Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. П. Захаров 20 страница



1. Затрудненное с рождения засыпание с пос­ледующим беспокойным сном и плохим самочув­ствием днем.

2. Наличие КС у родителей того же пола, осо­бенно у матерей девочек.

3. Невротическая привязанность (зависи­мость) детей к чрезмерно опекающей, боязливой и тревожно-мнительной матери, что максимально выражено при недостаточной роли отца в семье в сочетании с его жестокостью.

4. Плохая переносимость ожидания, неизвес­тности; страхи при контактах с незнакомыми людьми, при ответах и выступлениях.

5. Повышенная внушаемость в сочетании с магическим настроем и низкой самооценкой.

Ночные стоахп

6. Превышающее возраст количество днев­ных страхов, прежде всего: нападения, заболева­ния (заражения), смерти себя и смерти родителей, животных (особенно змей), стихии, высоты, как и глубины, огня, пожара и войны. Страхи перед за­сыпанием, в том числе выявленная нами триада страхов — одиночества, темноты и замкнутого пространства. Дополним дневными страхами Вол­ка, Бабы Яги, Бармалея, Кощея, Змея Горыныча в дошкольном возрасте; Пиковой Дамы, Черной Ру­ки, Скелетов, призраков, чертей в более старшем возрасте.

7. Невротическое расстройство личности у матерей и детей.

У девочек следует добавить ряд факторов:

A. Токсикозы беременности у матери.

Б. Страхи неожиданных, внезапных ситуаций.

B. Открытость в характере (правополушар-ность).

Г. Конфликтные отношения с отцом и физи­ческие наказания с его стороны.

Уже известные нам положения представим в виде следующих выводов:

1. Кошмарные сны — это "ночная реальность" как отражение страхов и переживаний детей и ро­дителей при развитой эмоциональной, образной па­мяти, впечатлительности и воображении.

2. Кошмарные сны — один из существенных способов отреагирования негативного жизненного опыта, связанного с угрозой семейного и социаль­ного неприятия, осуждения и наказания.

Как помочь аетям лучше спать ночью

3. Кошмарные сны являются иррациональ-I ным способом переработки страхов, несущих угро­зу для жизни, а также невротического состояния

I детей и матерей.

4. Больше всего кошмарных снов в старшем Iдошкольном возрасте, где максимум страхов, мо­тивированных страхом смерти.

5. Переживание смерти впервые происходит во сне, опережая дневные страхи сказочных пер­сонажей, но сохраняя их в дальнейшем в виде страхов чудовищ и внезапного воздействия.

6. Более выраженный инстинкт самосохране­ния у девочек находит отражение в большей час­тоте и повторах КС, как и в более раннем пережи­вании смерти во сне.

7. Психологическими механизмами зараже­ния мальчиков страхами и, соответственно, кош­марными снами является невротическая привя­занность к матери, подчеркнутая отсутствием от­ца, недостаточным влиянием или жестокостью. В большей степени это наблюдается в младшем дошкольном возрасте. У девочек ведущее значе­ние в трансмиссии кошмарных снов имеет меха­низм полоролевой идентификации с тревожно-м­нительной и невротичнои матерью в старшем дош­кольном возрасте.

Мы убедились, подтверждая исходную гипо­тезу об отражении в КС возрастных проблем раз­вития детей, нарушенных семейных отношений, неадекватности воспитания и неблагоприятных личностных особенностей родителей, что ввиду своей диагностической функции и отрицательного

Ночные страхп

влияния на психическое здоровье КС заслужива­ют самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупрежде­ния появления неврозов как психогенного заболе­вания формирующейся личности ребенка. При уже развившемся неврозе кошмарные сны помога­ют лучше понять переживания детей, их внутрен­ний, психологический конфликт и эффективно ис­пользовать современные методы психотерапии не­врозов, нарушенных отношений в семье и непра­вильного воспитания.

Приложение

"УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА"

Приложение

Приведем рисунки детей, отражающих пере­живания страха в дневных и ночных снах.

