|
||||||||
Текст.. Физминутка.Текст. Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока. Город тянулся к лесу, протягивал в чащи мрачные щупальца дорог, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжкого дыхания. А лес неподвижно смотрел на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой. Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить. (По Н. Никонову). 2) беседа: - Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса). - Подберите к нему заголовок так, чтобы в нем отражалась тема текста. - Что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему) - Можете ли вы сразу определить основную мысль текста? С какой целью его создал автор? - Для вас это еще трудно и для этого мы должны поработать с ним - Мы определим основную мысль текста в конце работы. А) Работа над лексическими особенностями текста: - Давайте посмотрим, какие эпитеты использует автор, характеризуя лес и город? - Какие метафоры использует автор? (Вспомнить, что такое метафора) - Какие олицетворения использует автор? По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).
- Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром 5. Физминутка. Б) Работа над грамматическими средствами образности: - Обратимся к глаголам, характеризующим действия города. Какие из них соответствуют схеме? Протягивал, выбрасывал. - Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен). - Найдите в глаголах, характеризующих лес, также три глагола, соответствующих этой схеме. (Работа у доски) - Как они изображают лес? Рассеивал, разлагал, возвращал В) Выявление синтаксических особенностей данного текста. - Сравните строение предложений, рисующих действия города и леса: Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. [ O, O, O, O, O…]. Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа. [ ], но [ ] (первое предложение - простое, осложнено однородными сказуемыми, связанными интонацией. Это подчеркивает динамику движения, желание во что бы то ни стало захватить, взять. Второе предложение – сложное союзное со значением противопоставления. При чтении его выдерживается пауза, что указывает на неспешность, спокойствие, смирение). Это ССП с противительным союзом → противопоставление леса и города. Синтаксический разбор первого предложения. - Какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы определим основную мысль текста. - Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются другие предметы? (учащиеся высказывают предположения). - Давайте проверим наши предположения. Прочитаем вторую часть текста Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить. - Какие противопоставления есть в тексте? - Наши предположения оказались верны: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы. - Какова же основная мысль текста? Для чего он написан? ( каждый из нас должен помнить, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания). - Какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).
|
||||||||
|