Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уровни сформированности навыков



 

ггГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 459

Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

 

«Рекомендовано» Педагогическим Советом Протокол от «___» ____2020 г. № ___   «Утверждено» Приказ от «____» _____2020 г. № ______ Директор ГБОУ школа №459 А.В. Суенкова

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

обучающихся 10/11 КЛАССОВ

государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

 

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение об индивидуальном итоговом проекте учащихся 10-11 классов (далее – Положение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее – Школа) является локальным нормативным актом, регламентирующим алгоритмы работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол No 2/16-з от 28.06.2016), основной образовательной программой среднего общего образования Школы.

1.2 Данное Положение регламентирует деятельность Школы по организации работы по руководству, сопровождению и оцениванию индивидуальных итоговых проектов и деятельность учащихся над индивидуальным итоговым проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.

1.3 Итоговый индивидуальный проект – учебный проект, самостоятельно выполняемый обучающимися в течение учебного года в рамках одного учебного предмета или нескольких учебных предметов, с целью демонстрации своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, а также способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, художественно-творческую, иную.

1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. В рамках проекта должна соблюдаться структура деятельности руководителя (тьютора) и обучающегося (Приложение 1).

Для обучающегося проект – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение актуальной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер и значим для самих обучающихся.

Для учителя проект – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

 1.5 Особенностью проектов на старшей ступени образования (10/11 кл.) является их исследовательский, прикладной характер, а так же реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

1.6 Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения ООП среднего общего образования. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта.

1.7 Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося уровня среднего общего образования, перешедшего на обучение ФГОС СОО, а его защита относится к процедуре итоговой аттестации при получении среднего общего образования. Публично должны быть представлены два элемента проектной работы:

- Защита темы проекта.

- Защита реализованного проекта или учебно-исследовательской работы.

1.8 Индивидуальный итоговый проект, представляемый к публичной защите, обязательно содержит оформленный в соответствии с правилами, требованиями, нормами продукт самостоятельной деятельности обучающегося.

 1.9 Формы контроля и основные критерии оценивания образовательных достижений обучающихся по курсу «Индивидуальный проект», установлены локальным актом образовательной организации – «Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 10/11 классов».

1.10 Для защиты итогового индивидуального проекта обучающихся 10/11 классов создается специальная экспертная комиссия, состав которой утверждается приказом директора школы.

 Оценивание каждого обучающегося происходит по единым критериям несколькими экспертами, что исключает субъективный фактор. Экспертная комиссия оценивает уровень сформированности метапредметных планируемых результатов обучающихся, продемонстрированный ими в ходе выполнения индивидуального итогового проекта на основании рассмотрения представленного продукта и отзыва руководителя.

1.11 Порядок хранения и использования ИИП: ИИП является имуществом образовательной организации и хранится в библиотеке в течение 3 лет с момента сдачи, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожен; в период хранения ИИП может быть выдан автору или другим лицам для чтения на месте хранения с учётом выдачи в журнале; о порядке хранения и использования ИИП автор предупреждается к моменту получения темы. Ответственный за передачу ИИП на хранение в библиотеку школы является учитель-предметник, курирующий проектную деятельность обучающихся 10/11 классов.

 


2. Цели и задачи выполнения

итогового индивидуального проекта

2.1. Цели:

2.1.1. Реализация требований ФГОС ООО и СОО к личностным и метапредметным результатам освоения образовательной программы.

2.1.2. Формирование у каждого обучающегося 10/11 классов способности к самостоятельному решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

2.1.3. Оценка уровня сформированности метапредметных результатов (познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, информационно- коммуникационных компетенций) обучающихся.

2.2. Задачи:

- создание условий, позволяющих выпускникам продемонстрировать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

- формирование у обучающихся опыта самостоятельной деятельности и саморегуляции;

- формирование опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися индивидуального итогового проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

 

3. Требования к содержанию и Направленности

итоговых индивидуальных проектов

 

3.1 Индивидуальные итоговые проекты, на уровне среднего общего образования, должны быть посвящены одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного мирового сообщества. Проектная работа должна включать не только сбор, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представлять собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное её толкование или решение. Проект должен иметь практическую направленность, быть востребованным и иметь возможность применения в той или иной сфере человеческой деятельности.