Дневные страхи у детей

Особое внимание один мальчик 8 лет обращал на се­бя в новых, незнакомых ситуациях. Пройти по улице или площади, где нет людей, для него было просто невозмож­но. Можно было потеряться, исчезнуть без личного телох­ранителя-матери и это объяснимо по крайней мере в дош­кольном возрасте. Но чтобы быть неспособным преодо­леть ряд открытых пространств по дороге в школу и вцеп­ляться в руку матери, как последнюю надежду — это яв­но отличалось от поведения сверстников. Суть в том, что дома он психологически один среди ссорящихся взрос­лых. Все его попытки открыться, наладить контакт не увенчались успехом, до него никому не было дела в семье, которая то рушилась, то восстанавливалась и остановить этот процесс было не в его силах. Учится мальчик в очень суровой английской школе, что для него синоним неврас­тении, раз он не такой быстрый (флегматик), да еще пере­ученный (насильно) левша. Дали мы задание нарисовать страх открытого пространства. На рисунке изображена безжизненная территория, где нет ни души, кричи — не докричишься; дома, люди так далеко, почти за горизон­том, в другой галактике. Эффект от такого рисования был нулевым, но начало положено уже тем, что мальчик отва-

Приложение

жился нарисовать свой страх, за что и заслужил одобре­ние и похвалу автора и работающих с ним ассистентов. Через неделю был принесен другой рисунок с предвари­тельной установкой нарисовать себя небоящимся. На ри­сунке мальчик изобразил себя с собакой на поводке (что­бы не сбежала и он не остался один). Восприятие стало менее тревожным, что заметно по внесению цветового разнообразия в изображение домов и фонарей. Другой, более благополучный мальчик нарисовал бы на месте со­баки кого-нибудь из сверстников или членов семьи. Но как раз с ними и нет эмоциональной близости у автора рисунка. И собачки у него нет, только воображаемая. Тем не менее "мечтать не вредно" и легче ему стало перено­сить страх одиночества, а именно он и закодирован в со­циально-опосредованном страхе открытого пространства. Для сравнения, в страхе замкнутого пространства, как обратной стороны страха открытого пространства, скрыт инстинктивно обусловленный страх смерти, что и под­твердили приведенные ранее данные ЭВМ анализа стра­хов. В свою очередь страх одиночества предопределен от­сутствием эмоциональной поддержки в семье и конфлик­тами родителей, поэтому и может пройти окончательно только после налаживания внутрисемейных отношений.

Приложение

Каких же чудовищ можно бояться днем и ночью — видно из рисунка мальчика 8 лет. Очень нехорошая жен­щина видна слева — ведьма да и только, а черт, изрыгаю-щий проклятья, ничуть не лучше. Мама у него такая же косматая, да и нервная к тому же. А отец, не смеющий возражать, но зато злоупотребляющий алкоголем и "жи­вущий за шкафом", только и способен "метать молнии", да и то в другую сторону, лениво переругивась с периоди­чески "достающей" его супругой. О соотношении сил на семейном фронте можно судить по размерам персонажей на рисунке. Эффект от первого рисунка отсутствовал, и было предложено еще раз нарисовать чудовищ и себя, как небоящегося. На втором рисунке чудовища становят­ся пигмеями, их можно затоптать, как и выразить симво­лически свой гнев и недовольство.

Приложение

Что можно испытать в темноте, видно из рисунка мальчика 8 лет с неврозом страха. Это какое-то надгробие с последним фото. Темнота давит, да и раздавить может. Произошла актуализация страха, но она не повлияла на его устранение. Другое дело, когда по нашему совету мальчик нарисовал себя, как небоящегося, раздвинул стены подземелья, разорвал путы одиночества и освобо­дился от страха.

