Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ernstspiel. 1 страница



 


 

Л.С.Выготский

 

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

 

Москва


 

 


ББК 88.8

 

 

Художественное оформление А. Бондаренко

 

 

ВыготскийЛ. С.

92Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с. — (Библиотека всемирной психологии).

 

ISBN 5-699-13731-9

 

Выдающийся отечественный ученый Лев Семенович Выготский (18%—1934), работавший во многих областях психологии и создавший несколько оригинальных научных теорий, сделал все возможное, чтобы детская психология стала полноценной наукой, имеющей свои пред - мет, метод и закономерности; он сделал все, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей. Этапы становления и развития отечественной детской психологии неразрывно связаны с именем Выготского.

 

Этот сборник избранных трудов Льва Семеновича является логическим продолжением книги «Психология развития человека» и включает в себя работы, посвященные проблемам возрастной и педагогической психологии. Подготовленный при сотрудничестве

 

педагогическим коллективом факультета психологии МГУ, дан­ ный сборник содержит основные работы Выготского, рекомендуе - мые учащимся в качестве обязательного чтения.

 

    ББК 88.8
  © Г.Л.Выготская,Е. Е.Кравцова, 2005
  © Состав. А. А. Леонтьев, 2005

ISBN 5-699-13731-9

© Оформление. А. Бондаренко, 2005

© ООО «Издательство «Эксмо», 2005


Вопросы детской психологии

 

Проблема возраста

 

ι

 

Проблема возрастной периодизации детского развития

 

По теоретическим основам предложенные в науке схемы пе­ риодизации детского развития можно разделить на три группы.

 

первой группе относятся попытки периодизации детст­ ва не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. В качестве примера можно назвать периодизацию детского развития, основанную на биогенетическом принципе. Биогенетическая теория предполагает, что существует строгий параллелизм между развитием человечества и развитием ребенка, что он­ тогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез. С точ­ ки зрения этой теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно с основными периодами истории человечества. Таким образом, за основу периодиза­ ции детства берется периодизация филогенетического разви­ тия. К этой группе относится периодизация детства, предла­ гаемая Гетчинсоном и другими авторами.

 

Не все попытки этой группы в одинаковой мере несосто­ ятельны. К этой группе принадлежит, например, попытка пе­ риодизации детства в соответствии со ступенями воспитания

 

образования ребенка, с расчленением системы народного образования, принятой в данной стране (дошкольный воз­ раст, младший школьный возраст и т. д.). Периодизация дет­ ства строится при этом не на основе внутреннего расчлене­ ния самого развития, а, как видим, на основе ступеней вос­ питания и образования. В этом ошибочность данной схемы. Но так как процессы детского развития тесно связаны с вос-


 


Л. С. Выготский

 

питанием ребенка, а само разделение воспитания на ступени опирается на огромный практический опыт, то естественно, что расчленение детства по педагогическому принципу чрез­ вычайно близко подводит нас к истинному расчленению дет­ ства на отдельные периоды.

 

Ко второй группе следует отнести те наиболее многочис­ ленные попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для расчленения на периоды. Типичным примером служит попытка П. П. Блонского (1930, с. 110—111) расчле­ нить детство на эпохи на основании дентиции, т. е. появле­ ния и смены зубов. Признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть 1) пока­ зательным для суждения об общем развитии ребенка, 2) лег­ кодоступным наблюдению и 3) объективным. Этим требова­ ниям как раз и удовлетворяет дентиция.

 

Процессы дентиции находятся в тесной связи с сущест­ венными особенностями конституции растущего организма,

 

частности с его кальцификацией и деятельностью желез внутренней секреции. В то же время они легкодоступны на­ блюдению и их констатирование бесспорно. Дентиция — яркий возрастной признак. На ее основании постнатальное детство расчленяется на три эпохи: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов. Беззубое детст­ во длится до прорезывания всех молочных зубов (от 8 меся­ цев до 2—2,5 лет). Молочнозубое детство продолжается до начала смены зубов (приблизительно до 6,5 лет). Наконец, постояннозубое детство заканчивается появлением третьих задних коренных зубов (зубы мудрости). В прорезывании мо­ лочных зубов, в свою очередь, можно различить три стадии: абсолютно беззубое детство (первое полугодие), стадия про­ резывания зубов (второе полугодие), стадия прорезывания промуляров и клыков (третий год постнатальной жизни).

 

Аналогична попытка периодизации детства на основании какой-либо одной стороны развития в схеме К. Штрагца, вы­ двигающего в качестве главного критерия сексуальное разви­ тие. В других схемах, построенных по тому же принципу, вы­ двигаются психологические критерии. Такова периодизация В. Штерна, который различает раннее детство, в течение ко-


 


Психология развития ребенка

 

торого ребенок проявляет лишь игровую деятельность (до 6 лет); период сознательного учения с разделением игры и труда; период юношеского созревания (14—18 лет) с развити­ ем самостоятельности личности и планов дальнейшей жизни.

