![]()
|
|||||||
Описание методикиОписание методики Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми. Проведение обследования. Диагностика форм общения проводится следующим образом. Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.
Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог (педагог) заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола (табл. 3.2). Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию. В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению (это отмечается в протоколе, см. графы 2, 3, 4), взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения (отмечается в графах 5—10 протокола). В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей: - порядок выбора ситуаций; - основной объект внимания в первые минуты опыта; - характер активности по отношению к объекту внимания; I - уровень комфортности во время эксперимента; - анализ речевых высказываний детей; - желательная для ребенка продолжительность деятельности. Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций: 1-я ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение; 2-я ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение; 3-я ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
|
|||||||
|