Приложение

Если бы вы увидели этот рисунок девочки 9 лет в цвете, то поневоле бы поразились, как удачно подобраны цвета, правда, в верхней части фигуры преобладает крас­ный цвет возбуждения и беспокойства, и все простран­ство рисунка разрисовано разными линиями. Итак, бес­покойство в квадрате имеется. Еще бы — держит гитару во время экзамена. Учится она в музыкальной школе, а в ней преподаватели еще более требовательными бывают, чем в обычной школе. С задачками, способностями у на­шей ученицы все в порядке, но вот от ожидания и волне­ния может перегореть, стушеваться, не так исполнить, хотя и с вдохновением. Другой бы махнул на это рукой — чего не бывает, здесь же сплошные переживания, слезы, рыдания. Более чем развитое самолюбие следовательно, да и ориентация только на успех, без всяких промежуточ­ных состояний. А то, что она максималистка — все или ничего, тоже кое-что значит. Не забудем и четверых взрослых дома, огорчать которых — себе дороже. Да и без конца все дружно повторяют: "Ты только не бойся". Она же слышит: "Бойся, бойся, бойся..." За неделю до очеред­ного экзамена мы посоветовали бабушке и дедушке уехать на дачу, матери заняться без конца откладывав-

Приложение

4О1

мыми домашними делами, а отцу задержаться на работе и заодно перевыполнить план. С девочкой же была прове­дена психотерапевтическая беседа, после которой она и нарисовала себя на экзамене, как бы заранее проиграв в уме возможную реакцию на неудачу. За два дня до экза­мена ей было предложено прийти с гитарой в наш центр, где мы психологически с юмором обыграли будущий эк­замен. Впервые за много лет она смогла рассмеяться, вместо того чтобы дрожать и плакать, когда увидела сре­ди экзаменаторов муляжи Бабы Яги на помеле и черта с тросточкой, выполненных в человеческий рост и озвучи­ваемых другими участниками игры. Скованность исчез­ла, а вместе с ней и прошел страх перед экзаменом. Эта же девочка нарисовала с не меньшим успехом и страх перед ответами у доски в обычной школе (см. рисунок ниже). С остальными страхами справиться стало легче, проиграв их по очереди. Так что через два месяца смогла она без лишних страхов и волнений учиться, да и до­машних не пришлось больше отправлять куда-нибудь перед экзаменами.

4О2

Приложение

Какие бывают страшила: кикимо­ра, водяной, оборо­тень, призрак и т. д. А этот страшила у девочки 9 лет ни на кого не похож, если не считать сходства с некоторыми людь­ми. Волосы-космы — это закрытость, не­кая темная сущ­ность; глаза-бурав­чики ничего доброго не предвещают; нос крючком — хитрость и высокомерие обе­щают, а рот явно го­ворит о криминаль­ных наклонностях его обладателя. В этом образе сосредо­точились непринимаемые девочкой темные силы, агрес­сивность, злость, хитрость и высокомерие, асоциальный и уже этим безнравственный образ жизни. Еще раз это до­казывает социальность, если не гиперсоциальность де­тей, заболевающих неврозами, которые по своим нрав­ственно-этическим установкам отличаются от большин­ства сверстников бескомпромиссным неприятием двой­ственности и лжи, угодливости и приспособленчества; зла и коварства, агрессивности и жестокости, равно как бездушия и высокомерия. Вот почему, перефразируя из­вестные слова М. Горького, мы можем сказать: "Невро­тик — это звучит гордо". Не каждый даже при "желании" может заболеть неврозом, необходимо определенное свое­образие характера и личности. Большинство сверстников располагается между негативным и позитивным полюса­ми личностного реагирования в зависимости от обстоя­тельств и жизненного опыта.

