Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Книга Притчей Соломоновых.. Толкование профессора Александра Павловича Лопухина. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и



Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 19

1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч.19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и при­том глупый.

Притч.19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступит­ся.

Притч.19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Го­с­по­да.

Притч.19:4. Богат­с­т­во прибавляет много друзей, а бедный оставляет­ся и другом сво­им.

Притч.19:5. Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, не спасет­ся.

Притч.19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, дела­ю­щему подарки.

Притч.19:7. Бедного не­на­видят все братья его, тем паче друзья его удаляют­ся от него: гонит­ся за ними, чтобы по­говорить, но и этого нет.

Притч.19:8. Кто при­обретает ра­зу­м, тот любит душу свою; кто наблюдает бла­го­ра­зу­мие, тот находит бла­го­.

Притч.19:9. Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, по­гибнет.

Притч.19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу го­с­по­д­с­т­во над князьями.

Притч.19:11. Благора­зу­мие делает человека медлен­ным на гнев, и слава для него – быть снисходи­тель­ным к про­ступкам.

Притч.19:12. Гнев царя – как рев льва, а благо­воле­ние его – как роса на траву.

Притч.19:13. Глупый сын – сокруше­ние для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.

Притч.19:14. Дом и име­ние – наслед­с­т­во от родителей, а ра­зу­мная жена – от Го­с­по­да.

Притч.19:15. Леность по­гружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово "богатый"– ашир, а не "глупый" – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6, почему и чтение данного места Притч 19.1должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.