Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Подросток — в сознании возникает Ernstspiel.



 

Вот человек (лат.).

Окружающая среда (нем.).

Серьезная игра (нем.).


 


С. Выготский

 

В теории Эльконина не отходим от среды, а идем от самого ребенка (один этап развития обусловливает другой) — это верно.

Summa Summarum1. В игре мы имеем движение ре­ бенка в чистом плане значений inde свобода, воображение, реализация желаний etc. Это главное. Но это же самое мы имеем в реальном восприятии: слияние видимого с значени­ ем = восприятие предмета. К теории восприятия, которая теснейшим образом связана с теорией игры, так что одно без другого непонятно (летальные и фугальные пути, обоняние, константность, предметность, произвольность, система). В восприятии — слияние зрительного образа А с значением А, а здесь слияние зрительного образа А с значением В.

Мы: если б здесь был конь!

К игре: 1) не преобладающая, но ведущая функция, но может быть и заведущая, т. е. заводит в сторону от нормаль­ ного развития; 2) аффективный момент — не удовольствие, но его не вычеркнешь; 3) первые основы профессиональной деятельности — ребенок до 3 лет вообще не понимает, что значит быть доктором, капитаном (т. е. функции их), а толь­ ко функции вещей близких: в игре ребенок учится взрослой деятельности и труду вообще; 4) всякая ифа есть игра с пра­ вилом: в этом суть мнимой ситуации с точки зрения поведе­ ния; 5) ребенок учится в игре своему «я»: создавая фиктив­ ные точки идентификации — центры «я»: inde социальная природа «я». Ср. Rollenspiel2; 6) ребенок имеет уже «я», но не осознает его, имеет внутренние процессы, но не осознает их — в игре prise de consciences3 о себе и своем сознании: раньше мысль и вещи слиты, не дифференцированы. Здесь из-за расхождения смыслового поля и оптического с главен­ ством смыслового отделяется в действии мысль о вещи от вещи и начинается действие от мысли о вещи, а не от вещи. Это основа свободы. Первый шаг — речь. До него, только — через других (тоже свобода; через себя, как через другого —

 

Общий вывод (лат.).

2 Ролевая игра (нем.).

3 Осознание (франц.).


 


Психология развития ребенка

 

итог этого развития). После речи — игра. Замечательно, что при утере свободы и произвольности у больных — утеря иг­ рового условного действия. Если центр в правиле, то выводы: есть ведь правило и внешнее (сидеть молча за столом, не тро­ гать чужих вещей), но для игры существенно свое, личное, внутреннее правило [принципиальное отличие двух мораль­ ных правил у ребенка, по Пиаже, — из унилатерального и му-туального сотрудничества]: внутреннее самоограничение и самоопределение. Осознание «я» в игре, осознание мысли, «я хочу» в игре — ср. грамматика и речь. Отсюда:

парадокс «я»: в игре то радует, что я хочу, эгоцентри­ ческая деятельность; но здесь же ограничение изнутри от своего моментального «я»;

правило, ставшее аффектом: главное отличие — свой положительный эффект побеждает как сильнейший свой же импульс. Ср. Спиноза: эффект может быть побежден силь­ нейшим аффектом. — Этого не может быть в игре. Inde игра не преобладающая форма деятельности — ребенок 24 часа в сутки ниже себя в игре. Реальные аффекты он не побеждает;

ergo1: значение слова, обращенное к действию через мнимую ситуацию и правило. Здесь новое отношение между словом и действием. Раньше слово включалось в ситуацию (индикативная функция — произвольное внимание — изме­ няет структуру поля — ср. Kohler — рабы сенсорного поля) —

через слово ситуация определяла действия.