Приложение

4ОЗ

Это сооружение нарисовала девочка 11 лет, когда мы попросили ее проиллюстрировать страх смерти. А слова были такие: "Я не хочу, чтобы кто-нибудь из моих род­ных умер". Заметьте, не она, а родные; страх смерти пре­вратился из эгоцентрического, направленного на себя, в альтруистический — по отношению близких. И еще, ри­сунок сделан во времена, когда все поголовно были пио­нерами и комсомольцами, но ни один учащийся из этих организаций так и не нарисовал могилу со звездой или что-нибудь подобное. Только христианский крест! Тыся­челетнюю традицию, как видим, сразу не отменишь, да­же после многолетней советской власти. Нелишне будет и спросить — способна ли эта девочка страдать, любить и привязываться. Безусловно. Рисунок, и сам страх смерти близких, их утраты, разлуки — тому доказательство. Те­перь вспомним, что показывается по телевизору в "век де­мократии", а фактически анархии — низкопробная рек­лама, садистские фильмы, культ насилия и денег любой ценой, бесконечные убийства — и все, достаточно, страха смерти нет, как и способности любить, давать, а не отни­мать жизнь.

4О4

Приложение

"Мужчина, кото­рого я боюсь" — так назвала рисунок де­вочка 12 лет. Если приглядеться внима­тельнее, то это будет не совсем мужчина, смотрите — шарфик, цветочек в петлице, кофта, женский тип лица — говорят не в его пользу. Вверху кепка-козырка и звез­да под ней красноар­мейская проглядыва­ет — это вроде бы мужское. Разгадка со­стоит в страхе девоч­ки перед начинающи­мися половыми изменениями. Родители хотели мальчи­ка, да и сама девочка больше с мальчишками общалась. А тут возраст подоспел и стала она меняться, пусть и понем­ногу, уходить от своей прежней женской психологии — страх и возник. Тогда кто же мужчина на рисунке? Это она и есть, в своем страхе и растерянности, неизбежности перемен. Подумывала она уже почти навязчиво — а не сесть ли ей на диету, чтобы стройной была и формы бы не выделялись. Путь ей тогда был бы один — к неврозу (не­рвной анорексии) в лучшем случае или к психозу (шизоф­рении). Благо, удалось нам так похвалить девочку, что она такая хорошая и дальше будет еще лучше, что посте­пенно она перестала думать о своих навязчивых мыслях. И маме, по восточному полной женщине, мы предложили не зацикливаться на этом, а войти в более тесный эмоцио­нальный контакт с дочерью, не мешая, а наоборот, спо­собствуя восстановлению отношений с отцом, на которого походит дочь как две капли воды.

Приложение

UO5

Очень уж великой недотрогой показывает себя девоч­ка 14 лет: "Меня кто-то обидел в школе". Происходит это каждую минуту, но не все реагируют такими бурными слезами, отчаянием и бегством. С одной стороны, она от природы более чем эмоционально чувствительна и впе­чатлительна, с другой, стала все близко к сердцу прини­мать, легко расстраиваться и обижаться от неровных от­ношений дома (а девочки, заметим, в большей степени ре­агируют на них, чем мальчики). А тут еще и возраст пу­бертатный подошел и со сверстницами отношения стали напряженными, поскольку стала она претендовать на ис­ключительное положение, да только в своем представле­нии, не делая никаких реальных шагов и не вступая ни в какие компромиссы.

Приложение

Вот какая нехорошая история приключилась с одним мальчиком 14 лет. Стал он все больше и больше бояться школы. Дрожь возникает перед входом в школу, а сама школа больше на исправительное учреждение походит.

Попав с таким трудом в нее, не знает куда ему пой­ти — растерянность налицо. Еще бы, вроде все учил, но как назло у доски от волнения мысли путаются, учитель­ница же сурово смотрит на него, как на последнего болва­на (на следующем рисунке).

Приложение

ЦО7

А в отношении физика и вообще иллюзий нет, раз он считает, что способен содрать шкуру (см. рисунок ниже).

Все дело в том, что тревожно-мнительные и одновре­менно сверхтребовательные родители, действительно, мо­гут "содрать три шкуры" за любую плохую оценку. Вот он и боится школы, ответов невпопад и учителей-деспотов. Но не он был виноват, как можно догадаться, а сами роди­тели, страх перед которыми и проецируется на школу.

Приложение

Ночные страхи у детей

Зато

Вы когда-нибудь видели Бродячего Осьминога? Нет.

