|
|||
Примерное тематическое планирование по учебному предмету «Литература» (6 класс). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Нередко изучаемое литературное произведение попадает в зону специфических интересов учащегося с РАС: он постоянно цитирует это произведение, делает большое количество тематических иллюстраций, на основе этого сюжета придумывает множество своих собственных, задает вопросы, стремится обсуждать это произведение с учителем и одноклассниками. Вместе с тем необходимо учитывать, что иногда эти специфические интересы могут быть крайне ограничены, иметь резонерский характер, в этом случае не рекомендуется вступать в непродуктивную полемику на уроке. Сильной стороной обучающихся с РАС при изучении литературы является хорошая память, которая позволяет им очень подробно воспроизводить последовательность событий в литературном произведении, главные и второстепенные сюжетные линии, действия героев, мелкие подробности, запоминать и воспроизводить большие по объему стихотворные произведения и др. Для достижения планируемых результатов необходимо: - адаптировать методы представления нового материала, опираясь, в основном, на средства визуализации (отрывки из фильмов, презентации, спектакли), способы текущего контроля и репрезентации полученных знаний (создание презентаций, выполнение тестовых заданий); - непосредственно в ходе чтения литературных произведений использовать элементы инсценировок и чтения по ролям; - учитывать, что некоторые темы могут быть усвоены только на «формальном» уровне, что приведет к специфическим трудностям при изучении последующих тем. - придерживаться особенно четкой и упорядоченной визуальной пространственно-временной структуры содержания произведения, сюжета или отношений персонажей между собой, что поможет школьнику с РАС понять мотивы и переживания героев; - опираться на реальные чувства и опыт обучающегося с РАС; - проводить дополнительную работу по разъяснению содержания текста (сюжет, композиция, позиция автора, жанр, стиль), используемых в нем фигур речи и других средств выразительности. При выборе литературного произведения для изучения и составлении заданий целесообразно опираться на специфические интересы обучающегося с РАС. Такими интересами могут быть как распространенные в среде подростков с РАС темы, связанные с метро, транспортом, космосом, солнечной системой, животными, так и более специфические - определенный фильм, рассказ или телепрограмма. Обучение с опорой на знакомые ребенку объекты и персонажи проходит гораздо эффективнее. - при непосредственном общении с учащимся с РАС педагогу следует исключить из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм, длинные грамматические конструкции (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся – 5-6 слов); При недостаточной сформированности у обучающегося с РАС графомоторных навыков, могут использоваться различные способы адаптации учебных материалов и заданий, в том числе сокращение объема письменных заданий при сохранении уровня сложности, возможность выполнения заданий на компьютере и т.д. Учитывая неравномерность освоения учащимся с РАС различных тематических областей по данному предмету, принимая во внимание его сильные и слабые стороны в овладении предметным содержанием курса «Литература», необходимо стремиться в создании для ученика с РАС ситуации успеха как в урочной, так и внеурочной деятельности по предмету. Примерное тематическое планирование по учебному предмету «Литература» (6 класс). Поэмы Гомера «Илиада» (фрагменты), «Одиссея» (фрагменты). Русские былины. Древний героический эпос народов России и мира. «Повесть временных лет» (фрагменты). Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Песнь о вещем Олеге», «Зимняя дорога», «Узник»); роман «Дубровский». Стихотворения М.Ю. Лермонтова (в том числе «Парус», «Три пальмы», «Утес», «Листок»). Песни из творчества А.В. Кольцова, из отечественной и зарубежной поэзии. Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг». Произведения с фантастическим сюжетом отечественной и зарубежной литературы. Стихотворения Ф.И. Тютчева (в том числе «С поляны коршун поднялся…», «Листья») Стихотворения А.А. Фета (в том числе «Учись у них – у дуба, у березы…», «Еще майская ночь») Сказ Н.С. Лескова «Левша». Произведения на тему детства: повесть Л.Н. Толстого «Детство» (избранные главы), повесть М. Горького «Детство», а также произведения отечественной и зарубежной литературы на тему взросления человека. Сатирические рассказы А.П. Чехова (в том числе «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»). Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор». Святочный рассказ из русской и зарубежной литературы. Стихотворения С.А. Есенина (в том числе «Гой ты Русь, моя родная…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Песнь о собаке»). Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Стихотворения о животных из отечественной поэзии ХХ–XXI веков. Рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Произведения отечественной и зарубежной литературы с нравственной проблематикой.
|
|||
|