Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема Основные понятия о государстве



Тема Основные понятия о государстве

1.Понятие, признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим

2. Правовое государство

3. Государственный механизм и его структура.

1.Государство — это организация суверенной политической власти общества, распространяющей ее на свою территорию и население на основе юридически обязательных велений.

Государство как социальный институт обладает следующими признаками:

• суверенитет - независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

• территория;

• население;

• публичная власть-система гос.органов;

• аппарат управления – президент, правительство и т.д;

• аппарат принуждения (правоохранительные органы);

• армия;

• право;

• налоговая система;

• государственные символы (флаг, герб, гимн).

Функции государствапредставляют собой основные направления его деятельности и могут быть классифицированы по разным критериям. Выделяют следующие функции государства:

1.внутренние или внешние (в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач); К внутренним функциям государства относятся:

• экономическая (выработка экономической политики, установление правовых основ рынка и ценовой политики);

• социальная (создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

• экологическая (строительство гидромелиоративных, ирригационных, транспортных и иных общественных систем);

• информационная;

• налоговая;

• охранительная.

К внешним функциям государства относятся:

• оборонная;

• внешнеэкономическая;

• функция культурного сотрудничества;

• дипломатическая;

• экологическая;

• информационная.

2.постоянные или временные (по продолжительности их существования и деятельности);

3.законодательные, управленческие, правоохранительные или информационные (по принципу разделения властей).

Форма государства — это организация и устройство государственной власти, которая характеризуется формами правления, государственного устройства и политическим режимом.

Форма правления указывает порядок формирования органов государственной власти, их взаимоотношения между собой и с гражданами.

Выделяют две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия— форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

Республика— форма правления, при которой высшие органы власти и высшие должностные лица избираются, а срок их полномочий конституционно ограничен.

Различают такие виды республиканской формы правления, как президентская, парламентская и смешанная республики (кроме того, некоторые ученые выделяют суперпрезидентскую республику).

Для президентской республики характерно следующее:

• глава государства является и главой правительства;

• глава государства избирается населением;

• правительство формируется главой государства и несет ответственность только перед ним;

• глава государства не имеет права роспуска парламента.

Типичный пример президентской республики — США.

Парламентская республика характеризуется следующими основными чертами:

• президент выполняет только функцию главы государства, исполнительную же власть возглавляет премьер-министр (председатель правительства, канцлер);

• президент избирается парламентом;

• правительство формируется парламентом, который осуществляет парламентский контроль за деятельностью президента;

• выражение недоверия одному из членов кабинета министров приводит к отставке всего правительства;

• у главы государства есть право на роспуск парламента.

К числу парламентских республик относятся Австрия, Италия, ФРГ, Финляндия.

Характерные черты смешанной республики:

• глава государства избирается населением;

• президент формирует правительство, но оно несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом;

• президент может отправить правительство в отставку и может распустить парламент.

К смешанным республикам можно отнести Францию и Россию (Российскую Федерацию иногда рассматривают как президентскую республику, кроме того, некоторые ученые называют и Россию, и Францию суперпрезидентскими республиками).

Форма государственного устройства — административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

Выделяют следующие формы государственного устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация.

Унитарное государство— единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Примеры унитарных государств — Греция, Италия, Беларусь, Тунис, Черногория и др.

На территории унитарного государства действует одна конституция, существует единая система законодательства, возможность иметь только одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. В унитарном государстве существуют единые представительные, исполнительные и судебные органы, которые руководят соответствующими органами местного самоуправления.

Федерация— добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Можно выделить ряд признаков, характерных для большинства федераций:

• верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти;

• конституция разграничивает полномочия субъектов федерации и самой федерации;

• субъекты федерации могут принимать свои конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты; они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти;

• возможность иметь двойное гражданство;

• наличие двухпалатного парламента;

• двухканальная система налогов.

Федерации бывают территориальные и национальные. К федеративным государствам относятся Россия, США, ФРГ, Бразилия, Швейцария, Индия и др.

Конфедерацияпредставляет собой временный, юридический союз суверенных государств, созданный для достижения общих целей.

Отличие конфедерации от федерации состоит в следующем:

• конфедерация, как правило, не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;

• государства-участники сохраняют свой суверенитет;

• правовой основой является договор между участниками;

• имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;

• как правило, не имеют единого гражданства и др.

Примеры конфедераций: Германский союз (1815–1867); Швейцарский союз (1815–1848); США (с 1781 г. была законодательно утверждена конфедерация); Австро-Венгрия (до 1918 г.); Швеция и Норвегия (до 1905 г.); созданная в 1958 г. и распавшаяся в 1961 г. Объединенная Арабская Республика (Египет — Сирия).

Политический режим — совокупность способов и методов осуществления политической власти государством.

Выделяются два режима: демократический и антидемократический.

Характерные черты демократического режима:

• органы власти формируются демократическим путем;

• действует многопартийная система;

• широкий круг демократических прав и свобод гражданина в совокупности с механизмом обеспечения их реализации и защиты;

• равенство всех перед законом, принцип верховенства закона;

• принцип разделения властей.

В условиях антидемократического режима нарушаются права и свободы человека и гражданина, запрещается деятельность оппозиционных партий, осуществляется тотальный контроль за всеми проявлениями общественной жизни. К таким режимам относятся: тоталитаризм, тирания, деспотия, авторитарный режим и др.

2..Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную.

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав и свобод личности

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

3. Механизм государства - это особым образом организованная система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

– судебные органы;

– контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей - власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Особенности структуры гос. механизма в России:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.