|
|||
МАКСИМ (АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ) ГОРЬКИЙСтр 1 из 3Следующая ⇒ Урок 27-28. МАКСИМ (АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ) ГОРЬКИЙ Сведения из биографии. Пьеса «На дне». Цели урока:Обзор жизни и творчества писателя. Познакомить учащихся с историей создания пьесы, ее сюжетом и композицией. План урока 1. Работа с источником. 2. Лекция учителя. 3.Доклады и сообщения учащихся о жизни и творчестве А.М. Горького.
Доклады учащихся. Примерная тематика: «Трудное детство»; «Горький и большевики»; «Горький в годы первой русской революции»; «Горький — драматург»; «Горький — публицист»; «Горький и Сталин»; «Тайна смерти Горького». Литература Басинский П. Логика гуманизма. Об истоках трагедии Максима Горького // Вопросы литературы. 1991. № 2. Иванов В. В. Почему Сталин убил Горького? // Вопросы литературы. 1993. Вып. 1. Он же. Загадка последних дней Горького // Звезда. 1993. № 1. Парамонов Б. Максим Горький: белое пятно // Октябрь. 1992. №8. Пименова В.Н. Заложник своей судьбы. М., 1992. Уайл И. Максим Горький: взгляд из Америки. М., 1993. Ход урока. Лекция учителя. Нет, пожалуй, в истории русской литературы XX в., писателя, чьи жизнь и творчество вызывали бы больше споров сегодня, чем Алексей Максимович Горький. Фактически полвека, прошедшие со дня его смерти до начала эпохи гласности М.С. Горбачева, Горький был плакатным писателем, символом эпохи, пролетарием с рождения до самой смерти, народным заступником за жизнь деятелей культуры, осмелившимся спорить с самим В.И. Лениным, основателем нового художественного метода — социалистического реализма, основоположником и первым главой Союза писателей СССР. Но в последние два десятилетия вокруг личности этого человека и его произведений кипят неутихающие споры. Кто он, академик Горький — прославленный писатель, лишь из-за политизированности Нобелевского комитета не ставший лауреатом самой престижной премии в области литературы, или посредственный конъюнктурщик, волею двух вождей — Ленина и Сталина — искусственно вознесенный на пьедестал? Попробуем беспристрастно разобраться в загадке его личности. Начнем с того, что в корне изменился взгляд на чисто пролетарское происхождение писателя. Многочисленные биографии доперестроечного периода начинались одинаково: «Отец, Максим Савватеевич Пешков, столяр-краснодеревщик, мать — Варвара Васильевна — дочь владельца красильного заведения Василия Васильевича Каширина. После смерти (от холеры) отца в 1871 г. мать с трехлетним Алешей возвращается в семью деда». Теперь стало известно, что последние годы жизни Максим Савватеевич трудился вовсе не столяром, а управляющим пароходной компании. Да и пролетарским происхождение отца Горького можно считать с натяжкой — дед великого писателя был офицером, разжалованным за дисциплинарный проступок в рядовые. Таким образом, если быть объективными, то по происхождению Алеша Пешков — из мелкобуржуазной семьи. Дед по матери В.В. Каширин прошел тернистый путь от бурлака на Волге до владельца красильной мастерской. Конкуренция в то время — время буржуазных реформ 1870-х г. была настолько велика, что Каширин разорился. У юного Алеши была своя «Арина Родионовна» — Акулина Ивановна, бабушка по матери, приобщившая мальчика к русскому фольклору, стихам, сказкам. Детство, так образно отображенное писателем в одноименной автобиографической трилогии, внезапно оборвалось в 1879 г., когда разорился дед и умерла от чахотки вторично вышедшая замуж мать. Началась жизнь «в людях» — тяжелая для подростка, но неоценимая по значению для будущего писателя, когда за несколько лет он сменил множество занятий — мальчик на побегушках в лавке модной обуви, ученик и слуга у чертежника, посудомойщик на пароходе, ученик в иконописной мастерской, десятник на стройке, статист в театре. Горький не оканчивал университетов, но данное обстоятельство не помешало Алексею стать одним из самых образованных людей своего времени, членом Российской академии наук. В широком смысле Пешков получал образование всю жизнь благодаря своему пристрастию к чтению. Смена занятий неизбежно вела к перемене мест. Юноша объездил практически всю европейскую часть страны — Север, Поволжье, Украину, Крым, Кавказ. Характерно, что полиция неоднократно арестовывала A.M. Пешкова за бродяжничество. Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний Горького. В 1887 г. он пытался покончить с собой. Именно в этих скитаниях по Руси и родилась у молодого человека тяга к сочинительству — он просто хотел рассказать людям обо всем увиденном на российских просторах. Так в 1892 году в тифлисской (Тифлис — дореволюционное название Тбилиси, ныне столицы независимой Грузии. — Авт.) газете появляется первое произведение Алексея Пешкова — рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом Максим Горький. Хотя в дальнейшем творчестве псевдонимов будет много (Иегудиил Хламида, например), именно первый закрепился и стал всемирно известным. Грубость и невежество провинциального быта отравили его душу, но и — парадоксальным образом — породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и даже вступал с ним в трагический конфликт. Гуманизм Горького нес в себе бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова, где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как спокойно встать рядом с Богом» (письмо Горького В.В. Розанову, 1912). Прогресс в писательском творчестве Горького поразителен: 1892 г. — первый рассказ, 1895 г. — начало сотрудничества в петербургском журнале «Русское богатство» — рассказ «Челкаш», а в 1898 г. уже выходит в свет первое собрание сочинений писателя. Слава его росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. 1902 г. — избрание почетным членом Российской академии наук по разряду изящной словесности. Последний российский монарх явно недолюбливал Горького и распорядился аннулировать это решение ученых. Тогда в знак солидарности со своим коллегой от звания почетного академика отказались Владимир Короленко и Антон Чехов. Как и большинство его коллег по писательском цеху, Горький шел в литературе от малых форм к большим: первые романы — «Фома Гордеев» и «Трое» появились на излете XIX в. — в 1899 и 1900 гг. соответственно. В начале XX в. Горький увлекся драматургией. Из двух пьес 1902 г. — «Мещане», «На дне» — одна на долгие десятилетия стала в советский период истории нашей страны классическим примером модели капиталистического общества. Были в творчестве писателя и другие пьесы: «Дачники» (1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905). Развенчивает образ пролетарского писателя и ранние взгляды Горького на народ: Алексей Максимович считал народ в целом и крестьянство прежде всего тупым и серым «быдлом», которого образовывать и учить культурным манерам должна интеллигенция. В этой связи представляется закономерным сближение писателя с большевиками накануне и в годы первой русской революции 1905— 1907 гг. Известно, что Горький 8 января, накануне знаменитого Кровавого воскресенья, побывал у СЮ. Витте, премьер-министра страны, пытаясь предотвратить побоище. 9 января в порыве чувств Горький пишет страстную прокламацию «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств», где содержится призыв «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием». За эту листовку писателя арестовали и заключили в Петропавловскую крепость — политическую тюрьму в центре столицы. Пол давлением мировой общественности Горького освобождают, но тот не прекращает участия в революционных событиях: во время декабрьского 1905 г. вооруженного восстания в Москве снабжал рабочих оружием и деньгами. Опасаясь репрессий со стороны властей, A.M. Горький уезжает в США, где пытается собрать деньги для большевистской партии. Культурную программу пребывания в Америке — встречи с американскими коллегами Марком Твеном и Гербертом Уэллсом — Горький сочетал с напряженным творческим трудом — там начинается работа над романом «Мать» и пьесой «Враги», пишутся путевые очерки «В Америке». О романе «Мать» мнение сегодняшних читателей далеко неоднозначно. Можно принимать или не принимать образы главных героев — Павла Власова и его матери, можно читать между строк и найти много интересных завуалированных подробностей о жизни рабочей слободки начала XX в., — в любом случае это произведение далеко не рядовое и изучать его в выпускном классе средней школы для осознания причин большевизации страны, на наш взгляд, все-таки необходимо. Семь лет, с 1906 до 1913 г. A.M. Горький прожил на итальянском острове Капри — состояние здоровья требовало теплого влажного климата. «Каприйский» период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о «конце Горького», которое было вызвано его увлечениями политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести «Мать» (1906; вторая редакция 1907). Он создает повести «Городок Оку-ров» (1909), «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915—1916), цикл рассказов «По Руси» (1912—1917). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко оцененная А.А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства, которое Горький проповедовал в каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой». Первая мировая война тяжело отразилась на душевном состоянии писателя. Она символизировала начало исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум, принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до «окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум человеческий был бессилен перед логикой исторических событий. В стихотворении Горького 1914 г. есть строки: «Как же мы потом жить будем?