|
|||
Тема Основные понятия о государствеСтр 1 из 5Следующая ⇒ Тема Основные понятия о государстве 1.Понятие, признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим 2. Правовое государство 3. Государственный механизм и его структура. 1.Государство — это организация суверенной политической власти общества, распространяющей ее на свою территорию и население на основе юридически обязательных велений. Государство как социальный институт обладает следующими признаками: • суверенитет - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах. • территория; • население; • публичная власть-система гос.органов; • аппарат управления – президент, правительство и т.д; • аппарат принуждения (правоохранительные органы); • армия; • право; • налоговая система; • государственные символы (флаг, герб, гимн). Функции государствапредставляют собой основные направления его деятельности и могут быть классифицированы по разным критериям. Выделяют следующие функции государства: 1.внутренние или внешние (в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач); К внутренним функциям государства относятся: • экономическая (выработка экономической политики, установление правовых основ рынка и ценовой политики); • социальная (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); • экологическая (строительство гидромелиоративных, ирригационных, транспортных и иных общественных систем); • информационная; • налоговая; • охранительная. К внешним функциям государства относятся: • оборонная; • внешнеэкономическая; • функция культурного сотрудничества; • дипломатическая; • экологическая; • информационная. 2.постоянные или временные (по продолжительности их существования и деятельности); 3.законодательные, управленческие, правоохранительные или информационные (по принципу разделения властей). Форма государства — это организация и устройство государственной власти, которая характеризуется формами правления, государственного устройства и политическим режимом. Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами. Выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Монархия— форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Республика— форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, а срок их полномочий конституционно ограничен. Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская, парламентская и смешанная республики (кроме того, некоторые ученые выделяют суперпрезидентскую республику). Для президентской республики характерно следующее: • глава государства является и главой правительства; • глава государства избирается населением; • правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним; • глава государства не имеет права роспуска парламента. Типичный пример президентской республики — США. Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами: • президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер); • президент избирается парламентом; • правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за деятельностью президента; • выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства; • у главы государства есть право на роспуск парламента. К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия. Характерные черты смешанной республики: • глава государства избирается населением; • президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом; • президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент. К смешанным республикам можно отнести Францию и Россию (Российскую Федерацию иногда рассматривают как президентскую республику, кроме того, некоторые ученые называют и Россию, и Францию суперпрезидентскими республиками). Форма государственного устройства — административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация. Унитарное государство— единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Примеры унитарных государств — Греция, Италия, Беларусь, Тунис, Черногория и др. На территории унитарного государства действует одна конституция, существует единая система законодательства, возможность иметь только одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые руководят соответствующими органами местного самоуправления. Федерация— добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций: • верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти; • конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации; • субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти; • возможность иметь двойное гражданство; • наличие двухпалатного парламента; • двухканальная система налогов. Федерации бывают территориальные и национальные. К федеративным государствам относятся Россия, США, ФРГ, Бразилия, Швейцария, Индия и др. Конфедерацияпредставляет собой временный, юридический союз суверенных государств, созданный для достижения общих целей. Отличие конфедерации от федерации состоит в следующем: • конфедерация, как правило, не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов; • государства-участники сохраняют свой суверенитет; • правовой основой является договор между участниками; • имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств; • как правило, не имеют единого гражданства и др. Примеры конфедераций: Германский союз (1815–1867); Швейцарский союз (1815–1848); США (с 1781 г. была законодательно утверждена конфедерация); Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.); созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет — Сирия). Политический режим — совокупность способов и методов осуществления политической власти государством. Выделяются два режима: демократический и антидемократический. Характерные черты демократического режима: • органы власти формируются демократическим путем; • действует многопартийная система; • широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты; • равенство всех перед законом, принцип верховенства закона; • принцип разделения властей. В условиях антидемократического режима нарушаются права и свободы человека и гражданина, запрещается деятельность оппозиционных партий, осуществляется тотальный контроль за всеми проявлениями общественной жизни. К таким режимам относятся: тоталитаризм, тирания, деспотия, авторитарный режим и др. 2..Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством Основные признаки правового государства: 1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную. 2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя. 3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. 4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить. 5. Взаимная ответственность государства и личности: 6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав и свобод личности 7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов 8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права). 3. Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства. Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов: 1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства: – органы представительной власти; – органы исполнительной власти; – судебные органы; – контрольно-надзорные органы; 2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.: 1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки; 2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны; 3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность; 4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства. Механизм государства действует на основе принципа разделения властей - власть делится на следующие ветви власти: 1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни; 2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов; 3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение. Особенности структуры гос. механизма в России:
|
|||
|