Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Упражнение.. Гроза в горах. Вопросы и задания



3. Упражнение.

Прочитайте рассказ А.И. Солженицына из цикла «Крохотки». Ответьте на вопросы и выполните задания.

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Мы выползли из палаток – и затаились. Она шла к нам через Хребет.

Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твердая земля, – и снова всё было мрак и бездна.

Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сияние белое, сияние розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть.

Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек. Стрелами Саваофа молнии падали сверху на Хребет, дробились в змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая всё живое.

И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах.

Вопросы и задания

1. Определите вид композиции рассказа: линейная, инверсионная или кольцевая. Аргументируйте свой ответ.

2. Сравните зачин и концовку рассказа Солженицына. Как и почему меняется эмоциональное состояние рассказчика и его спутников, их отношение к грозе? Как эти изменения выражены в лексике и синтаксисе текста? Найдите примеры эмоционально окрашенной лексики и прокомментируйте их.

3. Попробуйте заменить союз «и» в начале последнего абзаца союзом «а»: изменится ли смысл концовки?

4. Вспомните, кто такой Саваоф, и объясните, какую роль в рассказе играет упоминание его имени. С какой целью автор использует олицетворения и сравнения? Какие эмоции переданы с помощью градации? Объясните смысл оксюморона «ничтожной и благодарной частицей» в последнем абзаце.

5. Найдите в тексте рассказа предложение (группу предложений, абзац), в котором заключена главная мысль текста. Аргументируйте своё мнение.

6. Сформулируйте главную мысль текста самостоятельно, используя такой зачин: «Солженицын в рассказе «Гроза в горах» открывает/передаёт/осознаёт/ помогает читателю понять…».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.