 

Здесь действие из значения вещи, а не от вещи — Auffor-derungscharakter2 переносится на значение слова;

это возможно только благодаря микроскопическому молекулярному изменению самого состава восприятия (мо­ лекулярные движения определяют самые важнейшие свойст­ ва внешние вещей): раньше в восприятии главенство было за фигурой, т. е. предметное восприятие = фигура/смысл. Здесь обратное: главенство за значением, т. е. предметное воспри­ ятие = смысл/фигура. Это переход к игре. Слово биполярно

 

 Следовательно (лат.).

Призывающие, притягивающий характер (нем.).


 


Л. С. Выготский

 

ориентировано, оседая значением в мысли и смыслом в вещи: перенесение смысла внутрь — на свои процессы и дей­ ствия. Фугальные пути позже обкладываются миелином + интерцентральные процессы изменяют фугальные;

 

всякая игра с правилом есть мнимая ситуация (обратно первому §: всякая мнимая ситуация есть игра с правилом): например, шахматы — раз правило — ergo ферзь и конь дик­ туют иное поведение, чем деревянные фигурки. Но первона­ чально правило в игре не осознано — себе — его надо от­ крыть (оно скрыто) в игре с куклами и лабильно (зависит от прихоти), — а дальше оно осознано, дано непосредственно в так называемых играх с правилом (в них надо открыть скры­ тую в них мнимую ситуацию).

Центральный тракт развития игры: от открытой мнимой ситуации со скрытым правилом и скрытой целью, с лабиль­ ными — мнимостью, правилом и целью — к скрытой мнимой ситуации с открытыми правилами, целью и константными мнимостью, правилами и целью (игра в куклы — [есть и в до-игровой деятельности] — игра в шахматы — полюсы разви­ тия), т. е. из игры извлекается ее суть;

отношение к символике: поэтому игра не есть символи­

ка: символ — это знак, но кукла не есть знак дитяти, а ре­

зультат отдаленной символики: смысл, отделенный от вещи, — путь к мышлению чистыми предметными смысла­ ми, отрешенными от вещей (идеаты) — вместо образов — идеалы (понятия). Чисто символическая игра невозможна для ребенка. Ergo: пример Коффка: 2 способа поведения с куском дерева, не из символа (один способ) + вещь, а из зна­ чения и вещи, т. е. вещи с двумя значениями — куклы и щепки — это точное и адекватное описание факта игры: ergo не 2 мира и 2 структуры, а один мир;

пропускание через переживание: итак, ребенок не сим­ волизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности — сравни время — сутки, полчаса — иначе представлены в игре; пространство — в игре 5 шагов и 100 верст etc. Ребенок,


 


Психология развития ребенка

 

желая, выполняет, думая, действует. Неотрывность внутрен­ него действия от внешнего: воображение и осмысление и воля, т. е. внутренние процессы во внешнем действии;

 

игра как тип деятельности и развитие высших психо­ логических функций (которое есть тоже социогенезис) — единство противоположностей. Противоречие игры: свобод­ ная деятельность, т. е. произвольная — вся во власти аффек­ та, так что ее считали инстинктом, т. е. в непроизвольном и неосознанном виде, внутреннее во внешнем, т. е. противоре­ чие психологических функций (элементарных и непосредст­ венных) с их системой и типа деятельности (свободной, про­ извольной), — оно разрешается в переходе к внутренней речи

высшим психологическим функциям: причина развития этих новообразований школьного возраста в игре. Мавр сде­ лал свое дело: Мавр может уйти.

Дополнение к пункту «е»: отношение между функциями

игрой. Путь от игры к внутренним процессам в школьном возрасте — внутренняя речь, вращивание, логическая па­ мять, абстрактное мышление (без вещей, но в понятиях) есть главный путь развития, кто поймет эту связь, тот поймет главное в переходе от дошкольного к школьному возрасту.

