|
|||
Упражнение.. Гроза в горах. Вопросы и задания ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 3. Упражнение. Прочитайте рассказ А.И. Солженицына из цикла «Крохотки». Ответьте на вопросы и выполните задания. Гроза в горах Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Мы выползли из палаток – и затаились. Она шла к нам через Хребет. Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твердая земля, – и снова всё было мрак и бездна. Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сияние белое, сияние розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть. Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек. Стрелами Саваофа молнии падали сверху на Хребет, дробились в змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая всё живое. И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах. Вопросы и задания 1. Определите вид композиции рассказа: линейная, инверсионная или кольцевая. Аргументируйте свой ответ. 2. Сравните зачин и концовку рассказа Солженицына. Как и почему меняется эмоциональное состояние рассказчика и его спутников, их отношение к грозе? Как эти изменения выражены в лексике и синтаксисе текста? Найдите примеры эмоционально окрашенной лексики и прокомментируйте их. 3. Попробуйте заменить союз «и» в начале последнего абзаца союзом «а»: изменится ли смысл концовки? 4. Вспомните, кто такой Саваоф, и объясните, какую роль в рассказе играет упоминание его имени. С какой целью автор использует олицетворения и сравнения? Какие эмоции переданы с помощью градации? Объясните смысл оксюморона «ничтожной и благодарной частицей» в последнем абзаце. 5. Найдите в тексте рассказа предложение (группу предложений, абзац), в котором заключена главная мысль текста. Аргументируйте своё мнение. 6. Сформулируйте главную мысль текста самостоятельно, используя такой зачин: «Солженицын в рассказе «Гроза в горах» открывает/передаёт/осознаёт/ помогает читателю понять…».
|
|||
|