|
||||
Задание. III. Изучение темы урока. Основные критерии, характеризующие естественную экосистему.. Линия сравнения. Задание ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Задание 1) Вспомните и назовите основные компоненты природного сообщества, экосистемы. III. Изучение темы урока 2) Что делает эту систему устойчивой? (Круговорот веществ и поток энергии в цепях питания). 3) Существуют ли в городе такие же компоненты, как и в экосистеме? (Да).
Задание Назовите организмы, представляющие эти компоненты в городской среде. 1. «Окружающая среда»: назовите (перечислите) факторы неживой природы – абиогенные. Основные критерии, характеризующие естественную экосистему. Вопрос: Как вы думаете: какая система более устойчива и почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравните город и естественную экосистему, дайте оценку («больше», «меньше» (более или менее разнообразна), «хуже», «лучше», «сильнее», «слабее») по отдельным критериям. Результаты сравнения занести в таблицу (она называется концептуальная и предназначена для сравнительной характеристики). Линия сравнения | Экосистема | Урбосистема | ||
СОСТАВ: 1. Видовое разнообразие 2. Число видов 3. Плотность 4. Устойчивость |
| |||
СТРУКТУРА: 1. Морфологическая 2. Пространственная 3. Трофическая |
| |||
ПРОДУКТИВНОСТЬ: 1. Первичная ← автотрофы 2. Вторичная ← гетеротрофы |
| |||
Факторы окружающей среды (абиотические): 1) свет (освещённость), УФО 2) температура, 3) влажность 4) ветер, 5) радиация, 6) состав почв 7) состав воздуха, 8) состав воды 9) рельеф |
| |||
Задание
Давайте обсудим отличительные особенности перечисленных факторов неживой природы (абиотических) в городской среде.
Урбосистема обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при её изучении, характеристике и развитии.
1. Рассмотрите схему «Урбосистема». Назовите основные элементы урбосистемы.
2. Сравните потоки вещества и энергии в городе и в естественной экосистеме. Чем они отличаются?
(Варианты ответов: разные источники, излишки отходов, загрязнения, регулируются человеком….)
Теперь можно вернуться к вопросу: почему антропогенная система – город менее устойчивая? Выскажите свои мнения, аргументируйте.
Обобщение:
1. Город живет за счет энергии, пищи, воды, ресурсов, поступающих из других экосистем.
2. Круговорот таких систем разорван.
3. В городах образуется огромное количество отходов.
4. Особенные почвенно-климатические условия.
5. Город обеднён видами живых организмов.
6. Значительные антропогенные нагрузки.
7. Городская экосистема не уравновешена, следовательно, она не может существовать без регулирующей деятельности человека.
Задание.Неумелое управление приводит к противоречиям между отдельными элементами урбосистемы и к возникновению экологических проблем городов. Назовите известные вам экологические проблемы городов?
(Варианты ответов: Загрязнение воды, почв, воздуха, рост городов и населения и т.д.)
Обобщим и сформулируем их точнее:
1 – возрастающее поглощение городами площадей земли;
2 – истощение природных ресурсов;
3 – загрязнение окружающей среды выбросами и стоками;
4 – уничтожение природных экосистем и их разрушение;
5 – удаление человека от природы;
6 – ухудшение здоровья людей.
Задание.Проанализируйтесхему «Урбосистема»и ответьте на вопросы.
1. Какие области человеческих знаний позволяют осуществлять связь между элементами (подсистемами) урбосистемы?
2. Возможно ли найти пути решения экологических проблем с целью сохранения среды обитания, пригодной для жизни и обеспечения стабильности функционирования урбосистемы?
Заключение урока.
Мы достигли цели нашего урока: выяснили, что город – это тоже экосистема со своими специфическими особенностями, обусловленными тем, что эта система – творение человеческих рук и разума (т.е. антропогенная).
Вывод:
Город – это искусственная экосистема - урбосистема. Для обеспечения стабильности функционирования урбосистемы необходимо прийти к пониманию причин экологических проблем города как экосистемы, чтобы найти пути их своевременного устранения и сохранить среду обитания, пригодную для жизни.
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|