его видел неоднократно во сне мальчик 4 лет, имею­щий чрезмерно строгого и наказующего отца, от которого никуда не уйти, как и от щупалец Осьминога.

Приложение

4О9

Именно в 4 года девочки больше всего на свете боят­ся ведьмы — Бабы Яги, которая и матери лишит и рас­праву учинит, да такую жуткую, что и вспоминать всю жизнь не хочется. Ведьма является во всем антиподом матери. Мать жизнь дала, да и любовь в придачу; ведьма жизнь отнимает и ненавистью пылает. А девочка добрая и ласковая, нежная и привязчивая, и мать она любит. Да вот беда, терпения у матери не хватает, работать пошла с двухлетнего возраста дочери, кричать и угрожать стала. Кается потом, дочь обнимает, а той и снится, что совсем ее уже не любят, одна ведьма на небосклоне, мать куда-то пропала, осталась она одна-одинешенька, а ведьма, при­щурившись, только и ждет своего звездного часа. Между прочим, рисунок этот явно отстает от возраста, находится где-то в районе 2—3 лет. Получается, ведьма какая-то не­доразвитая. Так и есть, она уже из прошлого девочки, именно в два с небольшим года она и начала появляться во сне — такой и осталась неизменной.

Приложение

У более чем чувствительной и талантливой девочки четырех лет горит дом во сне. Действительно, обстановка в семье оставляет желать лучшего — много ссорящихся между делом, вспыхивающих, как порох, взрослых. Оба родителя стали лечиться — чего ни сделаешь ради един­ственной и неповторимой. Да и остальные взрослые сдер­живаться научились. А девочка через месяц от радости нарисовала уже не пожар, а флаги на башнях, хотя дыма еще хватает. И стала спать более спокойно.

Приложение

Так и можно познакомиться во сне со смертью в 5 лет, когда паук, похожий на череп, твердо заявляет мальчику что он его съест. Образ паука сформировался под влиянием осознания предстоящего конца, нет не све­та, а его самого и частых разговоров в семье о болезнях и смерти. Кроме того, он оплетен бесчисленным количе­ством правил, предписаний, без которых не может сде­лать ни одного шага самостоятельно.

Приложение

Не избушка, а дом на курьих ножках в повторяю­щемся сне у мальчика 5 лет. Гуляет дом сам по себе, как и единственный близкий человек — бабушка. Поддержи­вал его в чем-то дедушка, но умер, а бабушка, и так не­равнодушная к алкоголю, запила с горя и исчезла из до­ма, не подав никакой весточки. Ну чем не ассоциация с Бабой Ягой. Похитила она остатки счастья у внука, кото­рых сейчас не восстановить. Куда смотрят родители, ста­нет ясно по отношениям в семье в настоящем. Отец и мать создали образ "не-родителей" для сына тем, что они без устали кричат, ссорятся и выясняют отношения любыми способами. Не удивительно, что не крыша, а дом поехал у мальчика. Нет у него дома, семьи, родителей, как тако­вых, да и близкой для него раньше бабушки.

Приложение

Странный сон приснился девочке 6 лет: человек с красной кожей заколдовал мальчика. Причем тут маль­чик, если автор сна — девочка Но как мы убедились, просто так кошмарных снов не бывает. Так и здесь. Роди­тели хотели только мальчика и никого больше, после вы­кидыша и замершей беременности. А теперь они вымеща­ют на дочери все свое раздражение и недовольство, да еще как! Послушаем ее: "Я прошу бить не по ногам ремнем, а по попе, потому что мне больно ходить, а он (отец) бьет меня еще сильнее". Отец, как видим, не стал от огорче­ния пить горькую, а пытается сделать из девочки желез-t ного мальчика. Вот и кожа красная у него на лице от гне­ва, да и "мальчики кровавые в глазах" стоят, а чем-то по­хожая на него дочь воспроизводит себя, как и полагается, /тльчиком, только более бледным, призрачным по срав­нению с отцом-истуканом.

