|
|||
Коллектив -(от лат. collectivus — собирательный) группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. Если говорить о танцевальных коллективах, то цель будет та, которую транслирует педагог. Цель всегда ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Коллектив -(от лат. collectivus — собирательный) группа, совокупность людей, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации, цели. Если говорить о танцевальных коллективах, то цель будет та, которую транслирует педагог. Цель всегда одна, она глобальная.
Тема коллектива очень мощно и серьезно изучалась в России в начале 20-х годов прошлого века. После Октябрьской революции сотни детей были выброшены на улице, как беспризорники. Поэтому эти нерадостные события дали возможность развивать данное педагогическое направление. Антон Семенович Макаренкоявляется тем человеком, который развивал теоретически и проверял на практике все то, что связано с коллективом. Он ввел много понятий в науку. Макаренко вывел пару базовых понятий, говорил о том, что в коллективах на разных этапах развития у педагога может быть и должен быть разный стиль общения . Структура коллектива Есть структура – формальная, она задается руководителем. На начальном этапе приоритетная цель- как создать грамотно в короткие сроки коллектив, его формальную структуру. Формальная структура - прозрачна, понятна и управляется тем, кто знает куда нужно идти. На первом году обучения можно использовать ряд обязательных мероприятий для создания коллектива: знакомство, благодарность, приветствие друг друга, поздравления с днем рождения, распределение обязанностей. Через некоторое время коллектив приобретает неформальнуюструктуру, которая от педагога не так уже зависит. Мудрее наблюдать со стороны и тонко, грамотно руководить и формальной структурой и неформальной структурой. Это еще зависит от авторитета педагога, возраста детей и вовлеченности родителей в процесс. Одно время в школах была популярна работа в гомогенных группах. Собирались дети одного уровня знаний, и с ними велась работа. Практика показала, что с точки зрения воспитания такой метод неэффективен. Хотя с точки зрения обучения очень хорош. Для воспитания дети должны видеть разных людей. Поэтому в большинстве школ не делают отбор учеников по тестам. Потому что с точки зрения воспитания это очень проигрышная стратегия. В основе формальной структуры лежат правила, установки, принятые для данного коллектива. В основе неформальных группировок лежат всегда эмоциональные отношения. Поэтому, если педагог будет эмоционально-черств и идти только за результатом, такой коллектив может развалиться. Формальную структуру легче организовать, достаточно обладать знаниями и умениями быстро сплотить детей. Если коллектив будет строиться только на неформальных отношениях, он долго не проживет. Залог успешного обучения:хорошая структура, четкие правила, исключения из них в нужное время, и очень гибкая система эмоциональных взаимоотношений.
Типы коллективов:
Учебный тип опирается на формальную структуру. Творческий тип постоянно балансирует между формальной и неформальной структурой. Удержать творческий коллектив сложнее, чем класс. Потому что в школах дети обязаны приходить. Процесс воспитания не может протекать у нормального ребенка, если он не вовлечен ни в один неформальный коллектив. Если ребенок никогда не был в неформальных кружках, секциях и не пытался строить неформальные отношения, то ни о каком глубоком эмоциональном интеллекте речи не идет. Человеку нужен человек, человеку нужно тепло, человеку нужно понимание ценности его и других людей, человеку нужны душевные отношения. Это не имеет никакого близкого контакта с глубокими знаниями, если мы не умеет чувствовать других людей. Поэтому все наши неформальные коллективы, все наши усилия по работе с детьми в творческих направленияхжизненно необходимы не только детям, но и обществу в целом. Стадии развития коллектива: 1 стадия. Определяем дорогу, по которой идем – создается, как реализация конкретных целей педагога. Педагог формирует коллектив целенаправленно в том направлении, в котором он видит его дальнейшую судьбу. Изначально на первом этапе педагог предпринимает усилия для создания общности детей, которые будут двигаться вместе с ним в одном направлении, в котором он видит развитие своего коллектива. Легкая тоталитарная система с элементами демократии. Длительность стадии один год. 2 стадия. Определяем правила, по которым двигаемся - коллектив становится инструментом массового воспитания. Нашими правилами движется коллектив. Длительность стадии 3-5 лет. 3 стадия. Определяем стиль движения - коллектив начинает работать самостоятельно. И при этом развивает каждого участника отдельно. Педагог пытается внутри коллектива раскрыть индивидуальный талант каждого ребенка. Стили общения в коллективе:
Когда все это вместе интегрируется, возникает авторский стиль.
|
|||
|