|
|||
Притч.19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Притч.19:16. Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет. Притч.19:17. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. Притч.19:18. Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Притч.19:19. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его. Притч.19:20. Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым. Притч.19:21. Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом. Притч.19:22. Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый. Притч.19:23. Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его. Притч.19:24. Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего. Притч.19:25. Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. Притч.19:26. Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный. Притч.19:27. Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума. Притч.19:28. Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду. Притч.19:29. Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых. Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю (Втор 31.15), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1; Мф 10.42;Мф 25.40). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах (Притч 13.25, 23.13). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол (Еф 6.4); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19), которым Он управляет всем (ср.Притч 16.1). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср.Притч 16.27). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср.Притч 12.27) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).
|
|||
|