 3.2 В соответствии с примерной основной образовательной программой среднего общего образования (далее – ПООП СОО) возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское, информационное, прикладное, инженерное, социальное, бизнес-проектирование, игровое, творческое.

3.3 На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное.

3.4 Индивидуальный итоговый проект в 10/11 классах обязательно должен быть интегрированным, метапредметным или межпредметным (междисциплинарным), посвященным одной из актуальных проблем научной, культурной, политической, правовой, социальной жизни современного российского или мирового сообщества.

3.5 В соответствии с обозначенными направлениями в ПООП СОО для обучающихся 10/11 классов рекомендуются к выполнению следующие виды проектов: исследовательский, информационный, инновационный, конструкторский, инженерный, социальный, творческий, ролевой (игровой), практико-ориентированный (Приложение 2)

3.6 Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:

- письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

- художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;

- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

- отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

3.7 Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно выделить следующие:

- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;

- постеры, презентации;

- альбомы, инфографика, буклеты, брошюры, книги;

- реконструкции событий;

- эссе, рассказы, стихи, рисунки;

- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;

- документальные фильмы, мультфильмы;

- выставки, игры, тематические вечера, концерты;

- сценарии мероприятий;

- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (другие цифровые носители);

- и др.

К защите учащийся должен подготовить продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм.

4. Организация работы по выполнению итогового индивидуального проекта

4.1 Порядок работы над ИИП

4.1.1 Выбор формы и темы индивидуального итогового проекта осуществляется обучающимися самостоятельно или с помощью педагога не позднее ноября месяца текущего учебного года.

4.1.2 Руководителем (тьютором) индивидуального итогового проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог и др.

4.1.3 В качестве консультантов и соруководителей ИИП могут привлекаться сетевые и социальные партнеры школы (преподаватели вузов или иных организаций-партнеров, родители (законные представители), общественные или социокультурные организации и т.д.).

4.1.4 Классные руководители контролируют занятость всех обучающихся в проектной деятельности, информируют обучающихся и родителей (законных представителей) об ответственности за процесс и результаты выполнения ИИП.

4.1.5 Индивидуальный итоговый проект выполняется в течение одного/двух лет (согласно, утвержденной учебной программы Школы).

4.1.6 Темы индивидуальных итоговых проектов обучающихся и руководитель проекта утверждаются приказом по Школе.

4.1.7 Тема и форма индивидуального итогового проекта, научный руководитель могут быть изменены по желанию обучающихся и согласованию с классным руководителем или организатором учебно-исследовательской и проектной деятельности в школе не позднее февраля месяца текущего учебного года.

4.1.8 Тема и вид ИИП определяются самим обучающимся, но обязательно согласовывается с руководителем (тьютором) проекта. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем (или консультантом) проекта.

4.1.9 Индивидуальный итоговый проект рассматривается как компонент индивидуального учебного плана обучающегося и является инструментом индивидуализации образования с учетом индивидуальных образовательных потребностей, запросов, возможностей.

4.2 Этапы и сроки работы над ИИП

4.2.1. Обучающиеся под контролем руководителя планируют свою проектную деятельность по срокам исполнения, согласно основным этапам (фазам) жизненного цикла итогового индивидуального проекта:

1 Этап инициации (октябрь-ноябрь). Концептуальный (определение научной (предметной) сферы проекта; обоснование проблемы; формулирование темы проекта; выбор руководителя проекта).

2 Этап планирование (ноябрь-декабрь). Разработка и планирование проекта (планирование этапов работы; выбор сегмента проекта (где? для кого?); разработка рабочего плана-графика; заполнение паспорта проекта; утверждение темы проекта (издание приказа)).

3 Этап исполнение (декабрь-март). Реализации и осуществления проекта (предполагает два вида работ: поисково-информационную (исследовательскую) ипрактико-ориентированную (опытно-экспериментальную) деятельность по существу проекта.