Приложение

Привидение во сне у мальчика 6 лет, в возрасте наи­большей активности страхов смерти. Недоброе расплыв­чатое лицо у привидения, уносящего, подобно вьюге, мальчика с собой. Никто его в семье не может успоко­ить, как и придать веру в себя. Все взрослые заняты сво­ими разборками и проблемами. Что же остается приви­дению, если уж у него такое черное дело? Конечно же пу­гать, жмуриться, угрожать, подобно тому как это дела­ют родители.

Приложение

Как есть теория происхождения Вселенной от Боль­шого Взрыва, так и в сне девочки 6 лет происходит взрыв Страхов Смерти. Последний день Помпеи... а для нее — последний день беззаботного существования, или, если хотите, детства, омраченного дальше все большим коли­чеством страхов. Незадолго до этого умерла бабушка — самый близкий человек, и эстафету страхов подхватил наиболее чувствительный к ним возраст, да еще болезни, оперативное удаление аденоидов, неспособность родите­лей помочь ей освободиться от страхов, и невроз страха впридачу. Бабушку мы вернуть не могли, но возвратили девочке жизнерадостность совместными с родителями иг­рами, устраняющими страхи.

Приложение

Черти, живущие во сне у мальчика 7 лет, который и обмачивается ночью от этих ужасов. Главный черт напо­минает инопланетянина, связанного крепкими узами с одним из чертиков, — ну чем не отец с сыном? Отец у мальчика как раз и есть трансцендентальная личность, живущая вне времени, пространства и семьи. Мать тоже не близко — занята младшим сыном; вот и получается, что черти только подчеркивают страх небытия и эмоцио­нальной изоляции — неприятия в семье.

Попложенпе

Очень хорошей, доброй, ласковой девочке 7 лет, к со­жалению, заболевшей неврастенией, снятся уже не плю­шевые мишки, а чертики и злые собаки. Жизнь такая у нее пошла. Вместо любви одни требования родителей ("тяв-тяв"), а черт — это ведь извечный нарушитель пра­вил. Коварный он — подстрекает ничего не делать, отды­хать, гулять, ни о чем не заботиться. Неприемлемо все это для нашей девочки, да и черт, к тому же, явно не учи­тель ее мира. Весь какой-то ненадежный, вибрирующий, как и собственная неуверенность девочки в себе.

14 3U.M409

Приложение

Вихри враждебные веют над нами, солнце в трех ли­цах с ужасом взирает на кентавра, в спину которого нож воткнут, кровь хлещет. Девочка 7 лет, автор ночного кошмара, навзрыд рыдает. Что за беспредел такой? Опять страх смерти, но почему он так реализован? В 7 лет про­исходит, как мы знаем, возрастной перекрест страха смерти себя и родителей. На рисунке как раз и изображен страх смерти родителей, в частности отца. Злоупотребля­ет он алкоголем и на человека бывает не похож. Однажды чуть за нож не схватился. Вот возмездие и наступило. Бог же троих любит — мать, отца и дочку — семья ведь одно целое, триединство, в то время как дома нет никакого единства, а только ссоры, плохие слова и угрозы, дове­денной до отчаяния матери, что она не будет отвечать за последствия очередной ссоры. Именно их мы и видим на рисунке.

Приложение

Похищают ли инопланетяне детей? Бывает, как вид­но из рисунка страшного сна у мальчика 7 лет. Не в пер­вый раз ему снится подобное. Что это — кошмар или сво­еобразная форма общения, раз на него обратили внима­ние, пусть даже и внеземные силы? В семье одни непри­ятности — то его ругают, то наказывают, никто никогда не сказал ласкового слова, даже просто не погладил, не похвалил. В представлении родителей он ни на что не способен, раз не смог начать учиться в школе, как все. Однако, обратим внимание на рисунок. Инопланетяне ме­чут молнии, но он стоит, как ни в чем не бывало, широко расставив ноги и скорее у него снисходительная улыбка, чем страх. Так что чудовища во сне еще не самое страш­ные, поскольку днем еще хуже.