В игре ребенок оперирует значениями, оторванными от вещей, но неотрывными от реального действия с реальными предметами: в этом противоречие, но отрыв значения лоша­ ди от реальной лошади и перенос его на палочку (веществен­ ная точка опоры, иначе значение улетучится, испарится) и реальное действие с палочкой, как с лошадью, [т. е. ребенок раньше действует со значениями — как и с вещами, — а потом осознает их и начинает мыслить; т. е. так же, как до грамматической и письменной речи, ребенок Имеет умения, не знает, что имеет их, т. е. не осознает и не владеет ими про­ извольно, так же точно ребенок имеет значения, оперирует ими, но не знает этого и произвольно не владеет ими; в игре ребенок несознательно и произвольно отрывает значение ло­ шади от лошади, но он хочет быть всадником и непроизволь­ но пользуется тем, что можно оторвать значение от вещи, т.


 


С. Выготский

он не знает, что он делает; не знает, что говорит прозой = ср. Лурия: теория стекла — не замечает слова inde — функци­ ональное определение понятий, т. е. вещей, inde — слово — часть вещи; то же и в значениях; в школьном возрасте осо­ знание стекла — речи — и осознание значений в переходном] есть необходимый переходный этап к оперированию значе­ ниями.

Если в полтора года ребенок делает открытие: всякая вещь имеет свое имя, то в игре ребенок открывает: каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Вращивание основано на эмансипации слова от вещи в игре (бихевиорист описал бы игру и ее характерное свойство: ребенок называет обычные вещи необычными именами (словами), свои обычные дейст­ вия необычными обозначениями, несмотря на то что знает настоящие имена) и значения от слова во внутренней речи. Но так же как отрыв слова от вещи нуждается в опорном пункте в виде другой вещи, так же во внутренней речи сохра­ няется в качестве опорного пункта физическая структура слова.

Но самое замечательное в этом:

тот момент, когда палочка, т. е. вещь, становится опор­ ной точкой для отрыва значения «лошадь» от реальной лоша­ ди, ребенок не может оторвать значение вещи или слово от вещи иначе, как находя точку упора, опоры в другой вещи, т. е. силой одной вещи похитить имя у другой; перенос зна­ чения есть выражение этой слабости ребенка — он заставляет одну вещь как бы воздействовать на другую в смысловом поле. Перенос этот облегчается тем, что ребенок принимает слово за свойство вещи, не видит слова (теория стекла), а видит за ним обозначаемую им вещь. Для ребенка в плане предметной отнесенности и индикативной функции слово «лошадь», отнесенное к палочке, означает: «там лошадь», т. е. он мысленно видит вещь за словом.

То же самое в отношении собственного действия ребен­ ка: ребенок, который, стоя на месте, трясется и воображает, что едет верхом на лошади, — тем самым в критическом


 


Психология развития ребенка

 

пункте совершает опрокидывание структуры дейст­ вие/смысл.

 

Снова, для того чтобы оторвать смысл действия от реаль­ ного действия (ехать верхом, не имея возможности реально это сделать), — нуждается в опорном пункте в виде замещаю­ щего реального же действия. Но снова, если раньше в струк­ туре действие/смысл определяющим было действие, сейчас структура опрокидывается и становится смысл/действие, ко­ торое отодвигается на задний план, становится точкой опоры (опять смысл отрывается от действия с помощью другого действия) — не больше. Это снова критический пункт к чис­ тому оперированию смыслами действий, т. е. к волевому вы­ бору, решению, борьбе мотивов и прочим процессам, резко оторванным от выполнения. Т. е. путь к воле, так же как с вещью и смыслом — путь к мышлению. Ведь в волевом ре­ шении выполнение — неопределяющий пункт: ср. мои опыты с выбором и жребием с новой точки зрения. Выполне­ ние по жребию труднее (оно слепо), чем по сознательному выбору, т. е. жребий — не высшее в воле.

 

Inde в наивной психологии — созревает понимание своей операции, т. е. смысла запоминания, и переходит к высшим психологическим процессам, т. е. знак после слова в онтоге­ незе как знак для себя, в филогенезе узелок для слова (?).

 

Действие в игре впервые приобретает смысл, т. е. осозна­ ется. Действие замещает друго



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.