 

Схемы этой группы, во-первых, субъективны. Хотя в ка­ честве критерия для разделения возрастов они и выдвигают объективный признак, но сам признак берется по субъектив­ ным основаниям, в зависимости оттого, на каких процессах больше остановится наше внимание. Возраст — объективная категория, а не условная, произвольно выбранная и фиктив­ ная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой воз­ раст.

 

Второй недостаток схем этой группы тот, что они выдви­ гают для разграничения всех возрастов единый критерий, со­ стоящий в каком-либо одном признаке. При этом забывает­ ся, что в ходе развития изменяются ценность, значение, по­ казательность, симптоматичность и важность выбранного признака. Признак, показательный и существенный для суж­ дения о развитии ребенка в одну эпоху, теряет значение в следующую, так как в ходе развития те стороны, которые раньше стояли на первом плане, отодвигаются на второй план. Так, критерий полового созревания существен и пока­ зателен для пубертатного возраста, но он еще не имеет этого значения в предшествующих возрастах. Прорезывание зубов на границе младенческого возраста и раннего детства может быть принято за показательный признак для общего разви­ тия ребенка, но смена зубов около 7 лет и появление зубов мудрости не могут быть приравнены по значению для общего развития к появлению зубов. Указанные схемы не учитывают реорганизации самого процесса развития. В силу этой реор­ ганизации важность и значительность какого-либо признака непрерывно меняются при переходе от возраста к возрасту. Это исключает возможность расчленения детства на отдель­ ные эпохи по единому критерию для всех возрастов. Детское развитие — такой сложный процесс, который ни в одной ста-


 


Л. С. Выготский

 

дии не может быть сколько-нибудь полно определен лишь по одному признаку.

 

Третий недостаток схем — их принципиальная установка на исследование внешних признаков детского развития, а не внутреннего существа процесса. На деле же внутренняя сущ­ ность вещей и внешние формы их проявления не совпадают. «Если бы формы проявления и сущность вещей непосредст­ венно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 25, ч. II, с. 384). Научное ис­ следование потому и выступает необходимым средством по­ знания действительности, что форма проявления и сущность вещей непосредственно не совпадают. Психология в настоя­ щее время переходит от чисто описательного, эмпирического

 

феноменологического изучения явлений к раскрытию их внутренней сущности. До недавнего времени главная задача состояла в изучении симптомокомплексов, т. е. совокупнос­ ти внешних признаков, отличающих различные эпохи, ста­ дии и фазы детского развития. Симптом и означает признак. Сказать, что психология изучает симптомокомплексы раз­ личных эпох, фаз и стадий детского развития, значит сказать, что она изучает его внешние признаки. Подлинная же задача заключается в исследовании того, что лежит за этими при­ знаками и обусловливает их, т. е. самого процесса детского развития в его внутренних закономерностях. В отношении проблемы периодизации детского развития это означает, что мы должны отказаться от попыток симптоматической клас­ сификации возрастов и перейти, как это сделали в свое время другие науки, к классификации, основанной на внутренней сущности изучаемого процесса.

 

Третья группа попыток периодизации детского развития

 

связана со стремлением перейти от чисто симптоматичес­ кого и описательного принципа к выделению существенных особенностей самого детского развития. Однако в этих по­ пытках скорее правильно ставится задача, чем разрешается. Попытки оказываются всегда половинчатыми в разрешении задач, никогда не идут до конца и обнаруживают несостоя­ тельность в проблеме периодизации. Роковым препятствием оказываются для них методологические затруднения, проис­ текающие от антидиалектической и дуалистической концеп-


 


Психология развития ребенка

 

ции детского развития, не позволяющей рассматривать его как единый процесс саморазвития.

 

Такова, например, попытка А. Гезелла построить перио­ дизацию детского развития, исходя из изменения его внут­ реннего ритма и темпа, из определения «текущего объема развития». Опираясь на правильные в основном наблюдения над изменением с возрастом ритма развития, Гезелл прихо­ дит к расчленению всего детства на отдельные ритмические периоды, или волны, развития, объединенные внутри себя постоянством темпа на всем протяжении данного периода и отграниченные от других периодов явной сменой этого темпа. Гезелл представляет динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста. Теория Гезелла примыкает к той группе современных теорий, которые, по его же собственному выражению, делают раннее детство выс­ шей инстанцией для истолкования личности и ее истории. Самое главное и важное в развитии ребенка совершается, по Гезеллу, в первые годы и даже в первые месяцы жизни. Пос­ ледующее развитие, взятое в целом, не стоит одного акта этой драмы, в наимаксимальной степени насыщенной содер­ жанием.

 

Откуда происходит такое заблуждение? Оно с необходи­ мостью проистекает из той эволюционистской концепции развития, на которую опирается Гезелл и согласно которой в развитии не возникает ничего нового, не происходит



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.