42О

Приложение

Мальчик 7 лет с возникшим в первые годы жизни не­врозом страха видит во сне: "Мне казалось, что я стою на некрепко держащемся камне, и вот-вот он обвалится, и я упаду в глубокую-глубокую реку". На рисунке его окру­жают сверху какие-то фантастические черные и красные конструкции. Вверху слева что-то, напоминающее дере­венский дом, справа — глыбы, камни. Все это давит, со­здает замкнутое пространство. Опоры нет, и есть только один путь — упасть, утонуть, погибнуть. Отчего же такой фатализм в 7 лет? Сразу скажем, родители у него хоро­шие и живут дружно. Но очень уж неуверенные в себе, мать к тому же тревожная, а отец мнительный. Отсюда большое количество страхов у мальчика (19), в том числе высоты, глубины и землетрясений, в той или иной мере присущих матери. Однако не все так просто. Родители во время ожидания ребенка и в первые годы жизни мальчи­ка судились с соседом по общей квартире, так что волне­ний хватало. Роды были нелегкими, повернулся он не ту-

Приложение

да головкой в последний момент, и врачам пришлось при­менить кесарево сечение. Страх глубины и отчасти высо­ты — оттуда, когда его вынимали из матки. Кстати гово­ря, высоко поднимать новорожденного, даже обычным способом, чтобы показать — "Вот он какой!", тем более подбрасывать, мы бы явно не рекомендовали. От страха глубины — аналога страха замкнутого пространства — можно также легко приобрести страх высоты. Если снова взглянуть на рисунок, то верхняя его часть может напо­минать замкнутое пространство матки, где он и испытал смертельный ужас при невозможности родиться, мог бы также захлебнуться в околоплодных водах, а изображе­ние половины матки ясно и так — она была разрезана по­полам при операции, открыв тем самым ему путь к спасе­нию и жизни. Во время этого процесса матка содрогалась от механических воздействий, да и после родов сосед пе­риодически устраивал родителям "землетрясения" в квартире. Вот почему мальчик не мог выносить громкого шума, голоса и сразу начинал плакать. Прошло несколь­ко лет после скандалов, родители живут теперь в отдель­ной квартире, а невроз... остался, пока мы не помогли мальчику.

Приложение

Танец с саблями. В данном случае — со змеей. Здесь не столько отображен страх перед ней во сне, сколько ЗАКЛИНАНИЕ: "Чур, не трогай меня, встань передо мной, как лист перед травой". Змея подозрительно похо­дит на одетого по всем правилам отца, причиняющего по­стоянную боль мальчику 7 лет, физически наказывающе­го при любом несогласии с ним при полном попуститель­стве крайне деловой и принципиальной матери.

Приложение

Страшный своим содержанием сон у мальчика 7 лет с невротическим заиканием, спрашивающего у Бабы Яги: "Кто вы?" Очень уж походит она на мать, изображенную на другом рисунке. Но подобное признание, да и то не­полное, может произойти только во сне. Фактически Баба Яга — это все более завязанная на конфликте с мужем-алкоголиком мать мальчика, становящаяся раздражен­ной, нетерпеливой, злой и физически наказующей. Так что конфликт дорого стоит. Психологически мальчик уже потерял отца, теперь теряет мать, превращаясь в пе­чально известный образ эмоционального сироты при жи­вых родителях. Теперь понятно, почему печаль, страх и тлеющая надежда присутствуют в его сакраментальном вопросе: "Кто вы?" Мальчик боится превращения матери в Бабу Ягу и еще надеется, что она изменится в лучшую сторону и станет такой же, как прежде.

Приложение

Так один очень чувствительный мальчик 8 лет рису­ет свои боли. Даже ночью разряды раздражения, агрес­сии и беспокойства взрослых настигают его бедную голо­ву, которая и накалилась, как сковорода. Как же защи­тить себя, хотя бы во сне? Конечно же, через громоот­вод — тарелку-щит. И лицо, пусть и постепенно, начина­ет светлеть. И руками не нужно хвататься за голову. Легче стало, хотя бы во сне.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.