|
|||
Певческое дыхание2.2 Певческое дыхание Певческое дыхание во многом отличается от обычного, физиологического. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, переходит в произвольно управляемый, волевой. Работа дыхательных мышц становится более интенсивной. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время пения. В певческой практике различают четыре основных типа дыхания: - ключичный или верхнегрудной, при котором активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего поднимаются плечи. Такое дыхание для пения неприемлемо; - грудной - внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается; - брюшной или диафрагмальный,- дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота; - смешанный - грудобрюшное дыхание, осуществляемое при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела спины. В вокальной практике наиболее целесообразным считается смешанный тип дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все стороны по своей окружности. В результате туловище певца как бы увеличивается в объеме в области пояса. Нижние рёбра грудной клетки при этом оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы сохраняют неподвижное положение. Вдох перед пением следует брать достаточно активно, но бесшумно. Вдох через нос способствует углублению дыхания. Навык дыхания в пении также состоит из ряда элементов: - певческая установка, обеспечивающая оптимальные условия для работы дыхательных органов; - глубокий, но умеренный по объёму вдох при помощи мышц живота и спины в области пояса; - момент задержки дыхания, в течение которого фиксируется положение вдоха и готовится атака звука на заданной высоте; - постепенный и экономный выдох; - умение распределять дыхание на всю музыкальную фразу; - регулирование подачи дыхания в связи с задачей постепенного усиления или ослабления звука. Правильное певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения. Как показали исследования, развитие певческого дыхания зависит от репертуара, вокальных упражнений, организации и дозировки певческого тренажа. Цепное дыхание - это коллективный навык, который базируется на воспитании чувства ансамбля у певцов. Основные правила цепного дыхания: - не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом; - не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри длинных нот; - дыхание брать незаметно и быстро; - вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно; - чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
|
|||
|