Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Таблица. Среднее количество страхов. 9 страница



Потребность потребностью, а реальность реальностью. Против отца может настроить внутренне конфликтная с ним мать, да и сам отец способен дискредитировать свой "любящий" образ постоянными и все более бесперспективными конфликтами с матерью или из-за своего все более неподобающего поведения, будь то грубость, жестокость, непоследовательность и агрессивность. Последнее проявляется частыми физическими наказаниями.

Иногда складывается впечатление, что отец наказывает не столько дочь, сколько мать, пусть не всегда правую и адекватно ведущую себя с дочерью. Семейная ситуация подогревается ревностью отца к односторонне замкнутому союзу матери с дочерью. Впрочем, и сама мать явно не хочет усиления эмоционального влияния отца на дочь. Как в песне - "вихри враждебные веют над нами", так и здесь ревность пропитывает отношения в семье, создавая удушливую атмосферу предубеждения и боязни.

В ней что ни шаг, то конфликт, выяснение обстоятельств, доказывание своих преимуществ, обида на целый свет. Так постепенно дочь может отойти от отца, все более теряющего свою былую привлекательность. В ряде случаев, а это как раз и будет при КС, дочь эмоционально "разводится" с отцом. Психологическое удаление отца, отчуждение, все более нарастающая негативность в восприятии со стороны дочери и служат питательной почвой для его трансформации в образ чудовища - Кощея, Бармалея, Волка, Змея Горыныча, Дракона. Страх, испытываемый перед ними, есть страх перед отцом - мужской негативной силой, или нежелание, чтобы отец стал таким бесчувственным, жестоким и агрессивным, как это и происходит во сне.

Лучшим лекарем в данном случае как раз и будет сам отец, если сменит гнев на милость, станет теплым, любящим и не ссорящимся с матерью при дочери. Требует внимания и мать в качестве первичного источника конфликта в семье. Если она больна неврозом - тогда нужно вначале лечиться, а уж потом выяснять "истину". Или же характер матери "не сахар", и она своей предубежденностью, мнительностью, нетерпимостью и конфликтностью создает постоянно тлеющие очаги семейной напряженности. То, что не происходит до конца днем, не завершается в семье, находит свое решение ночью у детей в КС, где зло уже побеждает, кто-то должен погибнуть, где нет защиты, рационального подхода и уверенности в своей победе.

Выполняют ли КС какие-либо функции для психики? Как мы видели - да, и, причем, самые разнообразные. Перечислим некоторые из них, исходя из предпосылки, что КС не являются невесть откуда взявшимся негативным опытом переживаний, а вполне созвучны актуальным проблемам бытия детей.

1. КС - отражение и преломление действительности, в том числе ее психически не осознаваемых сторон.

2. КС - плод творческой фантазии, особенно у правополушарных, художественно одаренных личностей.

3. КС - проявления альтернативных форм поведения, не допускаемых в сознание или отвергаемых по нравственно-этическим соображениям (нормам).

4. КС - отражение и одновременно предвосхищение травмирующего опыта протопатического или глубинного ощущения опасности. Другими словами, КС - это психофизиологический механизм включения экзистенциальной тревоги как индивидуально-личностной защитной реакции человека.

5. КС - показатель готовности характерологических структур к отражению опасности для жизни и благополучия человека или, более широко, для противостояния страхам.

6. КС - выражение психического дискомфорта, эмоционального стресса или заболевания на фоне беспокойства и страхов, депрессивного оттенка настроения, неуверенности, беззащитности и низкой самооценки.

7. КС - способ отреагирования (прорыва) не переносимого, критического или заблокированного психического напряжения. В этом "терапевтическая ценность" КС. Вместе с тем КС заостряют общую чувствительность к страхам, вызывая чувство растерянности и неуверенности в себе, своей способности противостоять опасности. В этом мы видим декомпенсирующую, а то и деморализующую функцию КС.