4 Этап завершение (апрель-май). Завершающий (итоговый) этап проекта (публичная защита проекта, оценивание работы, самооценка обучающимися успешность освоения проектной деятельности)

Проект – это совокупность операций и работ, которые направлены на достижение одной цели и результата в форме уникального продукта. Для проектной деятельности характерны временные подциклы, имеющие начало и окончание. Жизненный цикл проекта – это основополагающий термин, который помогает принять правильные решения в финансовых, организационных и других вопросах.

4.2.2 Обучающиеся, совместно с руководителем, заполняют план-график (Приложение 3) проекта в котором отражаются планируемая дата исполнения работ по проекту и дата исполнения по факту. Контроль за своевременностью осуществления проектной деятельности обучающимся осуществляет руководитель проекта.

4.3 Условия эффективности проектно-исследовательской деятельности:

- Самостоятельность обучающихся в разработке проекта в сочетании с педагогическим руководством.

- Учет индивидуальных особенностей (способностей, творческих возможностей, интересов обучающегося) при выборе темы проекта.

- Практическая познавательная значимость, полезность будущего проекта, его востребованность, направленность на решение реальных проблем.

- Создание атмосферы творческой познавательной активности, демонстрация педагогом искренней заинтересованности в работе обучающегося над проектом.

- Консультирование обучающегося не только по содержанию проблемы, методам исследования, но и по рациональной организации работы над проектом.

- Учет возрастных особенностей и возможностей старшеклассников.

 

5. Требования к содержанию, структуре и оформлению итогового индивидуального проекта

5.1 Структура проекта (в печатном варианте) должна иметь строгую последовательность и содержать в себе (Приложение 4):

- титульный лист (Приложение 5);

- паспорт (содержит общую характеристику проекта, является обязательным компонентом структуры проекта) (Приложение 6);

- содержание (Приложение 7);

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список информационных источников (Приложение 8-9);

- приложения.

5.2 К проекту в обязательном порядке прилагаются:

5.2.1 Отзыв руководителя проекта (Приложение 10), содержащий краткую характеристику работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности;

б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);


в) исполнительской дисциплины;

г) при наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

5.2.2 Продукт проектной деятельности, представленный в форме: письменной работы, художественно- творческой работа, материального объекта, отчетных материалов (подробнее см. п. 3.6).

5.2.3 Портфолио проекта (папка, в которой собраны все сопутствующие материалы проекта (отчеты, планы, результаты исследований и анализа, тестирования и интервьюирования, материалы к презентации, разработанные сценарии, экскурсии и т.д.).

5.3 Общие требования к техническому оформлению проектной работы

5.3.1 Требования к техническому оформлению текста проектной работы (Приложение 11).

5.3.2 Требования к оформлению рисунков. Рисунки (схемы, графики, диаграммы) нумеруются последовательно, по всему тексту проектной работы, сквозной нумерацией. Каждый рисунок должен иметь подпись, раскрывающую его содержание (формат подписи под рисунком: кегль 10-12 пунктов, выравнивание по центру, текст полужирный). Ссылка в тексте на рисунок оформляется в круглых скобках (например: рис.1).

Пример оформления рисунка:

Рисунок 1 - Количество выпускников учреждений общего среднего образования

 

5.3.3 Требования к оформлению таблиц. Таблицы нумеруются последовательно, по всему тексту проектной работы, сквозной нумерацией. Таблицу помещают в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь тематический заголовок, раскрывающий ее содержание (формат тематического заголовка: кегль 10-12 пунктов, оформляется с абзацного отступа, текст полужирный). Ссылка в тексте на таблицу оформляется в круглых скобках (например: табл.1).

Например:

Таблица 1 - Список крупнейших озер мира по площади, их наибольшая глубина и географическое расположение (континент, страна)

Название Страна Площадь (кв.км) Глубина (м)
Байкал Россия
Ладожское Россия
Мичиган США
и т. д. .....      

