Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методы опросных экспертных оценок



Методы опросных экспертных оценок

В процессе сбора информации могут возникать какие-либо погрешности, поэтому специалисты в области экспертных методов большое внимание уделяют разработке правил подготовки и проведения экспертиз.

Для подготовки экспертизы методом опроса (анкетирования) должна быть сформирована группа специалистов-организаторов. Она обеспечивает условия для эффективной деятельности, разрабатывает процедуру экспертизы.

В задачу группы входят:

a. постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее основных этапов;

b.  разработка процедуры экспертизы;

c.  отбор экспертов;

d. проведение опроса;

e. формализация полученной информации, ее обработка и анализ.

Численность группы не должна быть малой, иначе теряется смысл экспертных оценок.

Перед экспертным опросом должны быть разработаны правила его проведения и организации. Они обеспечивают соблюдение условий, благоприятствующих формированию экспертами объективного мнения.

К таким условиям относятся:

· независимость формирования экспертами собственного мнения об оцениваемых событиях;

· сохранение анонимности ответов;

· возможность коллективного обсуждения оцениваемого события;

· предоставление экспертам требуемой информации.

Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы. Здесь знакомятся с предысторией и состоянием проблемы. После этого проводится анализ проблемы, для этого организаторы экспертизы выдвигают центральный вопрос, который составляет существо проблемы, а затем расщепляют его на подвопросы.

Опрос – метод сбора первичных данных от самого индивида или группы людей. По форме и условиям общения исследователя с респондентом различают письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование) опросы.

Методы опроса:

· индивидуальный или коллективный;

· личный или заочный;

· устный или письменный.

В основе любого опроса лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор требуемой информации.

Данные, полученные от экспертов, можно разделить на:

· жесткие - если результаты измерения можно оценить с помощью физических или денежных единиц;

· мягкие - когда используются качественные оценки или суждения.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Причём при анкетировании их общение опосредуется анкетой, где фиксируются ответы респондентов. Содержащиеся в ней вопросы и их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах, имеющихся у него знаний.

Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком, фиксируя полученные ответы согласно инструкции в бланке интервью. Специфика интервью заключается в целенаправленности процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе исследования.

Опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся необходимым источником информации, опосредуется анкетой. В то время как при изучении качества, полученной информации приоритет имеет интервьюирование – разновидность метода опроса, основанная на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера и респондента в соответствии с поставленной целью. Это обусловлено во многом преимуществами и ограничениями анкетного опроса и интервью.

Сравним их ниже (табл.1.).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.