Как получить информацию о КС (кошмарных снах)

Это далеко не так просто, как кажется с первого взгляда. На то есть множество причин. Начнем с возраста. Чем младше дети, тем им труднее словесно выразить свои ночные страхи, как, впрочем, и все остальные переживания. Помогает демонстрация различных игрушек, фигурок зверей или разглядывание картинок - иллюстраций к сказкам. В последнем случае мы придерживаем детей за руку, и по нарастающему в ней напряжению можно достаточно уверенно судить о наличии страха перед тем или иным персонажем.

Лучше всего информация о КС "добывается" в процессе привычной для ребенка деятельности - рисования и игры. Ему предлагается что-нибудь нарисовать по его желанию. При затруднении в рисовании раскрашиваются картинки. Через некоторое время психолог подсаживается рядом на детский стульчик и начинает в спокойном, медленном, с паузами темпе расспрашивать детей об их интересах, предпочтениях, все более фокусируясь на проблемах взаимоотношений, страхах и КС.

Не менее полезным будет и наблюдение за спонтанной игрой детей. Для этого организуется специальное игровое пространство (площадка), насыщенное игрушками, в том числе и теми, которые по ассоциации могут вызвать страх. При увлеченности ребенка игрой ему, так же незаметно, задаются необходимые вопросы.

У дошкольников хорошо себя зарекомендовали разработанные нами методики "Построй город" и "Путешествие по лесу". Строить город - значит собирать его из разложенных по коробкам строительных конструкций: кубиков, палочек, фигурок людей, животных; оружие тоже имеется: танки, пушки, пулеметы.

Когда строится не столько сам город, сколько окружающая его стена, усеянная оружием, ясна потребность ребенка в дополнительной защите от проникновения врагов. Сам "архитектор" находится тогда в состоянии повышенного беспокойства и строит свою защиту по всем канонам военных действий. Методика детально разработана, нас же в данном случае интересует лишь одно - как она связана с КС.

Нужно быть психологом, чтобы различать, когда "глухая, ощетинившаяся штыками стена" говорит о явной агрессивности ребенка, недружелюбии, чувстве превосходства, витающем в семье, и когда ребенок отгораживается стеной от своих страхов, с которыми он столкнется ночью. Поскольку мы уже знаем содержание страхов из предшествующей беседы, то используем сам факт постройки защитных сооружений для повышения у ребенка уверенности в себе, утверждая, что теперь ему не страшен серый волк, поскольку все сделано как надо и "охрана встает рано".

Как показывает практика, реальный эффект от такого вовремя использованного психотерапевтического внушения достигает 70 процентов в отношении отдельных страхов в снах.

"Путешествие по лесу" проходит среди елочек (синтетических, для Нового года), где спрятаны, замаскированы различные его обитатели: волк, медведь, заяц, лиса, ежик и змея. Обычно это муляжи, маски, тряпичные ручные куклы. Как и полагается в сказках, в лесу есть избушка на курьих ножках, Баба Яга - костяная нога и прочие подобные персонажи.

В совместной с ребенком прогулке видно, как он избегает некоторых из них, шарахается или проходит быстро мимо, словно не видя угрозы. С другими же персонажами он запросто находит контакт. Наибольший диагностический эффект достигается при участии взрослых (ассистентов), лица которых прикрывают маски животных. Они, скорее, не пугают, а ищут контакта, что в большинстве случаев и достигается. Игра, таким образом, имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение.

А пока в лесу идет "гроза": слышны раскаты грома (удары в бубен), сверкают молнии (включение и выключение фонарика), вдруг наступает темнота (уменьшение освещения). Музыкальное сопровождение
при этом создает еще большую тревожность, ожидание чего-то необычного, страшного. Взрослый выступает в роли сопровождающего и находится сзади ребенка. Он не опережает события, а несколько отстраненнее, с драматическими обертонами реагирует на происходящее.

Все вопросы, уточнения, комментарии выносятся за пределы игрового действия, чтобы не нарушать целостность восприятия, его естественность и спонтанность, то есть правополушарный уровень реагирования.

Рассмотренная игра проходит на весьма малой, всего в несколько квадратных метров, территории. Можно несколько раз пройтись мимо одной и той же елочки и каждый раз встречаться с разными персонажами. Актером во всех лицах при отсутствии ассистентов выступает сам врач или психолог, поочередно надевающий разные, заранее припасенные маски.

