![]()
|
|||||||
Методы опросных экспертных оценокСтр 1 из 3Следующая ⇒ Методы опросных экспертных оценок В процессе сбора информации могут возникать какие-либо погрешности, поэтому специалисты в области экспертных методов большое внимание уделяют разработке правил подготовки и проведения экспертиз. Для подготовки экспертизы методом опроса (анкетирования) должна быть сформирована группа специалистов-организаторов. Она обеспечивает условия для эффективной деятельности, разрабатывает процедуру экспертизы. В задачу группы входят: a. постановка проблемы, определение целей и задач экспертизы, ее основных этапов; b. разработка процедуры экспертизы; c. отбор экспертов; d. проведение опроса; e. формализация полученной информации, ее обработка и анализ. Численность группы не должна быть малой, иначе теряется смысл экспертных оценок. Перед экспертным опросом должны быть разработаны правила его проведения и организации. Они обеспечивают соблюдение условий, благоприятствующих формированию экспертами объективного мнения. К таким условиям относятся: · независимость формирования экспертами собственного мнения об оцениваемых событиях; · сохранение анонимности ответов; · возможность коллективного обсуждения оцениваемого события; · предоставление экспертам требуемой информации. Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы. Здесь знакомятся с предысторией и состоянием проблемы. После этого проводится анализ проблемы, для этого организаторы экспертизы выдвигают центральный вопрос, который составляет существо проблемы, а затем расщепляют его на подвопросы. Опрос – метод сбора первичных данных от самого индивида или группы людей. По форме и условиям общения исследователя с респондентом различают письменный (анкетирование) и устный (интервьюирование) опросы. Методы опроса: · индивидуальный или коллективный; · личный или заочный; · устный или письменный. В основе любого опроса лежит вопросник, с помощью которого и осуществляется сбор требуемой информации. Данные, полученные от экспертов, можно разделить на: · жесткие - если результаты измерения можно оценить с помощью физических или денежных единиц; · мягкие - когда используются качественные оценки или суждения. Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. Причём при анкетировании их общение опосредуется анкетой, где фиксируются ответы респондентов. Содержащиеся в ней вопросы и их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах, имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет беседу с каждым отдельным человеком, фиксируя полученные ответы согласно инструкции в бланке интервью. Специфика интервью заключается в целенаправленности процесса общения интервьюера с респондентом согласно программе исследования. Опрос, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся необходимым источником информации, опосредуется анкетой. В то время как при изучении качества, полученной информации приоритет имеет интервьюирование – разновидность метода опроса, основанная на вербальном социально-психологическом взаимодействии интервьюера и респондента в соответствии с поставленной целью. Это обусловлено во многом преимуществами и ограничениями анкетного опроса и интервью. Сравним их ниже (табл.1.).
|
|||||||
|