//Что нам этот ужас принесет?//Что теперь от ненависти к людям // Душу мою спасет?» Октябрьская революция подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не «музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры. В «Несвоевременных мыслях» (цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917—1918 гг.; в 1918 г. вышли отдельным изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране. Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим народом. Непоследовательность позиции отразилась и в его книге «О русском крестьянстве» (1922). Несомненной заслугой писателя была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е.И. Замятин, А.М. Ремизов, В.Ф. Ходасевич, В.Б. Шкловский и др.). Едва ли не ради этого задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой интеллигенции, описанных в романе О.Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К.А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в том числе А.А. Блока, Н.С. Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин окончательного разрыва Горького с большевиками. С 1921 по 1928 г. Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поменяв много стран, поселился в Сорренто (Италия), не прерывая связей с молодой советской литературой (Л.М. Леоновым, В.В. Ивановым, А.А. Фадеевым, И.Э. Бабелем и др.). Написал цикл «Рассказы 1922—24 годов», «Заметки из дневника» (1924), роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина» (1925—1936). Современники отмечали экспериментальный характер произведений Горького этого времени, которые создавались с несомненной оглядкой на формальные искания русской прозы 20-х гг. В 1928 г. Горький совершил «пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским руководством, которому был нужен писатель с мировым именем — пропагандистское прикрытие режима. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело; Горький возвратился на родину. Как художник он целиком погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за сорок лет; как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие перед лицом мирового сообщества. Многочисленные статьи Горького создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы мысли и искусства — фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными Беломорско-Балтийского каната им. Сталина. Организовал и поддерживал множество предприятий: издательство «Academia», книжные серии «История фабрик и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также Литературный институт, затем названный его именем. 26 октября 1932 г. на квартиру к Горькому приезжает Сталин со своими приближенными. Конечно, не из праздного любопытства — узнать, как живет признанный гений советской литературы, а на встречу с хозяином и писателями, «случайно» зашедшими в тот день в гости к Алексею Максимовичу. На той встрече вождь назвал писателей «инженерами человеческих душ» — блистательное и очень точное определение в контексте того, что тот же Сталин на той же встрече именует «искусством социалистического реализма». В 1934 г. Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Одни исследователи утверждают, что после трагической смерти сына к Горькому пришло прозрение, понимание того, что он был всего лишь игрушкой в руках могущественного Сталина. Действительно, его творчество последних лет, мягко выражаясь, не совсем нравилось Сталину. Известно, например, что писатель создал шесть редакций очерка «Ленин», пока шестая не устроила официальную власть. Ни книги, ни даже очерка о Сталине Горький так и не написал. Однако версии о насильственной смерти сына и отца до сих пор не нашли документального подтверждения. Известно, что Горький неоднократно просил правительство и лично Сталина разрешить выезд на Капри для лечения. Но разрешения не последовало: вождь опасался, что за границей Горький может рассказать правду о событиях внутри страны. Тем временем хроническая болезнь легких все более и более прогрессировала. В последние дни жизни Алексей Максимович оказался в полном одиночестве: у постели больного никого, кроме медиков, не было. На похоронах у гроба сошлись три женщины. Первая и единственная законная жена Екатерина Павловна Пешкова, родившая Горькому двоих детей — дочь Екатерина умерла ребенком, а сын Максим умер в 1934 г.; Мария Федоровна Андреева, актриса МХАТа, в гражданском браке с которой Горький прожил почти шестнадцать лет, и Мария Игнатьевна Будберг — романтическая привязанность, своеобразная олицетворенная мечта писателя. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
|
|||
|