Школьникам предлагается "экскурсия" по игровой комнате, причем все можно потрогать, примерить. Разрешается и поиграть с произведениями детского творчества на те же вечные темы страхов. Не нужно быть особым физиогномистом, чтобы заметить реакции избегания и прекращения контакта. Это используется как повод для "раскрутки" лежащих в их основе переживаний.

В ином, также успешно действующем, варианте школьникам предлагают рассмотреть рисунки, сделанные детьми на темы КС. Объяснение в общих чертах дает психолог: кто рисовал, сколько "художнику" лет и т. д. Само же содержание рисунков предлагается осветить самим детям - что на них изображено, нравится или нет, вызывает ли страх, раздражение или оставляет равнодушным.

Обычно после 5-10 подобных предъявлений ребенок более свободно рассказывает про темы своих ночных страхов. Снят запрет на выражение страхов, которые, оказывается, встречаются не только у него. Подобная групповая или даже коллективная незримая поддержка приходится как нельзя кстати при чувстве одиночества, отчаяния и безысходности. Пользоваться всем этим надо не дидактически - не внушать, не навязывать готовые решения, а между делом пояснять, одобрять, выражать уверенность, можно и за руку взять, и доброжелательно посмотреть в глаза.

Создать положительный позитивный настрой на уверенность детей в собственной способности преодолеть ночные страхи при заинтересованной поддержке взрослых гораздо важнее, чем говорить заученные фразы о том, что не надо бояться или нельзя бояться, что нужно быть храбрым и т. д.

Главный принцип раскрытия содержания КС состоит в оживлении правополушарной, естественной для детей функциональной активности головного мозга. Выдумывать здесь ничего не надо. Дать возможность поиграть, включиться в игру, как можно больше ее эмоционально активизировать, и правое полушарие начинает работать в своем природном режиме - "выдавать на-гора" предчувствия, опасения и страхи.

Мы много раз говорили о зависимости КС от дневных страхов. Теперь нам нужно задуматься вот о чем: большое число страхов днем помогает или препятствует воспоминанию о ночных страхах утром. Скорее, тут существует обратная зависимость - чем больше страхов днем, тем меньше ночных воспоминаний.

Почему так? Действует принцип "или-или", то есть день и ночь представляют собой два полярных процесса - возбуждения и торможения. То, что активно работает днем, то затормаживается, относительно бездействует ночью. Соответственно, страхи днем возбуждают психическую активность мозга до степени запредельного возбуждения, ночью же возникает компенсаторное торможение с амнезией пережитого днем, тем более утром.

О чем говорят КС (первое приближение)?

В отличие от "сонников" и достаточно произвольных толкований в психоанализе выделим в КС несколько реальных мотивационных плеяд (сочетаний).

1. Снятся преследования, погони, равно как и угрозы, нападения. Все они - маркеры высокого уровня внутреннего беспокойства: тревоги и, одновременно, неотреагированной агрессивности.

2. Когда во сне мы теряемся, нас покидают, остаемся совсем одни, не знаем, что делать, испытываем чувства беспомощности и отчаяния - это признак экзистенциальной тревоги с чувством вины, растерянности и депрессивным мироощущением.

3. Представляются толпа, замкнутое пространство, горы, здание и невозможность выхода - показатели чувства незащищенности, травмирующей разлуки и невостребованной любви.

4. Видятся больница, врачи, болезни, чудовища, пугающие перевоплощения в кого-либо - знамение страха изменения или необратимых перемен, в том числе и смерти.

5. Падаем без конца в колодец, ущелье, с неба, крыши - сигнал аффективно заостренного инстинкта самосохранения или страха смерти.

6. Летаем в космос, все дальше удаляясь от Земли, встречаемся с инопланетянами, испытывая благоговейный ужас, - признак личной неопределенности, отсутствия внутреннего ядра личности, равно как и нереализованный уровень ожиданий, магический настрой и истерические черты характера.

7. Встречаемся в принудительном порядке с Кощеем, Бабой Ягой и прочими нелицеприятными персонажами - отражение родительской холодности, чрезмерной принципиальности или жестокости.

Как изменяются КС с возрастом детей?

