисуете картину, «Настоящее» — это конкретный мазок кисти, который вы делаете в этот момент. Наблюдения за великими художниками и музыкантами показывают, что они не обращают никакого внимания на все постороннее и полностью поглощены тем, что они делают. Невзирая на то, в какую работу, игру или обязанность вовлечен индивидуум, его «Настоящее» — это сфокусированное вовлечение в данный момент. Но очень важно, чтобы он осознавал, что его «здесь» достигается не попыткой жить через других, а старанием оставаться в себе — единственном реальном источнике всего, что может исходить от человека. Большинству людей свойственна тенденция вести свою жизнь через других, всегда в тайне вопрошая о балансе отданного и полученного во взаимоотношениях. Они держаться за чужие мечты и поэтому должны жить в местах других людей, нарушая собственное чувство «Здесь». Представьте мир гигантским океаном, а каждого человека — капелькой воды в нем. Насколько мы крошечны и незначимы, однако в каждой капле воды заключена модель всего океана. Капля воды не должна находиться в другом месте и другом времени, чем то, в котором она находится. Вместо этого она может гармонично смешаться со всем тем, что окружает ее в момент «Настоящего». Даже индивидуумы, которые живут в «Настоящем» и, следовательно, растрачивают меньше энергии (а в результате достигают многого), каждый раз теряют свое чувство «Настоящего», когда оглядываются на свои достижения. Все существующее в мыслях человека, что не может быть рассмотрено в точное время и точном месте нахождения человека, только отвлекает его от реальности «Настоящего». Цель жизни — не только развить Душу, но и быть счастливым в этом процессе. Таким образом, путешествие по карме так же важно, как и место назначения. Изучает ли человек астрологию или нет, он все же будет пожинать следствия инь/ян своих мыслей и действий в предшествующих инкарнациях. Нет сомнения в том, что в определенной степени человек создает и встречается со следствиями всего, что он создал в текущей жизни. Но в момент, когда он встает и громко хлопает в ладоши, он испытывает чистую сущность «Настоящего». Все принципы Дзэн стремятся научить индивидуума испытывать «Настоящее», так как это единственный путь для человека, чтобы прекратить возвращаться к прошлому, принося его в настоящее, жалуясь на него и продолжая сочувственно отзываться на эхо того, чего больше нет. Чем больше человек сохраняет воспоминания прошлого, тем больше оно становится его настоящим. Чем больше он делает это, тем больше упускает фактическую сущность опыта «Настоящего». Думает ли человек хорошо или плохо о себе из-за прошлых кармических обстоятельств, ему свойственна сильная тенденция оценивать свою добродетель относительно концепции Бога, сформулированной другими тысячи лет назад. Это мешает его осознанию «живого Бога» в «Настоящем», дающего и прощающего Бога, которого не столько заботит то, что делал человек тысячи лет назад, как то, что он делает сейчас. Астрология — это язык. Это один из множества способов познать Бога. Проблема всегда заключалась в том, что большая часть человечества рассматривает Бога как внешнюю силу. В результате этого они ищут Бога в вещах, обстоятельствах, людях и событиях вне себя. Когда они делают это, то покидают центр своего существования и теряют истинную сущность «Здесь и Сейчас» — ту яркую реальность, которую побуждает их испытать живущий в них Бог. Одна из важнейших заслуг астрологии — разрушение барьеров между различными религиями. Астрология учит, что индивидуум, невзирая на его религию, пол или вероучение, — это во многом карта его рождения. В то же время существенный недостаток астрологии — это содействие мифу, что Бог вне индивидуума. Даже духовно ориентированные астрологи «проповедуют», что человек должен использовать свою карту рождения, чтобы стремиться в направлении эволюции. Здесь человек сталкивается с духовным эго, которое ничуть не меньше отвлекает его от истинной сущности, чем его персональное эго. Процесс эволюции естественен. При наличии или отсутствии желания и стремления саженец вырастет в дерево. Имеет ли саженец желание или нет, он станет деревом в соответствующее время. Ребенок станет взрослым, когда он готов к этому, невзирая на то, будет ли кто-то пытаться ускорить или замедлить процесс. Важная особенность заключается в том, что красота саженца или дерева, ребенка или взрослого не в том, каким он однажды станет, — так как это время еще не существует — а скорее в функции, сущности присутствия и полноте, выражающейся в «Настоящем». Именно на этом должна сосредоточить внимание астрология, если мы, как человечество и как вселенная, должны соединиться вместе в вечном единстве, которое существует и которое мы можем увидеть лишь мельком в редкие моменты.
|
|||
|