|
|||
Книга Притчей Соломоновых.. Толкование профессора Александра Павловича Лопухина. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию иСтр 1 из 2Следующая ⇒ Книга Притчей Соломоновых. Толкование профессора Александра Павловича Лопухина (10.10.1852- 22.08.1904 г.г.) Глава 19 1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч. Притч.19:1. Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый. Притч.19:2. Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится. Притч.19:3. Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа. Притч.19:4. Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим. Притч.19:5. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется. Притч.19:6. Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки. Притч.19:7. Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет. Притч.19:8. Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо. Притч.19:9. Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет. Притч.19:10. Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями. Притч.19:11. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Притч.19:12. Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву. Притч.19:13. Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба. Притч.19:14. Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа. Притч.19:15. Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод. Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово "богатый"– ашир, а не "глупый" – кесил, как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6, почему и чтение данного места Притч 19.1должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
|
|||
|