Чем меньше ребенок способен рассказать о КС, тем большее негативное воздействие на его психику они могут оказать. Больше всего это относится к детям первых лет жизни, не способных связно и полно рассказать о своих снах.

О том, что малыш видит КС, можно заключить по напряженности мышц во сне, изменению привычной позы, укрыванию одеялом, двигательному беспокойству, внезапной потливости, учащенному сердцебиению и дыханию, ночным крикам, пробуждениям с попытками встать, бежать к родителям. А некоторые из ночных страдальцев даже умудряются обгрызть все ногти во сне, как это было у мальчика 5 лет, которого заклевала птица во сне, такие были у него безнадежные уже в этом возрасте жизненные обстоятельства.

Весьма нелегко успокоить ребенка ночью, но как раз здесь особенно нужны терпение и спокойствие. В первые годы жизни лучше всего поносить на руках, спеть колыбельную, для чего можно разучить ее и заранее. Ни в коем случае не вступать в пререкания друг с другом. Свет должен быть в отдалении. Постепенно, обычно в пределах 20-30 минут, все успокаивается. Затем можно уложить малыша обратно в кровать, находящуюся в одной комнате с родителями.

Старшего дошкольника, тем более школьника, так просто не покачаешь. И спать он должен в отдельной комнате, если есть такая возможность. Необходимо выяснить его страхи днем и поработать с ними по изложенной нами игровой методике преодоления страхов.

Посидеть рядом перед сном, рассказать что-нибудь занятное, погладить ребенка имеет смысл, но при устранении основных источников конфликтов днем между ним и взрослыми. Лучше не ссориться днем, тогда и не будет наигранного примирения ночью, поскольку это создает только излишнее напряжение перед сном, а то и возбуждение у впечатлительных детей.

Итак, если родители могут успокоить ребенка перед сном или, еще лучше, устранить у него страхи днем, то утром будут заметны только небольшие сдвиги в самочувствии в виде преходящей капризности, обидчивости и упрямства.

При отсутствии пробуждения ночью или повторных (навязчивых) КС утром заметны вялость, плаксивость, раздражительность, днем - повышенная потребность в присутствии взрослых (страх одиночества) и поведение, присущее более раннему возрасту (реактивный или спровоцированный КС инфантилизм).

Кто поселяется в ночном мире детей

Посмотрим, кто и когда поселяется в ночном мире детей. Первым из сказочных персонажей, будоражащих воображение во сне, будет Волк. В 2 года его пугающий образ формируется под влиянием сказки "Красная Шапочка", мультфильмов, а также... угроз взрослых и физических наказаний.

Именно в 2 года проявляются в максимальной степени активность детей, самостоятельность, попытки проявить и утвердить свое "я". В то же время ребенок обязан следовать все большему числу требований взрослых, правилам поведения, принятым в обществе. Столкновение между "я хочу" и "так надо" или "нет" - в какой-то мере неизбежно. Воспитательный потенциал родителей и проявляется, прежде всего, научением ребенка следовать определенным правилам поведения, например, быть в сопровождении родителей на улице, внимать предостережениям не ходить в лес летом и т. п. При несоответствии поведения детей ожиданиям родителей нередко используются угрозы наказания или же физические наказания непослушных, часто упрямых, с точки зрения взрослых, детей.

Лес тогда выступает в качестве неизвестности, непредсказуемости и опасности, а сам Волк символизирует угрозу или расправу над непослушными детьми. Действенность угроз повышается и в связи с воображаемым чувством одиночества в лесу, разлукой с родителями, отсутствием защиты с их стороны. А именно в 2 года привязанность к родителям достигает своего максимума, как, впрочем, и любознательность детей.

Добиваясь самостоятельности, ребенок оказывается как бы в неизвестном пространстве - в лесу, в то же время остро ощущая свой отрыв от родителей и всевозрастающее чувство беспомощности. В этой волнующей ситуации угрозы, запугивания, физические наказания со стороны родителей и материализуются в образе Волка. Сон же выступает в качестве игровой площадки - сцены, где разворачиваются события происходящей драмы. Боль - другой аспект рассмотрения "Красной Шапочки". Острые зубы Волка, клыки, пасть - все это способно причинить боль, аналог которой есть в любом физическом наказании. Страх боли относится к фундаментальным страхам, присущим детям первых лет жизни, и Волк, таким образом, это воплотитель или, если угодно, трансформатор насилия, принуждения и боли.

