Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пьеса «На дне»



Пьеса «На дне»

* * *

1. Работа с источником. Первая пьеса А. М. Горького «Мещане» имела грандиозный успех у простого народа. На четыре премьерных спектакля в Московском Художественном театре вместо капельдинеров были поставлены городовые, чтобы не допустить в театр нежелательных лиц и следить за настроением публики. Народ ждал от любимого писателя новых пьес. Об истории создания и первых постановках пьесы «На дне» рассказывается в книге И. Груздева «Горький».

«После Крыма Горький все лето 1902 года провел в ссылке в Арзамасе, работая над второй своей пьесой — «На дне»... В середине августа Горький узнал о прекращении «дела», в конце августа переехал в Нижний и 5 сентября в Москве читал труппе Московского Художественного театра свою пьесу, произведшую на актеров громадное впечатление».

18 декабря 1902 г. состоялась премьера новой пьесы Горького — «На дне», имевшей у зрителя совершенно исключительный успех. Последняя степень человеческого убожества, отчаяния и бесправия в сопоставлении с высокой защитой Человека и его правды — все это создавало сильнейшее впечатление, вызывая бурную реакцию зрительного зала...

«Как и следовало ожидать, — рассказывает В.И. Немирович-Данченко, — «На дне» цензурой было совершенно запрещено. Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и, в конце концов, добиться разрешения только для одного Художественного театра. От ряда бесед с тогдашним начальником главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что «На дне» было разрешено только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы».

Расчет этот не оправдался. Правительство, спохватившись, прилагало все силы к тому, чтобы локализовать успех пьесы, решительно запрещая ее постановку в других театрах. Но успех был так шумен и грандиозен, что приводил реакционных вожаков в ярость.

Монархический журнал «Русский вестник...: «Нельзя не пожалеть того общества, которое в полном оголтении самосознания, в забвении своих устоев, своих верований, в растлении нравственности рвется, как римская толпа времен цезарей, ко всякой новинке и рукоплещет в неистовстве смраду, грязи, разврату, революционной проповеди... в то время, как сам босяцкий атаман Горький Максим ударами пера, как ударами лома, рушит почву, на которой стоит это общество. Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»...

На Западе Горький был хорошо известен уже в 1899 г. «...Как ни велика, однако, была его популярность в годы 1901—1902, это было только предвестием того громадного успеха, который имела пьеса «На дне», поставленная сначала в Берлине, а затем в короткое время обошедшая сцены всех европейских стран... В Москве в первый же сезон в течение двух месяцев пьеса прошла пятьдесят раз, а в Петербурге, во время гастролей Художественного театра, двенадцать раз при переполненном зале, и каждый раз с оглушительным успехом...».

♦ Почему, на ваш взгляд, не провалилась пьеса «На дне»?

♦ Что явилось причиной ее громкого успеха у простого народа?

♦ Согласны ли вы с мнением монархического журнала, что в пьесе «На дне» только смрад, грязь и разврат?

♦ A.M. Горький — «босяцкий атаман» и «вредный писатель»?

♦ Изменилась ли точка зрения на автора пьесы «На дне» за минувшие сто лет?

♦ Почему, на ваш взгляд, пьеса «На дне» имела шумный успех за рубежом?

2. Лекция учителя. Сюжет и композиция пьесы.

В пьесе «На дне» первая характерная особенность — отсутствие деления героев на главных и второстепенных. Развитие действия здесь идет по нескольким параллельным курсам, почти независимо друг от друга. В особый сюжетный узел завязываются отношения хозяина ночлежки Костылева, его жены Василисы, ее сестры Наташи и вора Пепла — этого жизненного материала хватило бы на создание отдельной социально-бытовой драмы. Отдельно развивается сюжетная линия, связанная с отношениями потерявшего работу и опустившегося «на дно» слесаря Клеща и его умирающей жены Анны. Отдельные сюжетные узлы образуются из отношений Барона и Насти, Медведева и Квашни, из судеб Актера, Бубнова, Алешки и других.

Кажется даже, что Горький сознательно добивался разорванности действия, деля то и дело сцену на несколько участков, каждый из которых населен своими персонажами и живет своей особой жизнью. При этом возникает интересный многоголосый диалог: реплики, звучащие на одном из участков сцены, как бы случайно перекликаются с репликами, звучащими на другом, приобретая неожиданный эффект. В одном углу сцены Пепел уверяет Наташу, что никого и ничего не боится, а в другом — латающий картуз Бубнов говорит протяжно: «А ниточки-то гнилые...» И это звучит как злая ирония по адресу Пепла...

Домашнее задание

1. Подготовить устный или письменный (по желанию) ответ на вопрос «Кто из героев пьесы "На дне" произвел на вас наибольшее впечатление»?

2. Прочитать один из ранних рассказов A.M. Горького.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.