|
|||
Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Литература» (6 класс) для обучающихся с РАССтр 1 из 2Следующая ⇒ ВАРИАНТ 2 Литература _____________________________________________________________________________________ В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся с РАС включаются в воспитание ценностного отношения к русскому языку как части самобытной русской культуры. Обеспечивается приобщение обучающихся с РАС к российскому литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование и осознание исторической преемственности поколений; обогащение словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета. Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» ориентированы на формирование культуры чтения и мышления, применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, формирование жизненных компетенций. Перечень произведений для чтения может быть дополнен произведениями (фрагментами произведений) зарубежной и отечественной литературы разных эпох, в том числе произведениями писателей родного края (с учетом регионального компонента). Основными критериями отбора произведений для изучения в основной школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям По мере освоения предмета при анализе текстов художественных произведений обучающимися с РАС должны осознанно использоваться основные теоретико-литературные понятия: художественный образ; факт, вымысел; фольклор; литературные жанры; проза и поэзия; форма и содержание литературного произведения: тема, идея, сюжет, конфликт; портрет, пейзаж, интерьер, сатира, юмор, ирония, восклицание, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, литота; ритм, рифма, строфа. Такие теоретико-литературные понятия как сказ, символ, подтекст, гротеск, риторический вопрос, могут изучаться на ознакомительном уровне. У обучающихся с РАС, в связи с их особым когнитивным профилем, возможны затруднения при изучении некоторых произведений, включенных в программу 6 класса, таких как стихи о природе, передающие настроение, но не содержащие событий. Изучение этих произведений на уроке может осуществляться на ознакомительном уровне, более углубленное изучение этих произведений может быть перенесено на индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия программы коррекционной работы.
В зависимости от индивидуальных темпов развития обучающийся может демонстрировать результаты самостоятельно или при методической поддержке учителя.
Предметные результаты по итогам изучения учебного предмета «Литература» (6 класс) должны отражать сформированность умений: - читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня (см. раздел «тематическое планирование по предмету): - определять свои читательские предпочтения; - передавать свои впечатления от прочитанного произведения; - выразительно читать наизусть не менее 7 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу; - определять и формулировать идею прочитанных произведений; - рассуждать о произведениях, использовать изученные теоретико-литературные понятия; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (в том числе балладу, драматургическую сказку), выявлять конфликт в произведении; называть отличия прозаических текстов от поэтических; формулировать вопросы, связанные с содержанием прочитанного произведения; - сопоставлять персонажей одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту; - характеризовать авторское отношение к изображаемому в произведении; - характеризовать особенности строения сюжета; - сравнивать близкие по тематике и проблематике произведения; - комментировать музыкальные, живописные произведения, связанные с литературой, кинематографические версии художественных произведений; - обогащать собственную речь, в том числе составлять словарь новых слов, и т. п.; использовать различные виды цитирования; - пересказывать художественный текст - участвовать в беседе о прочитанном, строя устное высказывание, связанное со знанием и пониманием литературного произведения;
Специальные требования к реализации учебной дисциплины «Литература» (6 класс) для обучающихся с РАС При планировании обучения литературе детей с РАС необходимо учитывать выраженные особенности импрессивной и экспрессивной форм речи и неравномерность развития психических функций и навыков. Многие учащиеся с РАС испытывают значительные трудности при пересказе текста своими словами, так как не могут отделить главное от второстепенного, а иногда и прибегают к дословному цитированию. Для детей с РАС написание сочинения, развернутого ответа на вопрос по литературе может оказаться труднодостижимой задачей, мотивы поступков героев произведений и социальный контекст могут оставаться не ясными. Переносный смысл слов, эмоциональная составляющая поэзии, метафора, ирония и другие изобразительно-выразительные средства художественной речи часто на годы остаются для многих обучающихся с РАС не доступными для освоения. Даже при хорошем усвоении теоретического материала многие навыки могут не использоваться в собственной речи, что ведет к дальнейшим затруднениям при изучении программного материала.
|
|||
|