В свою очередь, страх боли больше всего выражен у детей с пониженной массой тела, часто болеющих и получающих инъекции лекарств. Больше всего таких детей при невропатии - врожденной нервно-соматической ослабленности. Мальчики более чувствительны к боли, чем девочки, и, по-видимому, это биологически предопределено.

Чем больше развиты у детей обоего пола впечатлительность, воображение и художественная одаренность, тем раньше появляется Волк в их снах. Насколько же он будет оказывать травмирующее действие на их психику, зависит от конкретной психологической атмосферы в семье.

Итак, Волк дает во сне следующие "наказы" детям:

1. Не отлучаться далеко от родителей. Волк тут как тут. В наивном представлении детей он всегда одиночка, сам по себе, ни к кому не привязан, в отличие от уже сложившегося опыта привязанности детей к матери.

2. Быть осторожным при встрече с незнакомыми животными или людьми.

3. Не верить с ходу тому, что говорят, обещают, и что в дальнейшем будет называться лицемерием, фальшью, обманом, "двойным дном".

4. Соразмерять свои силы, верша добрые дела (пирожок Бабушке). Может ли одна девочка противостоять Волку? Ответ, то есть мораль: вместе с родителями всегда легче противостоять опасности, и взрослые для того и существуют, чтобы защищать детей.

5. Больше слушаться родителей, тогда не будет лишней опасности, как и самой сказки о Красной Шапочке.

6. Зло должно быть наказуемо, ибо еще не известно, сколько бабушек съел этот ненасытный хищник, который при всем своем желании не может отказаться от агрессивности - уничтожения других в целях своего прокорма.

7. Чтобы выжить и не подвергаться излишней угрозе, нужно иметь опору в семье - Охотника, который при необходимости мог бы убить Волка. Обычно это отец, играющий всевозрастающую роль в развитии уверенности в себе детей после 2 лет. Главное, чтобы он сам не превратился в Волка - постоянно угрожая детям (подобно тому, как скалит зубы Волк) и излишне часто, незаслуженно и жестоко наказывая их.

В незабвенном для эмоций любви возрасте 3-5 лет более всего выражен страх перед отрицательными сказочными персонажами. Еще бы - с одной стороны любовь, беззаветность, с другой - отрицание, ненависть, отчуждение, пренебрежение. Сказочные чудовища словно говорят: "Если ты не любишь родителей или они сами антиподы любви из-за своей агрессивности, недружелюбия и отрицания, то бойся нас, и кто кого - или мы, или ты - середины не существует".

Вы скажете: да что ребенок понимает, мы его любим, и дело с концом - все счастливы и никаких КС. Как раз в этом и заключается основное заблуждение родителей, считающих себя самыми умными в отношении своих отпрысков. Дети же не понимают, а чувствуют фальшь, неестественность родительского отношения. Возразить, протестовать они еще не могут, "воспитанность не позволяет", все уходит, как в песок, в сон, где и разворачивается в самом неприглядном, но, тем не менее, весьма реальном мире.

Лидирующую роль среди отрицательных сказочных персонажей, проще - чудовищ, занимают бессмертные образы Кощея и Бабы Яги. Во сне они переживаются на год-два позже, чем днем, то есть у мальчиков до 5, у девочек до 6 лет. Соответственно, у мальчиков максимум подобных страхов наблюдается днем в 3, у девочек в 4 года.

Но не все способны испытывать эти страхи, нужно иметь задатки в виде эмоциональности, впечатлительности, психической податливости и более чем очерченной наивности. Так что привидеться Баба Яга и Кощей могут далеко не всем детям.

Но еще раз скажем: видеть подобные сны "не зазорно" в дошкольном возрасте - видимо, ребенок как-то реагирует, пусть и пассивно, на отчуждение, насилие и лицедейство родителей. Значит, он встревожен, обеспокоен, ему не все равно, пытается как-то разобраться, выяснить, что к чему и как, но не судьба все так сразу постигать. Предчувствие в ясные слова, решения, не обратишь, все на уровне догадок, измышлений, пусть и гениальных. Жизнь говорит: думай, анализируй; возраст же не позволяет, не говоря уже о препятствующем анализу невротическом состоянии.

