Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание. III. Изучение темы урока. Основные критерии, характеризующие естественную экосистему.. Линия сравнения. Задание



Задание

1) Вспомните и назовите основные компоненты природного сообщества, экосистемы.

III. Изучение темы урока

2) Что делает эту систему устойчивой? (Круговорот веществ и поток энергии в цепях питания).

3) Существуют ли в городе такие же компоненты, как и в экосистеме? (Да).

 

Задание

 Назовите организмы, представляющие эти компоненты в городской среде.

1.  «Окружающая среда»: назовите (перечислите) факторы неживой природы – абиогенные.

Основные критерии, характеризующие естественную экосистему.

Вопрос:  Как вы думаете: какая система более устойчива и почему? 

Чтобы ответить на этот вопрос, сравните город и естественную экосистему, дайте оценку («больше», «меньше» (более или менее разнообразна), «хуже», «лучше», «сильнее», «слабее») по отдельным критериям.

Результаты сравнения занести в таблицу (она называется концептуальная и предназначена для сравнительной характеристики). 

Линия сравнения

Экосистема Урбосистема
СОСТАВ: 1. Видовое разнообразие 2. Число видов 3. Плотность 4. Устойчивость

 

 
СТРУКТУРА: 1. Морфологическая 2. Пространственная 3. Трофическая

 

 
ПРОДУКТИВНОСТЬ: 1. Первичная  ← автотрофы 2. Вторичная ← гетеротрофы

 

 
Факторы окружающей среды (абиотические): 1) свет (освещённость), УФО 2) температура, 3) влажность 4) ветер, 5) радиация, 6) состав почв 7) состав воздуха, 8) состав воды 9) рельеф

 

 
       

 

Задание

 Давайте обсудим отличительные особенности перечисленных факторов неживой природы (абиотических) в городской среде.

 Урбосистема обладает рядом особенностей, которые необходимо учитывать при её изучении, характеристике и развитии.

 

1. Рассмотрите схему «Урбосистема». Назовите основные элементы урбосистемы.

2. Сравните потоки вещества и энергии в городе и в естественной экосистеме. Чем они отличаются?

(Варианты ответов: разные источники, излишки отходов, загрязнения, регулируются человеком….)

Теперь можно вернуться к вопросу: почему антропогенная система – город менее устойчивая? Выскажите свои мнения, аргументируйте.

Обобщение:

   1. Город живет за счет энергии, пищи, воды, ресурсов, поступающих из других экосистем.

   2. Круговорот таких систем разорван.

   3. В городах образуется огромное количество отходов.

   4. Особенные почвенно-климатические условия.

   5. Город обеднён видами живых организмов.

   6. Значительные антропогенные нагрузки.

   7. Городская экосистема не уравновешена, следовательно, она не может существовать без регулирующей деятельности человека.

 

 Задание.Неумелое управление приводит к противоречиям между отдельными элементами урбосистемы и к возникновению экологических проблем городов. Назовите известные вам экологические проблемы городов?

(Варианты ответов: Загрязнение воды, почв, воздуха, рост городов и населения и т.д.)

    

Обобщим и сформулируем их точнее:

1 – возрастающее поглощение городами площадей земли;

2 – истощение природных ресурсов;

3 – загрязнение окружающей среды выбросами и стоками;

4 – уничтожение природных экосистем и их разрушение;

5 – удаление человека от природы;

6 – ухудшение здоровья людей.

 

Задание.Проанализируйтесхему «Урбосистема»и ответьте на вопросы.

 1. Какие области человеческих знаний позволяют осуществлять связь между элементами (подсистемами) урбосистемы?

 2. Возможно ли найти пути решения экологических проблем с целью сохранения среды обитания, пригодной для жизни и обеспечения стабильности функционирования урбосистемы?

 

Заключение урока. 

Мы достигли цели нашего урока: выяснили, что город – это тоже экосистема со своими специфическими особенностями, обусловленными тем, что эта система – творение человеческих рук и разума (т.е. антропогенная).

Вывод:     

Город – это искусственная экосистема - урбосистема. Для обеспечения стабильности функционирования урбосистемы необходимо прийти к пониманию причин экологических проблем города как экосистемы, чтобы найти пути их своевременного устранения и сохранить среду обитания, пригодную для жизни.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.