Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Текст.. Физминутка.



Текст.

Лес и город. Город и лес. Разные порождения одной Вселенной. Такие разные и никак не совмещающиеся пока.

Город тянулся к лесу, протягивал в чащи мрачные щупальца дорог, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжкого дыхания. А лес неподвижно смотрел на его осторожное, но настойчивое приближение. Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа. Лес рассеивал дым, разлагал едкий газ, возвращал городу чистыми ночными ветрами. Лес по каплям копил чистую влагу и слал ее городу, а город пил ее ненасытно и выбрасывал грязной рекой.

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

(По Н. Никонову).

2) беседа:

- Определите тему текста. О чем он? (об отношениях города и леса).

- Подберите к нему заголовок так, чтобы в нем отражалась тема текста.

- Что отражает заголовок: тему или основную мысль? (тему)

- Можете ли вы сразу определить основную мысль текста? С какой целью его создал автор?

- Для вас это еще трудно и для этого мы должны поработать с ним

- Мы определим основную мысль текста в конце работы.

А) Работа над лексическими особенностями текста:

- Давайте посмотрим, какие эпитеты использует автор, характеризуя лес и город?

- Какие метафоры использует автор? (Вспомнить, что такое метафора)

- Какие олицетворения использует автор?

По мере анализа текста заполняется таблица, определяются изобразительные средства (все воспроизводится на экране).

Город Лес
   
мрачные щупальца дорог гарь тяжкого дыхания паутины проводов тянулся протягивал дышал выбрасывал чистые ночные ветра чистая влага смотрел мог жить и ждать рассеивал разлагал возвращал

- Какие краски появляются благодаря использованию этих изобразительных средств? (образ города создается с помощью темных тонов – выхлопных газов, темного дыма, серого железа; в обрисовке леса использованы светлые краски, от них словно веет свежим ветром

5. Физминутка.

Б) Работа над грамматическими средствами образности:

- Обратимся к глаголам, характеризующим действия города. Какие из них соответствуют схеме?

Протягивал, выбрасывал.

- Что можно сказать о городе на основе данных наблюдений? (город представляется великаном, чудовищем, постоянно требует пищи и все-таки остается ненасытным, каждый раз прося все больше и больше, ничего не давая взамен).

- Найдите в глаголах, характеризующих лес, также три глагола, соответствующих этой схеме. (Работа у доски)

- Как они изображают лес?

Рассеивал, разлагал, возвращал

В) Выявление синтаксических особенностей данного текста.

- Сравните строение предложений, рисующих действия города и леса:

Город тянулся к лесу, простирал, протягивал в чащи уверенные щупальца-дороги, тянул паутины проводов, дышал гарью тяжелого дыхания. [ O, O, O, O, O…].

Лес не умел ни бояться, ни роптать, но он мог лишь жить и ждать своего часа. [ ], но [ ]

(первое предложение - простое, осложнено однородными сказуемыми, связанными интонацией. Это подчеркивает динамику движения, желание во что бы то ни стало захватить, взять.

Второе предложение – сложное союзное со значением противопоставления. При чтении его выдерживается пауза, что указывает на неспешность, спокойствие, смирение).

Это ССП с противительным союзом → противопоставление леса и города.

Синтаксический разбор первого предложения.

- Какова цель противопоставления? Ответив на этот вопрос, мы определим основную мысль текста.

- Автору удалось создать живые образы, но только ли о городе и лесе он говорит? Может быть, под образами города и леса подразумеваются другие предметы? (учащиеся высказывают предположения).

- Давайте проверим наши предположения. Прочитаем вторую часть текста

Лес и город. Город и лес. Торжество человека и торжество природы. Кто знает, как долго будут они считаться неравными и почти врагами с тех еще пор, когда рожденное лесом косматое существо подняло на него свою лапу с камнем-рубилом и первое дерево со стоном пало к его ногам. Кто знает, сколько еще будет длиться наступление человечества на то, что было от века его жильем, пищей, прибежищем, одевало, хранило, грело, давало дышать и жить.

- Какие противопоставления есть в тексте?

- Наши предположения оказались верны: город олицетворяет человека, его жадность, а лес – весь огромный мир природы.

- Какова же основная мысль текста? Для чего он написан?

( каждый из нас должен помнить, что является частью огромного мира и не может растрачивать и уничтожать то, что сам не создавал. Автор привлекает внимание читателя к проблеме уничтожения человеком живой природы, его естественной среды обитания).

- Какие вы можете привести факты в подтверждение того, что проблема эта достаточно серьезна в наше время? (экологические катастрофы, проблемы глобального потепления).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.