Вера в Бабу Ягу и Кощея будет воплощением не только наивности, доверчивости, но в еще большей степени - внушаемости. Более того, безотчетный страх перед "семейной парочкой" - Бабой Ягой и Кощеем - как нельзя лучше говорит, что ребенок поддается отрицательным влияниям, но пытается противостоять им, одержать победу.

Если днем можно забыться, отвлечься, перестать думать о наваждениях, то ночью это сделать невозможно. Тем не менее, чем больше страхов днем, тем обязательнее их появление ночью, пусть и не так часто и интенсивно. Иногда КС могут быть так выражены, что дневные страхи тускнеют и могут обесцветиться, сойти на нет.

Поскольку эмоции любви у детей 3-5 лет требуют своего постоянного подкрепления, то эмоционально измененное, раздраженное, злое или отчужденное отношение родителей не только прекращает это подкрепление, но и вызывает недовольство, протест, которые не могут реализоваться днем. Ночью же отрицательные чувства получают свою полную компенсацию в виде страшных образов чудовищ.

Кому же чаще снятся Баба Яга и Кощей? Половая принадлежность чудовищ заставляет задуматься об их дифференциальном влиянии на мальчиков и девочек. Действительно, мальчики больше боятся Бабу Ягу, а девочки - Кощея. В Бабе Яге нетрудно усмотреть прообраз нервно-раздраженной, угрожающей или физически наказывающей матери - по отношению к мальчикам. В Кощее заключены те же характеристики плюс эмоциональная холодность, бессердечие и бездушность отца, что больше всего значимо для девочек.

Таким образом, дети больше боятся нарушения эмоционального контакта с родителем другого пола. В свете этого станет ясным, почему мальчики, опасаясь потери материнской любви, видят мать ночью в образе Бабы Яги, а девочки в аналогичной ситуации встречаются с Кощеем.

Подобные персонажи могут появляться и в снах более чем благополучных детей - они как бы не хотят видеть такими родителей, боятся некрофильной трансформации их образа.

В целом типична следующая возрастная динамика КС. До 5 лет дети больше всего боятся в КС изменения, исчезновения, потери родителей, затем с 5 до 7 лет более значим страх собственной смерти, после 7 лет нарастает страх смерти родителей, явно преобладающий в подростковом возрасте.

Отчетливо видимы причины заражения сна вирусом беспокойства и страха, когда нарушаются его цельность, позитивная тематика сновидений и, собственно говоря, защитная, восстанавливающая функция сна.

Итак, Баба Яга и Кощей снятся чаще, если родители:

1. отдаляются от своих детей, предоставляя им возможность полностью обслуживать себя; все дело в том, что это продиктовано эгоизмом, отсутствием внимания к эмоциональным сторонам психики, переключением любви на другого, недавно родившегося ребенка;

2. постоянно раздражены и недовольны своим чадом, при наличии своих далеко не лучших черт характера или невротического состояния;

3. много угрожают, стращают всякими карами вроде: "Только попробуй!", "Дядя заберет в мешок", "Мама больше любить не будет", "Если посмеешь, то пеняй на себя", "Папа придет и накажет" и т. д.;

4. нетерпеливы и резки в обращении с детьми;

5. непоследовательны и противоречивы - обещают одно, делают другое, часто меняют решения, двойственны в отношениях с детьми;

6. проявляют жестокость, не принимают извинений, используют физические способы наказания;

7. не способны найти согласие друг с другом, без конца ссорятся и пытаются привлечь ребенка на свою сторону, как и использовать его в качестве "козла отпущения".

Волк, Баба Яга и Кощей являются, по существу, некрофильными, то есть несущими смерть, образами зла и насилия. Когда они появляются во сне и не совершают черных дел, то обычно ребенок подспудно ощущает опасность, с которой не может справиться днем, поскольку остается непонятным ее исходный вектор.