 

5.3.4 Требования к оформлению цитат, сносок и ссылок на литературные источники. В научной литературе для передачи мысли автора без искажений принято дословное цитирование текста. При этом для соблюдения авторского права необходимо правильно оформлять цитаты и ссылки на источник. Ссылки оформляют, заключая номер источника из списка используемых источников в квадратные скобки. Иногда требуется указать страницы. В этом случае сначала указывают номер источника, затем через точку с запятой номер страницы. Например, [3; с. 4].

5.4 Проектная работа должна быть оформлена на бумажном носителе (согласно требованиям) и в электронном варианте. После защиты проект и сопутствующие документы передаются на хранение в школьную библиотеку.

 

6. Требования к защите итогового индивидуального проекта

6.1 Защита проекта проходит в форме публичного выступления. Публичная защита итогового индивидуального проекта демонстрирует уровень овладения обучающимися отдельных элементов проектной деятельности. В ходе защиты проекта комиссией оценивается степень свободного владения темой, грамотность речи, знание технологий, использованных для создания работы, артистизм и способность увлечь слушателя (Приложение 12).

6.2 Общее время, отведенное на защиту индивидуального проекта обучающегося, составляет не более 15 минут. Время на доклад составляет – 7-10 минут, ответы на вопросы не более 5 минут. Соблюдение регламента свидетельствует о сформированности регулятивных навыков обучающегося.

6.3 Обучающийся, не позднее чем за две недели до защиты, предоставляет проект (пояснительную записку) руководителю проекта для предварительной оценки (соответствие оформления проектной работы, установленным требованиям) и написания отзыва.

6.4 К защите проекта обучающийся представляет проектный продукт, портфолио, письменное описание проекта (пояснительную записку), соответствующее требованиям оформления, установленным настоящим Положением, отзыв руководителя.

6.5 К защите проекта обучающийся готовит доклад по следующему (примерному) плану (Приложение 13):

- тема и краткое описание сути проекта;

- актуальность проекта, его цель и задачи;

- основные этапы проекта и их задачи, методы и средства их достижения;

- характеристика (презентация) проектного продукта;

- положительные эффекты от реализации проекта, которые получит как сам автор, так и другие люди;

- ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов;

- ход реализации проекта (основные этапы работ);

- риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации;

- самоанализ успешности проектной работы, перспективы развития проекта.

6.6 Требования к техническому оформлению компьютерной презентации ИИП (Приложение 12):

- компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 10 слайдов;

- титульный лист презентации должен включать: полное наименование образовательной организации; сведения об авторе и руководителе проекта; тему проекта;

- текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела;

- слайды должны быть оформлены в едином стиле;

- презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, с лаконичным использованием анимационных и цветовых эффектов.

6.7 Для защиты ИИП создается комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее трёх человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов утверждается приказом директора школы.

6.8 Место проведения и график защиты итогового индивидуального проекта, утверждаются приказом директора Школы.

6.9 Администрация Школы для обучающихся с ОВЗ, отсутствовавших по болезни в основной срок защиты организует защиту итогового индивидуального проекта в дополнительные сроки.

6.10 Результаты выполнения ИИП оцениваются комиссией по итогам рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации учащегося и отзыва руководителя. Защита проекта считается успешной при получении определенного количества баллов. Баллы переводятся в оценку.

6.11 Информация об итогах защиты итогового индивидуального проекта доводится до обучающихся и их родителей (законных представителей) классными руководителями в индивидуальном порядке не позднее 3 календарных дней после объявления результатов аттестационной комиссией

 

7. Формы контроля И ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ

ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

7.1 Оценивание деятельности обучающихся, в процессе курса «Индивидуальный проект», сформировано с учетом выявления их интеллектуального, личностного развития, роста их компетенции в сфере проектной и исследовательской деятельности, умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно, выявления овладения обучающимися практических и теоретических основ проектной деятельности, которая рассматривается как показатель успешности/неуспешности овладения навыками работы над проектом. Оценивание образовательных достижений обучающихся осуществляется на основе критериальной модели по пятибальной шкале.

7.2 В соответствии с ФГОС предусмотрены два уровня сформированности навыков проектной деятельности обучающихся: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что - только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.

Критерий

Уровни сформированности навыков



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.