Другое дело, когда Баба Яга и Кощей "находятся в работе" - расправляются со своими жертвами во сне. Это показатель нарушения психической защиты, прорыва деструктивных сил зла и агрессии. И беззащитность здесь полная, стопроцентная, об уверенности и заикаться не приходится. В силу чего необходимо действие по крайней мере нескольких из вышеперечисленных факторов заселения сна чудовищами.

Помимо символа страха, зла, агрессии и некрофильного звучания, Баба Яга и Кощей олицетворяют угрозу лишения родителей, как в сказке "Гуси-лебеди", когда ребенок похищается и уносится из семьи. Опасения потерять расположение родителей, равно как и страх превращения родителей в неродителей, находятся в подсознательной сфере психики, пропитывая сон тревожными предчувствиями и страхами.

Неоднократно говорилось об открытой нами триаде страхов перед сном в 3-5 лет, когда ребенок боится, сам не зная почему, одиночества, темноты и замкнутого пространства. Именно темнота и изолированность порождают в воображении сонм чудовищ, особенно при многочисленных страхах днем, чувстве беззащитности и невротической зависимости от родителей.

Еще больше переживаний перед сном, когда дети спят в отдельной комнате, от родителей их отделяет темный коридор и заведомо известно, как родители встретят ночью - и тут будут читать мораль о неподобающем поведении и отправят назад, в ту же темную-темную комнату, где снова придется, быть в одиночестве, тоске и отчаянии.

У художественно одаренных детей с сильно развитой фантазией и воображением все, что представляется перед сном, легко может перейти в сон за счет развития описанных выше фазовых состояний головного мозга.

Чаще КС в рассматриваемом возрасте у детей, обнаруживающих большое количество возрастных страхов: машин, поездов, самолетов (того, что движется и шумит); бури, урагана, землетрясений, наводнений (стихии); высоты и глубины, уколов (боли) и внезапных звуков. Инстинктивный характер этих страхов очевиден, да, собственно говоря, большинство возрастных страхов у дошкольников таковыми и являются.

Все перечисленные страхи трансформируются во сне в угрожающие, представляющие опасность для жизни образы. Так что страх смерти более отчетливо звучит сначала во сне в младшем дошкольном возрасте, чем это будет иметь место днем и в более старшем возрасте. Таким образом, и здесь виден опережающий, поисковый характер КС.

Переходим к возрасту 5-7 лет - самому "везучему" на страхи, так или иначе связанные со страхом смерти. Последний - следствие абстрактно-логической, левополушарной познавательной активности, когда появление страха "быть ничем" отражает осознание категорий времени и пространства, неизбежного когда-нибудь конца жизненного пути.

Подобное "прозрение" порождает тревожное чувство неопределенности своего существования, опасения за будущее и инстинктивно-защитный страх собственной смерти в настоящем. В драматически заостренном виде эти переживания воспроизводятся в КС, трансцендентно их поглощающих и перерабатывающих (размалывающих, дробящих, как жернова зерно).

Следовательно, в данном возрасте (и не только) феномен КС можно расценить в качестве символической защиты от будущей смерти, ее инстинктивного неприятия.

Как и в младшем, в старшем дошкольном возрасте есть свои типичные страхи, связанные, по данным корреляционного анализа, со страхом смерти. В младшем возрасте эти взаимосвязи носят более косвенный, опосредованный характер, поскольку сам страх смерти еще не имеет самодовлеющего значения.

Итак, о наличии КС можно с уверенностью говорить, если ребенок боится днем нападения (искалечат, убьют), заражения, заболевания (со смертельным, необратимым исходом), животных (особенно змеи, от укуса которой можно умереть), стихий (все сметающих на своем пути), высоты (можно упасть и разбиться), глубины (утонуть), огня и пожара (сгореть), войны (погибнуть).

Когда страх смерти днем слишком "проглядывает" из-за частокола сопровождающих его страхов или выражен сам по себе под влиянием событий, представляющих угрозу для жизни (болезнь, операция, сильный испуг), то ночью в КС мы уже имеем дело с фактом свершившейся смерти ("людоед напал на всех и съел", "акула проглотила" и т. п.).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.